Цитата: tataryn от 24.09.2017 08:01:14Этот бонус в тонну и малый объем МТО - дорогого стоит, когда каждый лишний килограмм экономят. А вот цена самого МТО с ГТД на фоне нынешней стоимости танка в несколько миллионов баксов с дорогущей СУО и КАЗ в перспективе уже не так критична.
Кстати, компактный дизель большой мощности тоже не дёшево и жрёт будь здоров. Как пример - гипербар Леклерка имеет расход, приближающийся к ГТД.
Это принципиалтный недостаток у ГТД по сути только один. Повышенный расход топлива. Но частично он решаем. В плане же эксплуатации танков с ГТД - только исключительно положительные отзыаы от всех танкистов, служивших на Т-80.
ЦитатаК примеру, серийный дизель В-84 для Т-72Б в 1989 году стоил 14 тыс. руб., а ГТД для Т-80 - 104 тыс. руб. При этом коэффициенты подвижности при движении колонн танков составляли: для Т-72 - 1,13; для Т-80 - 1,17.Скрытый текст
Цитатапоклонники ГТД умалчивают, что В-84 идет на относительно недорогой капремонт, а ГТД-1250 идет на списание. В результате суммарный ресурс В-84 гораздо выше, чем у ГТД. Фактический путевой расход топлива, л/км 6,83 и 4,01 - соответственно для Т-80У и Т-90А. Простите - но разница более чем в полтора раза. Это означает, что для снабжения танков с ГТД горючим понадобится вдвое больше автоцистерн (не забывайте - они тоже кушают горючее) и вдвое больше техники и солдат для их прикрытия. Максимальный расход воздуха двигателя, кг/с 4,4 и 1,2 - соответственно для Т-80У и Т-90А. Грубо говоря, ГТД требует воздушный фильтр вчетверо большего размера. Понятно, что это неприемлимо, поэтому размер фильтра сокращен ценой ухудшения очистки воздуха. Отсюда проблемы с работой ГТД в пыльном окружении. Кроме того, проблематичным для танка с ГТД является форсирование водных преград по дну. Дизельные танки могут форсировать небольшие речки с ходу - дизелю хватает воздуха, имеющегося в корпусе танка, для того, чтобы проскочить. С ГТД так не выйдет. Ресурс до первого капитального ремонта, м/ч 1000 и 700 - соответственно для Т-80У и Т-90А. Как видите - теперь уже разница даже не вдвое. А цена капремонта ГТД-1250 такая конская, что его мало кто делает. Объем МТО, м3 2,8 и 3,1 соответственно. Как видите - разница 10%, то есть не особо существенна.
...
Самую главную сложность представляло создание системы воздухоочистки. При равной мощности с дизелем газотурбинный двигатель требовал в четыре раза больше воздуха. Это требовало отводить под воздухоочиститель огромные объемы в моторно-трансмиссионном отделении.В ходе испытаний было опровергнуто ранее существовавшее мнение о достаточном для ГТД уровне пропуска пыли в пределах четырех процентов. Испытания выявили эрозивный износ входных кромок рабочих лопаток компрессора при эксплуатации в условиях повышенной запыленности. Усовершенствовав воздухоочиститель, конструкторы сумели снизить коэффициент пропуска пыли до 2-3%.И все-таки было ясно, что вопросы воздухоочистки будут доминирующими среди всех прочих проблем, стоящих перед конструкторами газотурбинного танка.
Все. На этом работы можно было прекращать. Применение воздухоочистителей с "нулевым" пропуском пыли (то есть 100-процентной очисткой воздуха) резко увеличивает массо-габаритные характеристики силовой установки, а прожорливость ГТД (часовой расход топлива в 1,6-1,8 раза больше, чем у дизеля равной мощности) делает танковые части уязвимыми при любой угрозе нарушения снабжения их топливом.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Вы не правы. Недостатков у ГТД на танках больше.
1. Цена ГТД при прочих равных значительно выше чем у дизельных двигателей. Современные газотурбинные двигатели умеют производить считанные страны, это высокий уровень технологий. Там особые материалы, очень строгие допуски точности, сложные по форме детали, сложная сборка. А дизельные двигатели много кто умеет делать.
2. Ремонтопригодность.
Очень сложный дорогой ремонт газотурбинных двигателей, требующий специалистов высокого уровня и стационарные заводские условия. У Абрамсов движки не ремонтируют в поле, а вынимают целиком и заменяют на другой, а поломавшийся отправляют на завод. Танк стоит и ждет когда подвезут другой двигатель.
