Цитата: dimi от 18.07.2013 09:24:27
Не обижайтесь на кругозор, иногда нужно сделать не хорошо/правильно/надежно/как всегда, а по-другому.
Цитата
Вроде все настолько очевидно и частично было описано выше, что я даже не потрудился расписывать этот вариант. Ну там парашюты, и на Х метров над землей медленно и печально запускаются двигатели, выключаются, и ракета медленно падает в окиян. Хотя возможно обойдутся и парашютами.
Аналогично сделано в Кобальте, только там изотопный датчик, срабатывающий на 0.7 метра и двигатели не совсем маршевые
Цитата
Мне почему то казалось, что водород (ну там -250 и т.д.) требует несколько других материалов подходов и т.д.
Цитата
Недаром отечественный производитель так и не решился делать РБ и не смог сделать аналог Шаттла.
Цитата
А промывать после окиана и так нужно будет всё.
Цитата
??? И эти людизапрещают мне ковыряться пальцем в носурассказывают о производстве? Ну даже не знаю что и сказать...
Ну там - инженерам всегда хочется придумать что-то новое, сборщикам нужно поддерживать свои навыки и т.д. и т.п.
Цитата: dimi
Что ж они ускорители не выбрасывают?
Цитатаи что мешает сделать основные части герметичными?
ЦитатаПро ускорители - после того как они падают в воду - их даже не поднимали на корабль, а буксировали в порт. - и ничего - как-то они летали.
Цитата: dimi
Я как бы представляю разницу.
Только напомню, что это ЕМНИП самый мощный двигатель в мире - и с точки зрения прочностных характеристик там все должно было быть сделано с запасом.
ЦитатаФакт в том - что была поставлена задача, и она была решена. Никаких подтверждённых данных о невозможности это сделать сейчас для ЖРД я не вижу.
Цитата: dimi
Я не знаю. Есть поставленная задача - сделать возвращаемую первую ступень и я уверен, что эта задача (при наличии всех вышеуказанных нюансов) будет решена.
Цитата Каким именно образом - пусть выбирают инженеры Маска, принципиально нерешаемых проблем я не вижу.
ЦитатаИ кстати ЖРД проверяется пробным пуском - с РДТТ так не получится
Цитата: перегрев от 20.07.2013 10:22:26
Ну, во-первых СПГ и метан это существенно разные вещи. СПГ это такой бюджетный вариант, удельная будет поменьше, зато стоит дешевле. Если коротко, то основные преимущества метана (СПГ) перед керосином следующие.
1. Существенно выше удельный импульс.
2. Компонент получается дешевле. Много пишут, что в стоимости ракеты компонент "весит" копейки, это так, но почему-то забывают про стоимость наземной отработки и испытаний при серийном изготовлении. На круг, для комплекса в целом, экономия получается очень приличная.
3.Метан, как криогенный компонент, является более эффективным охладителем.
4.Вроде бы метан, в отличие от керосина, позволяет реализовать высоконадежную схему с дожиганием восстановительного газа. Неприятной особенностью продуктов сгорания с малым избытком окислителя является то, что их температура очень плохо реагируют на изменение соотношения компонентов (в отличие от окислительного газа и водорода), т.е. такие двигатели очень сложно регулировать. С метаном в этом плане дело обстоит получше чем у керосина.
5. Метан, теоретически, позволяет реализовать заманчивую для больших тяг схему "газ-газ" без применения второго ГГ (с газификацией горючего в тракте охлаждения камеры).
6. Вы правильно отметили, что метан не требует сложных и дорогих систем очистки полости горючего что очень актуально для многоразовых систем.
Как-то так...
Цитата: Alexandr_A от 20.07.2013 14:15:07
А если наземную отработку многоразовых совместить с полетами частично? То есть на первом этапе выжечь на полный ресурс только пару двигателей. Сразу начинать серию, но после первого полета двигатель снимать с МРКС и отправлять на дожигание всего ресурса. Потом после нескольких полетов снимать и на дожигание. И последний этап, например 25 полетов не снимая со ступени.
Цитата: dimi
Много буков ниочем - хорошее объяснение слива. Добавлю ещё, что предлагаемая схема "посадки ступени обратно на стартовый стол", требует наличия у этой самой ступени собственной системы управления - что уже давно не модно.
