А вот теперь личные замечания- С журналистской и страноведческой точки зрения вся ситуация очень интересная и показательная. К сожалению, пока занят другими делами, но через неделю вернусь к активной работе, так что надеюсь, что будет хватать и «инсайда». Хотя и так того, что пишут в СМИ хватает, не успеваешь даже это все обрабатывать…
- За это время в Корее прошли две крупные демонстрации – 12 и 19 ноября – когда сначала в Сеуле, а потому по всей стране вывели около миллиона (реально чуть поменьше, но не суть) человек. Это серьезная заявка, но Пак не впечатлило.
- Насколько я могу судить, у Пак Кын Хе сейчас сформировался простой, четкий подход: Раз вам не хватило вам моих двух извинений, то я обиделась, а потому вообще ни хрена делать из того, что требуете не буду. А именно: 1) в оставку не уйду сама, 2) продолжу работать будто ничего не произошло 3) постараюсь отвлечь внимание публики другими делами и скандалами, 4) если вы продолжаете меня подозревать и обвинять, то вы неправы, потому что я права.
Лично я не хочу занимать тут никаких сторон, пусть корейцы сами разбираются и решают, да и кому мое мнение интересно. Но судя по действиям подход Пак именно таков: идти напролом, а народ найдет в итоге другое занятие.
Сегодня прокуратура сильный удар сделала Пак – почти под дых. Если бы Пак была обычным человеком, что ее бы и на допрос вызвали и дело уже бы в суд передали. Ее пока спасает только иммунитет президент – измены не совершала, людей лично ножом не резала, а на все остальное – иммунитет. Тактика пользоваться этим и пытаться не решить «на моральных понятиях», что важно для Кореи, рискованна, что можно нарваться на бурю народного гнева и гнева беспощадного, но Пак решила, похоже, рискнуть.
Сегодня после заявления прокуратуры Пак Кын Хе и на прокуратуру обиделась. Было заявлено сначала через адвоката, а потом и через официального представителя администрации президента буквально следующее: «Все ваши обвинения – это лишь предположения и бездоказательны, это все неправда и несправедливо». Дальше – больше: Пак отказалась от своих обещаний о готовности согласиться на допросы прокуратуры и теперь «ну вас нафиг» и было сказано: «чем такое расследование – лучше пытайтесь тогда импичмент провести, чтобы окончательно стало ясно».
Тут, если следишь за всей ситуацией, все равно остаются к Пак вопросы, даже если принять, что «прокуроры – козлы» (хотя люди-то формально подчиняются минюсту, а тот президенту, но все же они нашли в себе силы «предъяву кинуть» и президенту, хотя, как сейчас очевидно, далеко не все были за такой радикальный подход, но принципиальный подход возобладал).
Прокуратура настаивала а) на личном допросе и б) три раза переносила сроки этих допросов 15, 16 и 18 ноября. Пак при этом все равно гнула свою линию: я хоть и согласилась, но хочу не личный, а лишь письменный допрос (ваши вопросы – мои ответы на бумаое и всё) и мне надо время. На прокуроров давило время: они задержали всю выше упомянутую в заметку троицу и им надо было либо обвинения предъявлять либо отпускать либо продлевать пытаться. Пак это знала, но все равно «требуется время». Время требуется, но на что? Обычному человеку время на подготовку к допросу не дают, но прокуратура трижды переносила сроки и была готова сама приехать в администрацию президента, чтобы задать вопросы. Теперь же Пак заявляет, что «ей не дали права на защиту».
Лично у меня складывается впечатление, что она немного осталась во времени, когда правил ее отец, когда президент – это всё. В Корее сейчас президент – это очень многое, но вот далеко уже не всё. Она же на эти ограничения реагирует очень нервно.
Другая проблема – по ряду важных вопросов ответ (не лично Пак, но её адвоката или официального представителя администрации президента, что сути не меняет) один: «Вы всё врете! Я не виновна!» Когда спрашивают: «А как все было? Расскажите в деталях, чтобы можно было проверить!» Ответов нет и это все уже видят. Это, в частности, касается вопроса, где Пак была во время, когда «Севоль» тонул. До сих пор ответ один и тот же: «Работала!», а «Где именно?» - «Президент всегда на рабочем месте, за те 7 часов мы ей 30 раз докладывали о ситуации!» - «Но где именно находилась всё время, вы же можете сказать?» - «Деталей не предоставим!» Это почти дословный пересказ общения на брифинге в администрации.
Такой же стиль и по другим вопросам. Сейчас прокуратура же дала понять, что Пак они считают либо напрямую замешанной либо руководителем либо как минимум осведомленной обо всем том, что происходило в рамках скандала. То есть виновна.