Если в условиях войны против слабого противника на своей территории с хорошими дорогами - это еще допустимо, то в случае войны с сильным противником где-нибудь в глуши, в дали от цивилизации, в весеннем/осеннем лесу с раскисшей почвой или в пустыне/болоте/тундре - хрен проедет туда техничка для замены движка. И если силами экипажа дизель можно поремонтировать хоть в поле, то с ГТД ничего не получится.
Об этом тут с 1:15:00 по 1:16:12 (про ремонтопригодность Т-90):
и тут с 11:07 по 11:46 (про неремонтопригодность двигателя Т-80 в условиях войскового/полевого ремонта):
После выхода ресурса ГТД обычно списывают, а дизель можно откапиталить и ездить дальше.
В пыльных условиях ресурс ГТД значительно ниже чем у дизеля из-за повышенного расхода воздуха.
3. Расход топлива.
Если посмотреть по удельному расходу топливу, то вроде не такая уж и большая разница, всего то на треть.
Например, у ГТД-1000ТФ мощность 1100 л.с., масса 1050 кг (удельная мощность - 1,047 л.с./кг), удельный расход топлива - 235 г /л.с.*час.
у В-92С2Ф мощность 1130 л.с., масса 1100 кг (удельная мощность - 1,027 л.с./кг, лишь на 1.9% меньше чем у ГТД-1000ТФ), удельный расход топлива - 158 г/л.с.ч (на 32% меньше чем у ГТД).
Но это на максимальной мощности. Дело в том, что у газотурбинных двигателей удельный расход топлива на крейсерских оборотах раза в 2 выше чем на максимальных оборотах, а у дизельных двигателей на всем диапазоне оборотов примерно одинаковый удельный расход.При средней мощности расход топлива у ГТД Т-80 достигает уже не 235 г/л.с.*ч, а до 400 г/л.с.*ч (см в видео выше с 11:48).Скрытый текст
Танк не всегда ездит на максимальной мощности, поэтому при реальной эксплуатации средний расход топлива у танка с ГТД примерно в 1.5-2 раза больше чем у танка с турбодизелем.На 2400 литрах топлива Т-80 может пройти лишь 300-350 км. Для сравнения, Т-90 проходит 450-550 км при запасе топлива 1600 литров (1200 л основной запас + 400 л бочки снаружи).Скрытый текст
4. Мощность.
Опять же, из-за особенностей ГТД он развивает максимальную мощность и максимальный КПД только в холодном воздухе. Чем выше температура воздуха - тем ниже мощность и ниже КПД. Соответственно расход топлива в жарких условиях будет еще выше, а мощность значительно просядет.
У дизельных двигателей таких проблем нет.
5. Расход воздуха.
У ГТД в 3 раза больше расход воздуха чем турбодизеля аналогичной мощности, что влечет за собой огромные проблемы с очисткой воздуха:
6. Горячий выхлоп.
Танк с ГТД выбрасывает в 3 раза больше раскаленного воздуха в окружающую атмосферу чем танк с дизелем аналогичной мощности, поэтому в инфракрасном диапазоне танк с ГТД будет заметнее.
7. Шум.
На Армии-2017 посмотрел на 3 работающих танка вблизи - Т-90, Т-72 и Т-80. Так вот Т-80 своей турбиной ревел и свистел в несколько раз громче чем Т-90 и Т-72. Причем звук высоких частот (свист) распространяется дальше чем низкие звуки и лучше слышен.
8. Масса и габариты.
Я уже приводил выше сравнение дизеля и ГТД примерно равной мощности:
Турбодизель В-92С2Ф мощность 1130 л.с., масса 1100 кг.
Газотурбинный ГТД-1000ТФ мощность 1100 л.с., масса 1050 кг.
Разница в удельной мощности - менее 2%. При этом система воздухоочистки для газотурбинного двигателя должна быть раза в 3 больше/тяжелее из-за повышенного расхода топлива. Двигатель "Арматы" имеет массу 1550 кг и допускает форсировку до 1800 л.с.
В итоге никаких преимуществ по массе и объему танк с ГТД не получает. Даже проигрывает - потому что нужно возить в 1.5-2 раза больше топлива. А это и вес, и объем.
___________________________________________
По этим и другим причинам все современные танки, тяжелые БМП и САУ оснащаются только дизельными двигателями. Эксперимент Абрамса и Т-80 никто не захотел подхватить. Если бы ГТД был бы хорош для бронетехники, то его бы использовали многие. Но этого нет и не будет.
Ни немцы с их Leopard 2А7+, ни южнокорейцы с их дорогущим К2, ни евреи с их Меркавой Mk.4M, ни китайцы с их Type 99A2 и VT4, ни японцы с их Type 10 - ни все остальные.. никто не захотел и не хочет ставить на свои танки газотурбинные установки. Современный турбодизель для бронетехники лучше практически по всем параметрам.