Цитата
Мне нравится ваше умение находить выколотые случаи и приводить их в качестве обоснования. Ну то есть водородный двигатель сделать проще/дешевле и он требует более просты х материалов - ню-ню.
Цитата
Аналогично. т.е. запчасти на/в Украине покупать можно, а водород нельзя?
Цитата
И не подскажите - промышленные - это сколько? и сколько нужно для заправки РБ?
Цитата
Что ж они ускорители не выбрасывают? и что мешает сделать основные части герметичными?
Про ускорители - после того как они падают в воду - их даже не поднимали на корабль, а буксировали в порт. - и ничего - как-то они летали.
Цитата: dimi
Я как бы представляю разницу.
Цитата
Только напомню, что это ЕМНИП самый мощный двигатель в мире - и с точки зрения прочностных характеристик там все должно было быть сделано с запасом.
Цитата
... Никаких подтверждённых данных о невозможности это сделать сейчас для ЖРД я не вижу.
Цитата: перегрев от 20.07.2013 14:39:37
dimi, правила ведения корректной дискуссии предполагает, что оппоненты говорят на одном языке. Нормальная дискуссия с оппонентом который просто не имеет представления о сути вопроса невозможна. Тут нужно либо начинать издеваться, либо сворачивать спор. Но здесь же не "лунный зоопарк", что бы над Вами цинично издеваться. А поскольку Вы похоже в принципе не способны признать, что чего-то не знаете и не понимаете, то выбор у меня, сами понимаете, небольшой. Молотить простыню с детальным описанием проблем при создании и отработке возвращаемой жидкостной ступени с несущими баками у меня нету ни времени, ни желания. Если Вы такой крупный специалист, то просто нарисуйте (с каким угодно упрощением) компоновочную схему жидкостной ступени устойчивой к отрицательным перегрузкам при наличии КРТ в баках. Или просто текстом (или с формулами) расскажите про неразрушающие методы контроля качества паяных соединений... А я с удовольствием прокомментирую
Цитата: перегрев от 17.07.2013 21:40:38
Попробую коротко подытожить свое имхо:
1. Система посадки на маршевых ЖРД возвращаемой первой (второй) ступени на нынешнем этапе развития техники нереализуема. Речь не идет о рекламных проектах типа Кузнечика.
2. ЖРД с ресурсом каждого экземпляра в четыре-пять полетных без ремонта сделать можно. Больше того их в России уже создали. Тот же высотный 14Д23 без ГДТ легко работает пять полетных ресурсов. Средняя наработка по итогам наземной отработки 7-8 ресурсов. Другой вопрос, что для многоразового ЖРД такой запас по действующей НТД недостаточен. Так может стоит пересмотреть требования НТД по подтверждению заданных требований?
Цитата: перегрев от 20.07.2013 10:22:26
Ну, во-первых СПГ и метан это существенно разные вещи. СПГ это такой бюджетный вариант, удельная будет поменьше, зато стоит дешевле. Если коротко, то основные преимущества метана (СПГ) перед керосином следующие.
1. Существенно выше удельный импульс.
2. Компонент получается дешевле. Много пишут, что в стоимости ракеты компонент "весит" копейки, это так, но почему-то забывают про стоимость наземной отработки и испытаний при серийном изготовлении. На круг, для комплекса в целом, экономия получается очень приличная.
3.Метан, как криогенный компонент, является более эффективным охладителем.
4.Вроде бы метан, в отличие от керосина, позволяет реализовать высоконадежную схему с дожиганием восстановительного газа. Неприятной особенностью продуктов сгорания с малым избытком окислителя является то, что их температура очень плохо реагируют на изменение соотношения компонентов (в отличие от окислительного газа и водорода), т.е. такие двигатели очень сложно регулировать. С метаном в этом плане дело обстоит получше чем у керосина.
5. Метан, теоретически, позволяет реализовать заманчивую для больших тяг схему "газ-газ" без применения второго ГГ (с газификацией горючего в тракте охлаждения камеры).
6. Вы правильно отметили, что метан не требует сложных и дорогих систем очистки полости горючего что очень актуально для многоразовых систем.
Как-то так...
