Цитата: НАлЕ от 02.01.2020 18:11:01Роскосмосу, может быть, он и нафиг не сдался. А вот стране нужен.
Поэтому, Роскосмос взял под козырек и он ему тоже теперь нужен.
Цитата: Danila96 от 02.01.2020 18:19:53Тогда другой вопрос - а что поменялось в лесу?
Пустили бы финансирование тем же маршрутом что и ранее выделяли на циркон и его производные.
Цитата: СовДед от 02.01.2020 19:27:26...оЙей не всегда вже, уважаемый НАлЕ !
Цитата: СовДед от 02.01.2020 19:27:26...
Вот вспомни НАлЕ, бывали ли вы у себя, допустим, в МоторСичах или у Антонова?
Цитата: Danila96 от 02.01.2020 18:03:02Не понял, а зачем Роскосмосу моторный гиперзвук?
Цитата: Foxhound от 02.01.2020 22:08:10Он им всерьез занимался еще во времена, когда например о Цирконе ни тут на форуме, ни в прессе никто не писал. В том числе в том московском ГНЦ где я тогда работпл.
Цитата: Foxhound от 02.01.2020 22:47:50Я лично в этом не участвовал, но слышал что активно считали горение и разные элементы двигателя, поднимали еще советские наработки и перепроверяли результаты. На один НТС по теме меня научрук приводил чтобы знал что люди делают)))
Цитата: Foxhound от 02.01.2020 22:52:30Центр Келдыша ( раньше вроде НИИТП и РНИИ)
ЦитатаЦитата: Foxhound от 02.01.2020 23:47:50
Я лично в этом не участвовал, но слышал что активно считали горение и разные элементы двигателя, поднимали еще советские наработки и перепроверяли результаты. На один НТС по теме меня научрук приводил чтобы знал что люди делают)))
Цитата
Воздушно-космический самолет XXI века. Его корпус — не что иное, как гиперзвуковой прямоточный двигатель с внешним горением.
...
Первые крупные ПВРД создали опять же советские конструкторы И.А.Меркулов в 1939 году (дозвуковой ПВРД) и М.М.Бондарюк в 1944 году (сверхзвуковой). С 40-х годов работы по «прямоточке» начались в Центральном институте авиационных моторов (ЦИАМ).
Сверхзвуковыми ПВРД оснащались некоторые типы летательных аппаратов, в том числе и ракеты. Однако еще в 50-х годах выяснилось, что при числах М, превышающих 6 — 7, ПВРД малоэффективен. Вновь, как и в случае с турбореактивным двигателем, воздух, тормозившийся перед КС, попадал в нее слишком горячим. Компенсировать это увеличением массы и габаритов ПВРД не имело смысла. Кроме того, при высоких температурах начинают диссоциировать молекулы продуктов сгорания, поглощая энергию, предназначенную для создания тяги.
Тогда-то в 1957 году Е.С.Щетинков — известный ученый, участник первых летных испытаний ПВРД — изобрел гиперзвуковой двигатель. Спустя год публикации о подобных разработках появились и на Западе. Камера сгорания ГПВРД начинается почти сразу за воздухозаборником, далее она плавно переходит в расширяющееся сопло (рис.2). Воздух хоть и притормаживается на входе в нее, но в отличие от предыдущих двигателей перемещается в КС, вернее, мчится со сверхзвуковой скоростью. Поэтому его давление на стенки камеры и температура значительно ниже, чем в ПВРД.
Несколько позже была предложена схема ГПВРД с внешним горением (рис.3) У самолета с таким двигателем топливо будет гореть прямо под фюзеляжем, который послужит частью открытой КС. Естественно давление в зоне горения окажется меньше, чем в обычной КС, — тяга двигателя несколько снизится. Зато получится выигрыш в весе — двигатель избавится от массивной наружной стенки КС и части системы охлаждения. Правда, надежная «открытая прямоточка» еще не создана — ее звездный час придет, вероятно, в середине XXI века.
Вернемся, однако, к ГПВРД, который и испытывался в канун прошлой зимы. Топливом ему служил жидкий водород, хранящийся в баке при температуре около 20 К (— 253°С). Обеспечить горение в сверхзвуковом потоке было, пожалуй, самой сложной проблемой. Распределится ли водород равномерно по сечению камеры? Успеет ли полностью выгореть? Как организовать автоматическое управление горением? — ведь датчики в камере не установишь, они расплавятся.
Ни математическое моделирование на сверхмощных компьютерах, ни стендовые испытания не давали исчерпывающих ответов на множество вопросов. Кстати, для имитации воздушного потока, например при 8М, на стенде необходимы давление в сотни атмосфер и температура около 2500 К — жидкий металл в раскаленном мартене куда «прохладней». При еще больших скоростях характеристики двигателя и летательного аппарата можно проверить только в полете.