Поэтому и в новейшей боевой платформе "Армата" - тоже дизельный двигатель. И это правильно.
Цитата: tataryn от 24.09.2017 13:13:03...
8. Не корректное сравнение. Первый вариант с ГТД и последние модификации дизеля. В габаритах ГТД-1250 получили мотор мощностью 1500 л/с с расходом ниже, чем у ГТД-1000. Вот и посчитайте удельную мощность.
...
Цитата: part_ya от 24.09.2017 13:47:55Не "расходом", а удельным расходом= расход/ на лошадиные силы, всё остальное осталось прежним - на марше жрёт как не в себя.
Восьмидесяткам при хранении ещё и раз в полгода надо прокручивать движки, иначе топливная аппаратура может не заработать через пару лет и балансировка роторов нарушается. Возможно ещё и поэтому их снова в эксплуатацию передают.
Цитата: tataryn от 24.09.2017 13:51:50Жрёт, это да. Но снизить можно. Если целенаправленно и кропотливо этим заниматься. А этого не делают, к сожалению.
За то время, что допиливают челябинский 2В с непонятным результатом, из ГТД уже конфетку можно было сделать
Цитата: part_ya от 24.09.2017 14:01:00А то полстраны этим 30 лет не занималось! За то время пока с ГТД по фантазиям Устинова трахались можно было в полцены 2 линейки дизелей забабахать, вот что значит идеализация одного показателя.
Вон сейчас наметился новый Modus operandi "здравого смысла" против законов физики - называется электротрансмиссия для ВГМ.
Пускай турбины для авиа и ВМФ делают, дело архиважное, но о дизелях забывать нельзя.
Цитата: Flugkater от 24.09.2017 14:39:36В автомобилях ЭМТ уже можно считать свершившимся фактом. Так что и на гусеницах пора начинать что-то думать
Цитата: tataryn от 24.09.2017 14:23:50Полстраны 5ТД тоже 30 лет занималось. Забабахали полноценную линейку?
Я не говорю, что ГТД принципиально лучше дизеля. Просто по факту на танковый ГТД были истрачены огромные ресурсы (что было ошибкой, конечно), но были и результаты. А сейчас они почти полностью похерены. Из линейки В2 выжатый все соки, а какие проблемы будут или не будут с линейкой 2В - пока не понятно. А сам челябинский двигатель морально уже далеко не молодой...
Цитата: свн от 24.09.2017 15:46:58....с линейкой 2В тоже понятно...-СКБ(д) буксует-нет последователей Бутова...
Цитата: tataryn от 24.09.2017 16:14:35Ну вот...
А без х-образника либо ГТД, либо закрывать всю программу по тяжёлой платформе. Причем оба варианта достаточно реалистичны.
Цитата: tataryn от 24.09.2017 16:14:35Ну вот...
А без х-образника либо ГТД, либо закрывать всю программу по тяжёлой платформе. Причем оба варианта достаточно реалистичны.
Цитата: Senya от 24.09.2017 16:09:57И немцы сделали более семидесяти лет назад.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Вы не правы. Недостатков у ГТД на танках больше.
1. Цена ГТД при прочих равных значительно выше чем у дизельных двигателей.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Современные газотурбинные двигатели умеют производить считанные страны, это высокий уровень технологий. Там особые материалы, очень строгие допуски точности, сложные по форме детали, сложная сборка. А дизельные двигатели много кто умеет делать.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:002. Ремонтопригодность.
Очень сложный дорогой ремонт газотурбинных двигателей, требующий специалистов высокого уровня и стационарные заводские условия. У Абрамсов движки не ремонтируют в поле, а вынимают целиком и заменяют на другой, а поломавшийся отправляют на завод. Танк стоит и ждет когда подвезут другой двигатель.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Если в условиях войны против слабого противника на своей территории с хорошими дорогами - это еще допустимо, то в случае войны с сильным противником где-нибудь в глуши, в дали от цивилизации, в весеннем/осеннем лесу с раскисшей почвой или в пустыне/болоте/тундре - хрен проедет туда техничка для замены движка.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00И если силами экипажа дизель можно поремонтировать хоть в поле, то с ГТД ничего не получится.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Об этом тут с 1:15:00 по 1:16:12 (про ремонтопригодность Т-90):
и тут 11:07 по 11:46 (про неремонтопригодность двигателя Т-80 в условиях войскового/полевого ремонта):
После выхода ресурса ГТД обычно списывают, а дизель можно откапиталить и ездить дальше.
