На сегодняшний день принято решение о том, что все без исключения госкорпорации инфраструктурного, нефтегазового и военно-промышленного секторов будут обязаны направить на выплаты акционерам 50% чистой прибыли по МСФО. Ранее, напоминает ТАСС, действовал норматив в 25% прибыли. Повышенную норму в 50% Минфин ввел в качестве развой меры в 2016 году. Впрочем, тогда "Роснефти" и "Газпрому", крупнейшим донорам государства, удалось добиться поблажек и выплатить почти вдвое меньше.
В начале апреля министр финансов Антон Силуанов говорил, что расходы федерального бюджета РФ на 2017 год могут быть увеличены на сумму дополнительных ненефтегазовых доходов в размере около 200 млрд рублей, однако это будет возможно лишь в случае, если госкомпании выплатят дивиденды в размере 50% прибыли.
Но стоит напомнить, что ранее называлась сумма 200 млрд, причем, исходя из расчетов, только Газпром должен направить в бюджет 238 млрд рублей. Так, при прибыли в 954 млрд рублей, "Газпрому" придется выплатить государству и другим акционерам 477 млрд рублей, из них 238,5 млрд - властям.
На самом деле в этом году борьба за дивиденды госкомпаний развернулась очень нешуточная, комментирует происходящее генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. Нельзя сказать, что и в прошлом году госкомпании с радостью расставались с половиной собственной выручки, добытой вопреки негативному влиянию полномасштабного кризиса в стране, но в этом году государству в буквальном смысле приходится отвоевывать свое. Как ни странно, но больше других сопротивляются не самые бедные (в первую очередь предприятия оборонки, которые так же должны поделиться с государством прибылью), а самые богатые.
Несмотря на то что решение о направлении в федеральный бюджет дивидендов, исходя из уровня выплат дивидендов в размере 50% прибыли госкомпаний уже принято, вопрос о том, сколько должны отдать государству богатейшие и крупнейшие компании страны, а именно Газпром и Роснефть, остается нерешенным, отсюда и столь скромные ориентиры даже в сравнении с прошлым годом, указывает аналитик. Интересно при этом, что в очередной раз на повестку дня всплывает вопрос, а такие ли государственные крупнейшие нефтегазовые компании. И хотя 50% Роснефти контролируется государственной структурой Роснефтегаз, а 50% так же принадлежит государству через Росимущество, Росгазификацию и тот же Роснефтегаз, как только речь заходит о выплате части прибыли в бюджет, возникают сомнения относительно того, обязаны ли обе компании платить.
Происходит это и сейчас, говорит Паршин и напоминает, что ни Газпром, ни Роснефть до сих пор окончательно не решили, какой долей прибыли готовы поделиться с государством. Роснефть, скорее всего, не станет выполнять требования государства и направит на выплату дивидендов не 50%, а 35%. И Роснефти это простят уже хотя бы потому, что по итогам прошлого года чистая прибыль компании составила всего 181 млрд рублей, то есть почти вдвое меньше, чем в 2015 году.
Понятно, что снижение показателей связано с рядом крупных инвестиционных программ и, конечно, покупкой Башнефти, но показатели действительно скромные, так что, на мой взгляд, заставлять Роснефть платить больше не станут. У Газпрома проблем с чистой прибылью нет: за 2016 год она выросла на на 21% и составила 951,637 млрд руб. Казалось бы, ничто не мешает крупнейшему экспортеру газа поделиться с акционерами и государством, но нет, этого Газпром тоже, скорее всего, не сделает.
Во-первых, объясняет эксперт, у Газпрома тоже много крупных инфраструктурных проектов, чего стоит только финансирование NordStream, а во-вторых, правление уже рекомендовало совету директоров выплатить дивиденды в размере 7,89 рубля на акцию при том, что в федеральный бюджет на текущий год заложены 18,86 рубля на акцию.
Госкомпании при этом отлично понимают, что государству в этом году деньги нужны даже больше, чем в прошлом.
В частности, грядут выборы, нужны дополнительные средства на социальные проекты, чтобы повышать уровень электоральной поддержки, так что подготовка к дивидендным выплатам с их стороны началась уже давно. Уже реализуемые, реализованные и перспективные инвестпрограммы госкомпаний дают им отличный повод избежать ощутимых потерь в результате выплат дивидендов, а с учетом того, что именно нефтегазовый сектор обеспечивает львиную долю поступлений в госбюджет при выплате дивидендов, нет ничего странного в том, что целевые уровни в этом году оказались даже ниже прошлогодних.
Да, цифра в 150 млрд совсем не впечатляет и не является критичной для бюджета, признает аналитик Алор Брокер Кирилл Яковенко. По оценкам компании, исходя из заявлений представителей госкомпаний, со всех них удастся собрать около 400 млрд рублей. Дело в том, что, к счастью, мы уже находимся в капиталистической, а не плановой социалистической экономике, и просто так в приказном порядке заставить компании выплатить такие дивиденды, которые нужны бюджету, нельзя. Потому что, хотя они и госкомпании, но в них есть, во-первых миноритарии, которые могут быть не согласны с таким решением, а во-вторых, есть множество других законов, кроме директивы Минфина, которые также необходимо соблюдать.
Есть, продолжает эксперт, также уставы компаний, есть закон об акционерных обществах, и они были составлены таким образом, чтобы исключить в том числе вот такие директивные вмешательства в деятельность компаний. Для корпорации направлять половину средств на дивиденды означает, что существенно сократится инвестпрограмма, а такое можно себе позволить только если ты монополист на зрелом рынке. Таких случаев сейчас почти не осталось, в том числе потому, что рынок стал глобальным, и тот же Газпром конкурирует на международном рынке с компаниями развитых стран, а значит, у него должна быть сопоставимая инвестпрограмма.
Следует, что рост капитализации госкомпаний за счет увеличения дивидендов — иллюзорен, уверен Кирилл Яковенко, так как вы можете купить бумаги незадолго до даты отсечки и продать сразу после нее — капитализации это никак не поможет, только добавит волатильности. Именно поэтому в реальности всего лишь несколько компаний выплатят честные 50% прибыли от МСФО в виде дивидендов: по нашим оценкам, это могут быть Аэрофлот, Русгидро, Алроса, в то же время даже Сбербанк, скорее всего, выплатит не больше 25%.
http://expert.ru/2017/04/28/pribyil/