Президент же теперь решила воспользоваться тем, что процедура импичмента длинна, сложна. А потому народу надоест, в правящей партии ее люди у поста, в итоге со временем пройдет. Пока всё идет не по её сценарию: народу пока не надоедает, корейцы наоборот встряхнулись и как бы им вернулся тот заряд эмоций, который они не показывали уже лет 10, если не больше. В правящей партии уже сегодня дошло до открытой ругани, когда всё идет к расколу партии и фракция Пак, которая руководит партией, может остаться в меньшинстве, когда многие даже в правящей партии уже стали выступать за процедуру импичмента и требовать от руководства партии уйти в оставку.
Тут важны цифры. Процедура импичмента выглядит следующим образом: две трети депутатов должны решить, что обвинения в адрес президента серьезны, а потому – импичмент (пока временный). Президент идет на временный отдых, его полномочия временно переходят премьеру и решение теперь за Конституционным судом, который в целом консервативен и не любит дерганий. Суд чешет репу месяца три, после чего решает, либо отстраняем и новые выборы либо возвращаем президента. В 2004 г. президента Но Му Хена после импичмента вернули, но там была совсем другая ситуация: обвинения были явно слишком натянутыми и однозначно не могли лечь в основу реального отстранения, доминировавшие в парламенте консерваторы (это фактически нынешняя правящая) имели более двух третей мест, а потому грубо этим воспользовались, общественность была на стороне Но Му Хена. Сейчас же все плохо для президента: обвинения таковы, что видны явные личные грехи президента, общественность выступает и во многом именно она движет всей инициативой за импичмент, даже правящая партия частично за отставку.
В парламенте сейчас 300 мест, для отстранения и передачи дела в Конституционный суд (КС) надо две трети, то есть 200 мест. Сегодня очень серьезные основания помимо «чисто моральных», которые также тут важную роль играли и играют, дала прокуратура. Оппозиция + независимые депутаты уже высказались за импичмент – это 171 место. У правящей партии «Сэнури»– 129 мест. Сегодня сразу же как минимум 32 депутата от «Сэнури» сказали, что «надо импичмент». И это только начало, многие колеблются, а многих не спрашивали, но уже в любом случае есть более 200 голосов, что достаточно для начала импичмента.
С учетом подхода Пак Кын Хе «а попробуйте, если вы такие смелые! А мне плевать на все ваши доказательства! А что если миллион выйдет на улицы, что надо каждый раз президента менять?!» (это слова «анонимных источников в близком окружении Пак», но, судя по действиям, эти слова отражают общий настрой Пак), то нас ожидаем начало импичмента.
Параллельно будет идти спецрасследование, где будет еще больше полномочий у следователей, чем даже у Генпрокуратуры. Сейчас для Пак ситуация такова, что каждое ее молчание будет трактоваться не в ее пользу. Были тут фразы у некоторых наших экспертов, что «прокуратура не предъявила достаточных доказательств общественности», с которыми я не согласен. Во-первых, все доказательства прокуратура должна предъявлять суду, а не выставлять на общий «базар-вокзал», сегодня прокуратура сказала все предельно четко: «была бы обычным человеком – официально была бы арестована, а так просто де-факто обвиняемая, доказательств хватает». В СМИ хватает примеров, когда в прокуратуре (вообще, по моим впечатлениям, следователи очень многое рассказывают журналистам, очень) говорили «есть железные доказательства». Один из примеров есть в заметке. Другой пример – есть аудиозаписи телефонных разговоров Пак с ее уже арестованным помощником Чоном, где она говорит показать документы Чхе. Формально может, конечно, только это и нельзя считать полностью основанием для отставки (только это), но хотя бы это говорить «прокуратура заявила о виновности, не имея доказательств» уже не позволяет. А Пак именно это сейчас и говорит, но по сути ни на один вопрос не ответила.
Скандал да, несколько необычный. Тут сыграли в тандеме и прогрессивные СМИ (противники Пак) и консервативные. Понятно, что оппозиции только дай повод, но вот и в правящем лагере явно есть силы, кто готовы подыграть всему этому движению. Я далек от уже появившихся многочисленных теорий заговора про руку Америки (она же везде! Мол, передел сфер валютного влияния, наказали Пак, что она недостаточно проамерикански настроена… Это Пак-то недостаточно?!!!), но всё же есть странности.