Цитата: dimi от 20.07.2013 18:04:57
Традиционно доставляет Ваше умение уходить от ответа перепрыгивая с темы на тему.
Давайте вернемся к истокам.
1. идея возвращения реализуема. Как именно это будет сделано - торможение на маршевых и посадка на ПОДГОТОВЛЕННУЮ площадку, парашют, гашение скорости маршевыми и приземление в океан или самолетный вариант как у хруников - вопрос выбора. Океанического варианта у нас. Запуск с космодрома Канаверал предполагает, что либо ступень будет пилить обратно к месту старта (что энергозатратно и вообще...), либо падать в океан. Проблема соленый воды всем известна.
2. Ссылку на хруников я уже приводил. Схема и СУ Фалкона (как выяснилось) позволяет ему летать с одним неработающим двигателем.
Про то что это сделать невозможно - пишите не здесь, а сразув ООНМаску и хруникам - а то понимаешь тратят венчурные/народные деньги на всякие глупости.
Цитата: DMAN от 22.07.2013 10:20:32
Перегрев, когда говорил, что система посадки на маршевых ЖРД возвращаемой первой (второй)
ступени на нынешнем этапе развития техники нереализуема, был абсолютно прав. Он просто забыл
упомянуть, что она не реализуема с экономической точки зрения. Многоразовость для РН не
является самоцелью. Цель здесь - доставка на орбиту ПН с наименьшими затратами. Стоимость
доставки 1 кг ПН одноразовыми Союзами и Протонами кратно меньше стоимости доставки
многоразовым Спейс Шаттлом.
Цитата: dimi от 22.07.2013 23:01:16
сделать дешево - никто не обещал.
ЦитатаКстати именно для выполнения пункта 2 построили Буран,
Цитата но сделать многоразовой систему не смогли
Цитата(хотя как выяснилось - в итоге это и не нужно).
Цитата: dimi
Перечитайте мой предыдущий пост ещё раз, обратите внимание на пункт 2.
ЦитатаНекто НАлЕ утверждает, что и не смогли бы
Цитата: dimi
Посмотрите на конструкцию Бурана - какая у него функция, кроме как доставлять грузы с орбиты?
Цитата: НАлЕ от 22.07.2013 23:11:55
Неправда. Главной "фишкой" многоразовости как раз и объявлялась "экономия". Инача, зачем она нужна в принципе? Если экономии нет, то у многоразовой системы одни только недостатки: повышенная сложность и, следовательно, пониженная надежность.
Цитата: mr_ttt от 23.07.2013 08:05:55
Вы не забывайте что все первоначальные расчеты делались на огромный грузопоток.
ИМХО там предусматривалось как бы не 60 запусков в год. 6 шаттлов х10 по памяти.
Естественно тогда многоразовость обеспечивала большой плюс.
Цитата: dimi от 22.07.2013 23:01:16
В связи с распространенностью мифа о том, что многоразовые системы это дорого, так как Шаттл был дорогой, а Союзы/Протоны дешевые, обращаю внимание на следующее:
1. Шаттл должен был быть многоразовым - это сделали
Цитата
2. Шаттл должен был возвращать большие грузы с орбиты (ну там лазеры-шмазеры, боевые станции и т.д. - тогда это было модно) - и это сделали
Цитатакормить в дорогесделать дешево - никто не обещал.
Цитата
Кстати именно для выполнения пункта 2 построили Буран, но сделать многоразовой систему не смогли (хотя как выяснилось - в итоге это и не нужно).
Цитата: Ант от 22.07.2013 09:28:22
Согласен, я почему написал СПГ (фактически метан)- потому, что сам сжиженный СПГ в качестве топлива является более коварным в силу своей негомогенности (фракции там разные, их соотношение "плавает") чем собственно метан, но,как Вы совершенно верно заметили, существенно дешевле.Так вот, некоторые зарубежные предприятия, заявлявшие про испытания двигателя на СПГ лукавили, ибо де-факто гоняли его на метане. Вот потому я так и написал- не приравнивая сам по себе СПГ к метану.
С остальными плюсами, разумеется, согласен.Большое спасибо за развернутые комментарии
Цитата
Кстати, что касается жидкого водорода- вроде бы у КБХА есть свой комплекс для его производства.