Он задумывался давно и у нас, и за рубежом. Еще в 60-х годах в США готовили испытания ГПВРД на скоростном самолете-ракете Х-15, однако, судя по всему, они так и не состоялись.
Отечественный экспериментальный ГПВРД сделали двухрежимным — при скорости полета, превышающей 3М, он работал как обычная «прямоточка», а после 5 — 6М — как гиперзвуковой. Для этого изменялись места подачи топлива в КС. Разгонщиком двигателя и носителем гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) стала снимаемая с вооружения зенитная ракета. ГЛЛ, включающую системы управления, измерения и связи с землей, бак с водородом и топливные агрегаты, пристыковали к отсекам второй ступени, где после изъятия боевой части остался маршевый двигатель (ЖРД) со своими топливными баками. Первая ступень — пороховые ускорители, — разогнав ракету со старта, через несколько секунд отделилась.
Стендовые испытания и подготовка к полету проводились в ЦИАМ имени П.И.Баранова совместно с Военно-воздушными силами, машиностроительным КБ «Факел», превратившим свою ракету в летающую лабораторию, тураевским КБ «Союз» и московским агрегатным КБ «Темп», изготовившими двигатель и регулятор топлива, и другими организациями. Руководили программой известные авиационные специалисты Р.И.Курзинер, Д.А.Огородников и В.А.Сосунов.
Для обеспечения полета в ЦИАМе создали мобильный заправочный комплекс жидкого водорода и бортовую систему его подачи. Сейчас, когда жидкий водород рассматривается как одно из самых перспективных топлив, опыт обращения с ним, накопленный в ЦИАМе, может пригодиться многим.
...Ракета стартовала поздно вечером, было уже почти темно. Через несколько мгновений носитель «конуса» скрылся в низкой облачности. Наступила неожиданная по сравнению с первоначальным грохотом тишина. Испытатели, наблюдавшие старт, подумали даже: неужели все сорвалось? Нет, аппарат продолжал намеченный путь. На 38-й секунде, когда скорость достигла 3,5М, двигатель запустился, в КС начал поступать водород.
А вот на 62-й действительно произошло непредвиденное: сработала автоматика прекращения подачи топлива — ГПВРД отключился. Затем, примерно на 195-й секунде, вновь автоматически запустился и проработал до 200-й... Ее заранее определили как последнюю секунду полета. В этот момент ракета, находясь все еще над территорией полигона, самоликвидировалась.
Максимальная скорость составила 6200 км/ч (чуть больше 5,2М). Работу двигателя и его систем контролировали 250 бортовых датчиков. Измерения по радиотелеметрической связи передавались на землю.
Еще не вся информация обработана, и более подробный рассказ о полете — преждевременен. Но уже сейчас ясно — через несколько десятилетий пилоты и космонавты оседлают «гиперзвуковую прямоточку».
Зенитная ракета с ГПВРД на стартовой установке (фото публикуется впервые).
Цитата: НАлЕ от 02.01.2020 18:11:01Роскосмосу, может быть, он и нафиг не сдался. А вот стране нужен.
Поэтому, Роскосмос взял под козырек и он ему тоже теперь нужен.
Цитата: Danila96 от 02.01.2020 18:19:53Тогда другой вопрос - а что поменялось в лесу?
Пустили бы финансирование тем же маршрутом что и ранее выделяли на циркон и его производные.
Цитата: Rat Rad от 02.01.2020 16:45:48
Цитата: Сердобольный от 03.01.2020 14:42:55Увы (для них) - да. Конструктив пятидесятых прошлого века, вылизанный до полного блеска, непонятно зачем (сведений о передаче китаям Киевским "Арсеналом" и Харьковским "Хартроном" способов организации современных СУ и СПр вместе с частью ТД и работой сотрудников этих контор в КНР по "оказанию помощи" - до и более). Не ушто уж такая технологическая немощь в вопросах чуть сложнее "содрать 1:1"?
Цитата: Сердобольный от 03.01.2020 16:22:09ТПК у китаев, кмк - это не совсем каргокульт, а скорее признание того, что "дубовость" должна быть дубовой. Защита от повседневной возможности ракете встретится с человеком-идиотом. В технологическом плане - даже сложнее, чем газодинамика. И это - они смогли, Соединить минометный старт со стола с ТПК - смогли (ВОТ НАХУА?), а соорудить базовый элемент, поворотное зеркало и пентапризму - нет? Ну, не знаю. Кмк, впиндюрить стол в ТПК - гораздо сложнее. Был бы в этом смысл, но ведь тут накопление ошибки прицеливания начинается с МЕХ. процесса доворота изделия в плоскость стрельбы. Это можно не учитывать в единственном случае: моСча головы перекроет ффсе ошибки, т.е. о минимизации заряда в голове можно говорить оч. условно. И малое кол-во ракет/зарядов на БД говорит о том же: стрельба по площадям без возможности точечного поражения целей.