Вот тут (во второй половине статьи) есть, как скандал начался и как развивался
https://rg.ru/2016/11/08/v-ramkah-skandala-v-koree-proveli-obyski-v-samsung-electronics.html Какое-то необычное единодушие… Понятно, что фракция даже в правящей партии «за Пак» и «против Пак» ещё те «друзья» и они хуже многих врагов друг для друга, но как-то уж очень интенсивно.
Доказательства появляются на удивление «железные», но их пока не опровергла Пак… Один из примеров – про упомянутые аудиозаписи разговоров помощника Чона с президентом. Эти записи были на мобильнике Чона, который у него конфисковала прокуратура и нашла. Вопрос: «Что за записи?» - «Пак мне звонила, я записывал, чтоб не забыть, что она сказала» - «Что с памятью так плохо?» - «Нет, но она вечно звонила поздно ночью, когда я спал, мог забыть спросонья, потому сделал привычку записывать, а потому прослушивать с утра»… Вот в этих записях и есть слова Пак, где она говорит показать закрытые документы своей подруге… Удачно, не так ли? Но в подлинности особых сомнений нет. Потом еще планшетник Чхве, где переданные ей закрытые документы журналисты тоже удачно где-то раскопали… Чхве долго отпиралась, что «не её»,но там и селфи её и прочее в пользу, что она хозяин, В итоге в прокуратуре делают вывод: «Её планшетник». Но очень удачно нашелся. Фактически он и придал «второе дыхание» этой всей буче…
Если кому интересно, то вот по этой ссылке подборка моих заметок по скандалу
https://rg.ru/author-Oleg-Kirianov/ там хватает подробностей за тот срок, который ее писал в ЖЖ (надо смотреть на те, что имеют отношения к этому скандалу).
В целом же – буча сильная, Пак явно уже гарантировала себе место самого неудачного президента, вопрос в том, может ли остаться на посту. Возможность такая есть, но пока развивается в невыгодном для нее направлении, а она себя ведет так, как привыкла – уперлась рогом, и кто не со мной или сомневается - тот против меня. Проблема в том, что таких «с ней» может оказаться слишком мало. Она задела ряд может и не таких значительных с точки зрения права, но важных для «корейских понятий» тем, потому это ей может выйти боком. Не случайно именно общественность сейчас давит больше всех в пользу импичмента. Её могут решить проучить, как проучили вице-президента Korean Air в «скандале с орешками»: «Ах ты решила, что ты крутая? Сейчас покажем, что мы можем!»
Другой аспект. Пак уже не в первый раз говорит: «Нельзя снимать людей только из-за подозрений». Проблема в том, что она это говорила про своих помощников, которые уже арестованы именно по тем «подозрениям», она не отвечает по существу на вопросы, а говорит лишь «вы не правы», она явно не хочет общаться с народом. Это не время правления ее отца, когда это бы прокатило… Другой аспект – при аналогичных ситуациях прогрессивные президенты и помощников «только из-за подозрений» снимали и сами каялись. В итоге Но Му Хен в отставку отправили, хотя и временно, но по очень слабым обвинениям, а потом и до самоубийства (после завершения президентства) довели. Подход же лидеров от консерваторов другой – это характерно и для Ли Мен Бака и для, как оказалось, Пак Кын Хе – мне всё равно, что там «люди говорят, попробуйте дожать меня по закону, а не по морали». Это соратники и сторонники Но Му Хена запомнили и теперь хотят вернуть должок. Это, конечно, не главный мотив, но «если с нас (прогрессивного лагеря) такого требовали, то и сами (консерваторы) отвечайте по тем же стандартам»…
Ну и опять же личный фактор Пак Кын Хе. Даже хорошо настроенные к ней люди уже очень давно жаловались, что она отгородилась от внешнего мира забором из 4-5 близких помощников, которые фильтруют информацию и решают за нее, а она и сама не хочет особо прислушиваться – не привыкла, папа так не любил делать… Ким Чен Ына подозревают многие в том, что он живет в иллюзорном мире, когда «в КНДР все хорошо», хотя он видит лишь образовые объекты, которые думает, что везде по стране так (одна из версий особенностей его политики), вот и про Пак Кын Хе похожее мнение часто слышно: не понимает всей серьезности ситуации и не осознает, что время правления в стиле «а-ля папа» уже прошло.
Но посмотрим, время покажет, что будет дальше. Точно лишь то, что скучно не будет.
P.S.: пара мелких добавок по скандалу: дочь "серого кардинала в юбке" - подружки Пак Кын Хе - отчисляют из вуза: девочка поступила с нарушением правил. Да и лошадок ей (она занималась конным спортом, поступила в корейский вуз по спецнабору как спортсмен) оплачивал "Самсунг"...