В пыльных условиях ресурс ГТД значительно ниже чем у дизеля из-за повышенного расхода воздуха.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:003. Расход топлива.
Если посмотреть по удельному расходу топливу, то вроде не такая уж и большая разница, всего то на треть.
Например, у ГТД-1000ТФ мощность 1100 л.с., масса 1050 кг (удельная мощность - 1,047 л.с./кг), удельный расход топлива - 235 г /л.с.*час.
у В-92С2Ф мощность 1130 л.с., масса 1100 кг (удельная мощность - 1,027 л.с./кг, лишь на 1.9% меньше чем у ГТД-1000ТФ), удельный расход топлива - 158 г/л.с.ч (на 32% меньше чем у ГТД).
Но это на максимальной мощности. Дело в том, что у газотурбинных двигателей удельный расход топлива на крейсерских оборотах раза в 2 выше чем на максимальных оборотах, а у дизельных двигателей на всем диапазоне оборотов примерно одинаковый удельный расход.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00При средней мощности расход топлива у ГТД Т-80 достигает уже не 235 г/л.с.*ч, а до 400 г/л.с.*ч (см в видео выше с 11:48).Скрытый текст
Танк не всегда ездит на максимальной мощности, поэтому при реальной эксплуатации средний расход топлива у танка с ГТД примерно в 1.5-2 раза больше чем у танка с турбодизелем.На 2400 литрах топлива Т-80 может пройти лишь 300-350 км. Для сравнения, Т-90 проходит 450-550 км при запасе топлива 1600 литров (1200 л основной запас + 400 л бочки снаружи).Скрытый текст
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:004. Мощность.
Опять же, из-за особенностей ГТД он развивает максимальную мощность и максимальный КПД только в холодном воздухе. Чем выше температура воздуха - тем ниже мощность и ниже КПД. Соответственно расход топлива в жарких условиях будет еще выше, а мощность значительно просядет.
У дизельных двигателей таких проблем нет.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:005. Расход воздуха.
У ГТД в 3 раза больше расход воздуха чем турбодизеля аналогичной мощности, что влечет за собой огромные проблемы с очисткой воздуха:
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:006. Горячий выхлоп.
Танк с ГТД выбрасывает в 3 раза больше раскаленного воздуха в окружающую атмосферу чем танк с дизелем аналогичной мощности, поэтому в инфракрасном диапазоне танк с ГТД будет заметнее.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:007. Шум.
На Армии-2017 посмотрел на 3 работающих танка вблизи - Т-90, Т-72 и Т-80. Так вот Т-80 своей турбиной ревел и свистел в несколько раз громче чем Т-90 и Т-72. Причем звук высоких частот (свист) распространяется дальше чем низкие звуки и лучше слышен.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:008. Масса и габариты.
Я уже приводил выше сравнение дизеля и ГТД примерно равной мощности:
Турбодизель В-92С2Ф мощность 1130 л.с., масса 1100 кг.
Газотурбинный ГТД-1000ТФ мощность 1100 л.с., масса 1050 кг.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Разница в удельной мощности - менее 2%. При этом система воздухоочистки для газотурбинного двигателя должна быть раза в 3 больше/тяжелее из-за повышенного расхода топлива. Двигатель "Арматы" имеет массу 1550 кг и допускает форсировку до 1800 л.с.
В итоге никаких преимуществ по массе и объему танк с ГТД не получает. Даже проигрывает - потому что нужно возить в 1.5-2 раза больше топлива. А это и вес, и объем.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00По этим и другим причинам все современные танки, тяжелые БМП и САУ оснащаются только дизельными двигателями. Эксперимент Абрамса и Т-80 никто не захотел подхватить. Если бы ГТД был бы хорош для бронетехники, то его бы использовали многие. Но этого нет и не будет.
Цитата: Zeratul от 24.09.2017 10:58:00Ни немцы с их Leopard 2А7+, ни южнокорейцы с их дорогущим К2, ни евреи с их Меркавой Mk.4M, ни китайцы с их Type 99A2 и VT4, ни японцы с их Type 10 - ни все остальные.. никто не захотел и не хочет ставить на свои танки газотурбинные установки. Современный турбодизель для бронетехники лучше практически по всем параметрам.
Поэтому и в новейшей боевой платформе "Армата" - тоже дизельный двигатель. И это правильно.
Цитата: marrakesh от 24.09.2017 18:36:13...
Это какой-то "экспертный бред", набор несвязных терминов и знаний и невразумительных ошибок.