Цитата"Индексы:
- 15Б235 / 15Ф678 и подобные - индекс ГРАУ / РВСН Министерства обороны;
- АА-74 - индекс ядерного боеприпаса в сборе, включая ядерный заряд по номенклатуре 12 ГУ МО / Минсредмаш / "Росатом". Т.е. АА-74, РН-32, ТК-66 - это целиком авиабомба, боевой блок ГЧ МБР, ядерная БЧ торпеды или крылатой ракеты. Разработку подобных боеприпасов вели три КБ:
АА - это боеприпасы разработки ВНИИЭФ (Саров, Арзамас-16);
РА, РН, РЮ - это боеприпасы разработки ВНИИТФ (Снежинск, Челябинск-70);
ТН, ТК, ТВ - это боеприпасы разработки ВНИИА (Москва).
- Р-354-Г - индекс ядерного заряда, состоящего из корпуса, системы автоматики и других агрегатов и узлов. Заряды имеют следующие индексы. например - Р-354-Г (добавление буквы "Г" в конце индекса означает, что данный заряд оснащен системой "Гудрон"), Р-781-Г, А-604-Г, А-134ГА и т.д. Разработка зарядов в СССР велась двумя КБ:
Р - заряд разработки ВНИИТФ (Снежинск, Челябинск-70);
А - заряд разработки ВНИИЭФ (Саров, Арзамас-16);"
Цитата: BlackShark от 04.01.2020 00:31:27А вот тут у китайцев тоже стульчак с минометным стартом?
Цитата: Сердобольный от 03.01.2020 14:46:41Вы о "возврате к истокам" построения головы чистой 18?
Цитата: Сердобольный от 03.01.2020 14:46:41С перспективой не переделывать обтекатель под "Днепр-Х"?
Цитата: НАлЕ от 04.01.2020 16:13:35Нельзя проектировать оружие (любое), оглядываясь на то, а как бы его потом, лет через ...дцать, конвертировать для нужд "народного хозяйства".
Цитата: ВТБ! от 04.01.2020 17:07:55В данном конкретном случае уже есть успешный опыт конверсии сходных изделий.
Цитата: ВТБ! от 04.01.2020 17:07:55Не послезнание, конечно, но и не гадание на кофейной гуще.
Цитата: НАлЕ от 04.01.2020 17:14:51Но они никогда не разрабатывались с оглядкой на конверсию.
Даже в "данном конкретном случае". Потому что задачи стоящие перед МБР и РН требуют зачастую взаимоисключающих решений.
Если потом, после снятия с вооружения можно МБР хоть-как-то приспособить под РН - это хорошо, но если нет - значитнетзаложенные в РК с МБР решения настолько не подходят для переделки его в КРК. И никто, находясь в здравом уме и твердой памяти, не будет ухудшать ОХ боевого РК в угоду будущему конверсионному КРК, которого может и не быть вовсе.
Цитата: Сердобольный от 04.01.2020 18:20:17А разве кто-то говорит об ухудшении характеристик МБР в угоду "закоса под КРК"?
Цитата: Сердобольный от 04.01.2020 18:20:17У нас уже разработана целая линейка КРК на базе БРСД и МБР: "Космос", "Циклон", "Старт", "Рокот", "Днепр"
Цитата: Сердобольный от 04.01.2020 18:20:17(да и "Союз" с "Протоном" не особо глубоко скрести нужно)
Цитата: Сердобольный от 04.01.2020 18:20:17для того, что бы появилось понимание, что если это было востребовано прошлые шестьдесят лет, то и следующие лет пятьдесят-шестьдесят оно вполне пригодится. С учетом того, что запасы "Тополя" и "Стилета" отнюдь не безразмерны, почему бы сразу не заложить такую возможность в новую, в перспективе - единственную на вооружении, тяжелую жижу?
Цитата: Сердобольный от 04.01.2020 18:20:17Сюда же можно добавить, что кроме всего прочего это позволит сохранить производство "Сармата" на Красмаше после окончания изготовления основной серии - читай снизить стоимость серийного изделия при длительном сохранении компетенции на заводе. Вполне ведь "ничего себе" цель?