Стратеги Демократов разработали первый рабочий вариант предвыборной программы партии для следующих выборов. В основном он, конечно, пригодится Демократам на промежуточных выборах в ноябре 2018 года. Однако уже и в ноябре этого года состоятся выборы различного уровня в некоторых штатах, где Демократам необходимо показать избирателям свою полезность.
К серьезным выборам в этом году можно отнести избрание мэра Нью-Йорка, а также губернатора Вирджинии. Во втором случае намечается серьезная борьба между действующим губернатором Ральфом Нортамом (Демократом) и его конкурентом Едом Гиллеспи, не так давно победившим на прошедших в штате праймериз Республиканцев.
Долгая череда провалов Демократов на выборах всех уровней: катастрофическое поражение на промежуточных выборах в ноябре 2014 года, затем проигрыш на президентских выборах и выборах в Конгресс в ноябре 2016 года, а потом и поражение на всех четырех досрочных выборах в этом году, вынуждает стратегов перестраивать программу партии с нуля. Уверенная победа Обамы в 2008 вселила в Демократов надежду на то, что у них теперь имеется непобедимая коалиция избирателей: миллениалов, представителей этнических меньшинств и незамужних женщин. Для того, чтобы удержать подобную коалицию, Демократы приняли на вооружение культурную “политику идентичности”, которая до этого времени в основном оставалось популярной среди узкого круга радикальной либеральной общественности.
“Политика идентичности” представляет из себя типичное олицетворение культурного марксизма: максильманое раздробление общества на множество атомизированных групп, получающих статус “жертв белого патриархального уклада” и требующих для себя особого положения. Апогеем реализации “политики идентичности” стала кампания Хиллари Клинтон, которая, не в силах указать на свои реальные достижения, строила свою стратегию вокруг того, что она женщина и поэтому должна победить. Впрочем, как оказалось,
большинство избирателей континентальной Америки за пределами либеральных мегаполисов и двух побережий не в восторге от “политики идентичности”, а магическая коалиция Обамы, скорее всего, просто развалилась к концу его второго срока.Теперь перед Демократами стоит задача каким-то образом постараться апеллировать к избирателям, недовольным положением дел в стране, за пределами их партийной базы. Досрочные выборы в этом году уже показали, что
строить свои электоральные стратегии на одной лишь критике Трампа и обвинениях в сговоре президента с Россией не дает хорошие результаты на выборах. Нужна позитивная программа действий — и желательно за пределами “политики идентичностей”, чтобы в очередной раз не отпугивать белый электорат и средний класс.
Партийные стратегии предлагают вернуться к довольно радикальной популистской риторике, которая была присуща Демократам до победы Билла Клинтона в ноябре 1992 году, сильно сдвинувшего свою партию в правую сторону в течение обоих президентских сроков.
Демократы называют свою новую программу “Better Deal” — по аналогии с The New Deal Рузвельта. Суть её состоит в противостоянии корпоративным интересам, которые, по-мнению Демократов, контролируют правительство, медиа и все остальные институты власти. Стратеги приводят в программе ссылки на то, что с их точкой зрения согласно большинство избирателей не только в либеральных и колеблющихся штатах, но и во многих консервативных регионах.
Демократы планируют использовать факт того, что в администрации Трампа находятся много выходцев с Wall Street (в частности, из Goldman Sachs) и из топ-менеджмента крупных корпораций, для изображения его кабинета как совета миллиардеров, которым наплевать на жизни простых американцев. Мол, именно поэтому Трамп так настойчиво добивается снижения налогов: ведь от него сильнее всего выиграют корпорации и миллиардеры. Конечно, это полная чушь — крупные корпорации или миллиардеры не платят налоги в США: они всегда находят лазейки, чтобы вывезти средства в офшоры Панамы, Ирландии или Каймановых островов. Основная налоговая нагрузка приходится на обеспеченный средний класс, и как раз его благосостояние существенно улучшится от снижения налогов. Но
для некоторых избирателей, не очень разбирающихся в подобных экономических тонкостях, такая риторика может показаться интересной.Не меньшее
внимание Демократы уделяют вопросу влияния денег в политике, который их беспокоит уже 7 лет — со дня судьбоносного решения Верховного суда о Citizen United, которое де-факто разрешило американцам давать неограниченные средства формально не связанным с кандидатами внешним группам на выборах. Демократы в своей новой программе
намерены еще больше уверять население в том, что Америкой правят консервативные олигархи, которые помогли Республиканцам получить большинство в обеих палатах Конгресса и контроль над Белым Домом. Буквально несколько дней назад поступила информация о сборе средств на будущие выборы партийными комитетами Республиканцев и Демократов.
Если Республиканцы за второй квартал этого года смогли заполучить около $20 млн на свои электоральные нужды, то у Демократов цифры гораздо скромнее — немногим более $5 млн. Наверняка, в скором времени Демократы попробуют представить свои очередные фандрайзинговые провалы как то, что у них нет поддержки консервативных миллиардеров, в интересах которых работает действующая президентская администрация.
В целом,
новая программа Демократов почти дословно повторяет многие агитационные материалы Берни Сандерса — сенатора от Вермонта и главного прогрессивного кандидата на предыдущих президентских праймериз партии.
Это говорит о том, что Демократы готовы сдвигаться влево, пытаясь побороть правый популизм администрации Трампа левым популизмом до-клинтоновской эпохи своей партии. Программа пока еще носит рабочий характер: например, она во многом лишь построена на одной лишь критике,
в ней почти нет предложений и инициатив. Хотя некоторые из них можно и так предсказать:
вероятно, Демократы будут требовать повышения налогов на корпорации и миллиардеров и драконовских законов, ограничивающих пожертвования политических кандидатам. Не сказать, что сейчас это выглядит очень перспективно, но успех Демократов в будущем во многом будет зависеть от двух вещей: удастся ли Трампу до промежуточных выборов 2018 года выполнить основные обещания и в каком состоянии к тому моменту будет находиться экономика. Например,
если за это время начнется рецессия, произойдет кризис или финансовый крах, то любая популистская риторика, направленная против богатых, точно станет более выигрышной в глазах избирателей.
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия