Именно в силу замалчивания угрозы бюджетного кризиса и важности этой темы для стратегии России на ближайшие 6 лет такой неожиданной оказалась тема пенсионной реформы в её конфискационном виде (ибо количество денег не выросло, а уменьшилось, и надо установить новый порядок, когда всем будет хуже, чем было прежде). Это стало поводом для огромного количества превратных оценок, ложных трактовок и неверных прогнозов. И самое удивительное, что эти ложные прогнозы и ошибочные трактовки исходят от привычного пула уважаемых экспертов.
Я далёк от попытки упрекнуть экспертов в сознательном вводе масс в заблуждение - они действительно так думают. Но тем удивительнее, что они думают так, оставаясь при этом экспертами.
Есть два основных пункта, которые приняты у экспертов за аксиомы, являясь при этом на самом деле недоказанными теоремами. Это:
1. Идея о том, что в бюджете после роста цен на нефть имеется профицит и никакой бюджетный кризис нам не грозит, а, следовательно, все причины пенсионной реформы - это одурение чиновников от безнаказанности и намерение продолжать казнокрадство. Имеет место всплеск наглости вперемешку с чёрствостью. Это первая ложная аксиома экспертного пула.
2. Идея о том, что пройдена некая черта невозврата, отделяющая власть от народа, и теперь осенью неминуемы серьёзные забастовки, рост протестного движения, а все иллюзии населения относительно общественного договора между народом и властью безвозвратно утрачены по вине власти, из этого договора вышедшей. Это вторая ложная аксиома экспертного пула.
Повторяю – оба тезиса, поданные как аксиомы, на самом деле являются теоремами, доказательства которых так и не были представлены. Все аргументы исходят из не рациональных, а из иррациональных предпосылок. Эксперты так видят. Они транслируют своё субъективное восприятие ситуации. Полных цифровых выкладок не предоставляли ни разработчики реформы, ни их оппоненты. Судить рационально мы не можем, и нам приходится верить на слово тем, кто более эмоционален в оценках. Так можно работать с электоратом, но так нельзя работать с профессионалами, кем и должны являться эксперты.
Из всего сказанного бесспорным является лишь то, что пенсионная реформа в её нынешнем виде, несомненно, является социальным злом. Очень болезненным ударом по благосостоянию широких масс населения, и без того последние годы постоянно терявших уровень благосостояния. Всё остальное является не только спорным и неочевидным, но и ложным.
Утверждать, что кто-то защищает пенсионную реформу в её правительственном варианте - это такое же глупое дело, как уверять, что найдутся те, кто считает, что лучше быть бедным и больным, чем богатым и здоровым. Поскольку таких не найдётся, то все попытки обвинить кого-то в защите очевидно плохого действия, несостоятельны и лживы. Никто не считает, что отнять у людей, и без того бедных, ещё больше денег - затея хорошая, прогрессивная и несущая радость. Даже те чиновники, которые по долгу службы вынуждены так говорить, демонстрируют не глупость, а неумение оправдывать плохие управленческие решения. Они сами в это не верят, потому их слова не встречают доверия у общества. Все всё понимают, и никто не собирается на чёрное говорить, что это белое. Во всяком случае, не собирается это делать искренне. Все утверждения в защиту пенсионной реформы являются лживыми высказываниями. Потому что настоящая правда так и не прозвучала.
Всякий конфликт – это несовпадение ключевых интересов разных сторон этого конфликта. Любой конфликт в начальной стадии несёт в себе конструктивное начало, являясь поводом построить более совершенную систему настройки групповых интересов. И если на начальной стадии такой настройки не происходит и конфликт не решается, то он переходит в стадию деструктивную. Ту, за которой возникают новые волны эскалации, и в результате система не только не обретает новые свойства, но и утрачивает старые. Если раньше хоть разговаривали, то сейчас обзываются и готовы начать кидаться тарелками. В этом и состоит деструктивность конфликта.
Особенность любого конфликта в том, что аргументы каждой его стороны являются серьёзными и обоснованными. У каждой стороны своя правда, и это нужно признать и понять. И только нежелание другой стороны услышать опасения и мотивы оппонента и с должной серьёзностью к ним отнестись, делает невозможным достижение договоренности.
Однако договориться необходимо ради предотвращения деструктивной фазы конфликта, от которой с очевидностью проиграют все его стороны - а их может быть больше двух. Именно этот мотив удерживает за столом переговоров даже в том случае, когда партнёр крайне неприятен, и история отношений с ним очень негативна. Как бы ни раздражал партнёр - это партнёр, хотя бы потенциальный, с которым нам нужно договариваться. Просто потому, что война - намного более худшая альтернатива.
Но чтобы договориться, надо попытаться сначала понять противника. И не только понять, но и дать ему понять, что его понимают. Это намного облегчает переговорный процесс, потому что создаёт атмосферу доверия, без которой никакие переговоры не состоятся, и стороны продолжат воспринимать друг друга как противников. Понять другую сторону - это значит признать за ней право на обеспокоенность. Но вовсе не значит полностью принять его точку зрения, согласиться со всеми его аргументами - потому что у вас свои аргументы. Подчёркиваю: понять - вовсе не значит принять, согласиться. Понять - это всего только понять, услышать. Принять во внимание. И всё.
Таким образом, требуется партнёрская модель переговоров, в которых сторонами выступают власть и общество. Партнёрская модель опасна тем, что уязвима для манипуляций, но она немедленно выводит манипулятора на чистую воду. В этом случае переговоры прерываются, и это является неудачей манипулятора, выдававшего себя за партнёра. Манипуляция удаётся лишь тогда, когда её не раскрыли. Власть применила к обществу манипуляцию, которая была раскрыта и вызвала такую волну негодования, что общество вышло из переговоров и перешло к ультиматумам - делу заведомо тупиковому по отношению к власти.