С одной стороны - как бы "да", расход у ГТД больше. С другой стороны - расход топлива нужно сравнивать при сопоставимых прочих.
Следите за руками:
Мощность ГТД-1250 у Т-80У = 1250 л.с.
Мощность В-46 у Т-72 М2 = 780 л.с.
1560(780+780) : 1250 = 1,248
Расход топлива берём из Вашей таблицы:
4,68(2,34+2,34) : 4,2 = 1,114
Сравниваем:
1,248 : 1,114 = 1,12
Итого: удельный расход топлива на лошадиную силу у дизеля выше, чем у ГТД в 1,12 раза
Цитата: part_ya от 24.09.2017 18:57:16Эээ! Торагой зачэмь рукамь нехаращё делаищ?
Удельный расход двигателем и эксплуатационный расход танком зачем перепуталь?
Тут ведь и весь вывод, что переразмерен двигун на Т-80, а делать турбину ещё меньше совсем плохо.
И Цифирь Вы как-то непонятно смешиваете. Зачем 2 мощности Т-72 на мощность одного Т-80 делить? Это что за размерность величин?
Почему Вы не 2400л/350км=6,9л/км и не сравнили это с 1200л/550км=2,2л/км, а написали неведомое "4,68(2,34+2,34) : 4,2 = 1,114"
Это военнобронетанковая арифметика штоле?
Цитата: Senya от 24.09.2017 18:57:47инверторы - моя любовь и в какой-то степени хлеб
Цитата: Senya от 24.09.2017 18:57:47и редкозёмы в электромашинах.
Цитата: Senya от 24.09.2017 18:57:47 Каждый из них вывел электропривод на новый уровень
Цитата: красная ртуть от 24.09.2017 20:16:24И к.м.к, в случае принятия соответствующего решения 7-10 лет назад
Цитата: красная ртуть от 24.09.2017 20:16:24к настоящему моменту в РФ были бы работоспособные образцы. Если за указанный срок сделали "Платформу", значит сделали бы ЭМТ и для гусеничных машин.
Цитата: tataryn от 24.09.2017 19:33:36Вот цитата нашего общего хорошего знакомого:
Рэволюционные лопатки не токмо монокристаллические. Если вспомните термодинамику, то теплопередача идет в т.н. пограничном слое. Вот профиль и покрытие сделали таким, чтобы разрывать этот слой. Теплоотдача в лопатку резко снизилась. ...
ЦитатаНу и на последок. Реальный эксплуатационный расход топлива у ГТД в значительной степени зависит от квалификации МВ. Так заводские испытатели на греческом тендере выдали на Т-80У расход, сопоставимый с Леклерком и не на много выше Лео-2. Обычные бабуины конечно палят гораздо больше. Так вот и здесь, повышая квалификацию водителей и внедряя автоматизацию процессом управления СУ и танком в целом можно снизить средний расход очень существенно.
Цитата.....целевая программа «ГАТ 2009−2011», в рамках которой проводились разработка 16 критических для авиационного двигателестроения технологий. Именно по итогам этой ФЦП должна была решиться проблема сварки ротора компрессоров. Однако тогда эта задача оказалась не по плечу нашим специалистам. Кроме того, не удалось завершить работы по выпуску целого ряда деталей из различных композиционных материалов, в том числе по созданию пустотелой лопатки вентилятора и высокотемпературной лопатки турбин, работающей при температуре до 2000 К.
.....
Представленный почти 6 лет [назад]прототип нового авиационного двигателя включал в себя, как это подтвердило время, самые перспективные наработки, в том числе рабочие лопатки из монокристаллических сплавов с керамическим теплозащитным покрытием и малоэмиссионную кольцевую высокоресурсную камеру сгорания. За прошедшие годы для каждого используемого в этой программе композитного материала пришлось провести испытания примерно 1200 образцов, включая 700 образцов при жестком режиме нагружения.Скрытый текст
Таким образом, становится ясно, что имел в виду вице-премьер Дмитрий Рогозин, когда нынешним летом в интервью РИА «Новости» поделился своими мыслями о МС-21. Напомним, он говорил о «явном прорыве, очевидным не только нам, но и нашим западным конкурентам» и о том, что новый «самолет (российский — авт.) будет лучше своих ближайших конкурентов — это и Boeing-737 MAX, и Airbus A320 Neo». Без отечественного двигателя с наработкой на выключение в полете 200−500 тыс. часов и с ресурсом эксплуатации 20−40 тыс. полетных циклов вряд ли такое возможно.
Это означает еще и то, что Россия сегодня близка к созданию критически важных для военной авиации турбин и камер сгорания, работающих при температурах газа перед турбиной 2100−2400К.