Именно раскрытая манипуляция вызвала такой высокий уровень обиды, хотя властью на первый план в аргументах выставлены именно экономические аспекты. Но обиделись не на них. Обиделись за попытку проманипулировать. Прикрыться футболом, не сообщая о намерениях заранее. Правительство утратило доверие, народ насторожился. Разговаривать невозможно уже ни о чём. И сейчас главной задачей власти является не убедить общество в своих аргументах, а вернуть его за стол переговоров. Успокоить его, показав свои партнёрские намерения.
Ничего подобного в обсуждении пенсионной реформы не происходит. Власть не только не возвращает общество за стол переговоров, а и аргументы свои толком не предъявляет. То есть продолжает манипуляцию, уже раскрытую. Чем ещё более ухудшает свои перспективы в диалоге с обществом по важнейшему для всех вопросу.
Я не знаю, какие там ушлые политтехнологи консультируют лиц, принимающих внутриполитические решения, но они явно по своим компетенциям на 10 голов уступают переговорщикам внешнеполитического блока. Там так грубо не действуют - потому и результаты совершенно иные. Собственно, мы видим, что наши тонкие и искусные дипломаты намного превосходят циничных и нагловатых политтехнологов внутриполитического блога по всем параметрам. Внешнеполитический блок намного квалифицированнее внутриполитического. Хотя бы потому, что дипломаты, если и применяют манипуляции, то их раскрытие не приводит к таким оглушительным провалам в политике, как у наших внутренних политтехнологов.
Пенсионная реформа в России, опять протекающая в виде шока без терапии, во-первых, вызвана тяжелейшими структурными перекосами в области прихода и расхода бюджетных средств. Во-вторых, глубокой демографической ямой. Да, от роста цен на нефть сейчас возник небольшой бюджетный профицит, но это если не видеть расходных нужд. В России большая часть регионов - дотационная, плюс намного возросли расходы на оборону, плюс необходимо использовать внутренние источники инвестиций для выхода из сырьевой ловушки. Если на бюджет повесить ещё и растущие с каждым годом пенсионные нагрузки, он не выдержит.
Цены на нефть могут в любой момент опять упасть, тогда упадут и доходы. Поскольку внешние инвестиции под санкциями, а внутренний частный капитал недостаточен, то главным источником инвестиций будет государство - так всегда бывало в истории, и сейчас нет никакого иного источника, кроме государства. Наша модель государственно-монополистического капитализма будет использована для концентрации капиталов на основных направлениях экономического прорыва. Вложения пойдут через подконтрольные государству госкорпорации. Как это было с Крымским мостом. Для этих целей нашли 25 триллионов на 6 лет и не хватает ещё 8-ми.
Как видим, при таких цифрах все доходы от нынешнего скачка цен на нефть недостаточны. И даже отказ всех олигархов от зарплаты тут не поможет. Речь о совсем иных цифрах. Дыра в бюджете колоссальна, она продолжает с каждым месяцем расширяться, и не принимать срочных мер жёсткой экономии нельзя, это надо делать срочно и ещё вчера, а объявить об этом политически страшно. Потому что непременно журналистские и оппозиционные спекулянты на этой теме прекрасно наживутся.
Затяжка с реформами - это затягивание мучений масс. Торопливость с реформами - это шоковая реакция без анестезии, когда возможна смерть от болевого шока. Разворот недовольства против министров - это репрессии против врачей, которым предстоит делать вам неотложную операцию. Рвать зуб или удалять аппендицит. Можно и не делать. Можно делать и по частям. Что лучше? Вот вы оказались на месте президента, неважно, кто он по фамилии, ваша у него теперь фамилия - что вы станете делать в таком случае? Была такая рубрика в советской газете: "Если бы я был директором". Как бы стали действовать вы, если бы были президентом? Вот вам карты в руки - играйте. Делайте свой ход. Но помните о том, что ответственность за ошибку - смерть. Реальная, а не игровая.
Понять власть необходимо для того, чтобы помочь не только ей, но, прежде всего, себе. Для этого надо знать всю правду и взвесить все альтернативы с открытыми глазами. Знаменитый белорусский эксперт по переговорам Александр Кондратович разработал уникальную школу переговоров, основанную на научных методах построения переговорных стратегий. Одним из его изобретений является принцип "Золотого квадрата переговоров". Это требование всегда изучать 4 основных вопроса: интересы сторон, риски сторон, рамки возможного для сторон и варианты решений сторон.
Кондратович учит: пока мы в интересах, рисках, рамках и возможностях - мы в переговорах. Это и есть суть любых переговоров. Когда мы вышли за круг этих тем - мы вышли из процесса переговоров, о чём бы мы ни говорили. И задачей переговорщика является затянуть партнёра обратно, вернуть его к обсуждению круга этих вопросов - то есть переговорную ситуацию превратить в переговорный процесс. Единственную альтернативу перерастания конфликта в деструктивную фазу.
Ничего подобного мы сейчас не наблюдаем. Никто всерьёз не обсуждает ни интересы сторон, ни риски, ни рамки, ни варианты. То есть между властью и обществом нет состояния переговоров. И это запредельно чревато. Каждый день затяжки всё больше сжигает потенциал доверия. Люди не хотят, чтобы их изучали, как лягушек в эксперименте. Людям не нравится ожидание, потому что затягивается фаза неопределённости - самая травматичная для психологии манипуляция.
Далее -
http://www.iarex.ru/articles/58722.html