Цитата: Н Н от 02.09.2016 14:59:31В современных условиях самолет мобпериода смысла не имеет, тут я полностью согласен. СР-10 (который дал начало трэду) можно рассматривать как самолет подготовки мобрезерва, т.е. первоначального обучения летчиков без класса и специализации в рамках ДОСААФ, допустим. В случае (не дай бог) всемирной заварухи роль технического резерва будут выполнять самолеты, стоящие на ДХ (какие можно будет восстановить из их числа, конечно) - в теории. Никто развертывать производство "специальных моб.самолетов" не будет, это ненаучная фантастика.
Но тут тогда возникает другие вопросы.
СР-10 машина с обратной стреловидностью и, так сказать, "веса пера". Т.е. её пилотирование сильно проще, нежели боевых, чей вес существенно больше. К тому же она не несёт никаких средств поражения. Какой толк будет с лётчиков, которые освоят этот самолётик, но которым придётся в короткий срок переучиваться на снятые с хранения МиГ-29 и Су-27, а может и МиГ-23 с Су-24 и Су-25?
Там же всё совсем "по-взрослому".
И сколько им потребуется на это времени?
Может проще к этим машинам приписывать ветеранов, выходящих в 45 на пенсию и на оставшиеся пять-десять лет вызывать их на тренировки. А машины держать расконсервированными и периодически облётывать. Не вариант?
Цитата: ЦитатаЕсли вернуться к времени ВОВ, то прежде всего нужно понять, в каких условиях принималось решение о разработке того же "Пегаса" и подобных ("Пегас" ведь был не единственной моделью, которую тогда начали конструировать под условие "здесь и сегодня"): на середину 1942 г. потери техники и летного состава - огромны, производство на эвакуированных заводах еще не толком налажено (как пример: проследите выпуск того же Ил-2 помесячно и по заводам в 1942 году), немцы - продолжают переть к Волге и на Кавказ, грозя оставить Союз без нефти (т.е. топлива), Ленинград - в блокаде, угроза захвата Москвы не снята, продовольственная и сырьевая базы сократились чуть ли не в половину. И до перелома в войне, ой как дале-еко!
Я не зря упомянул аналогию с легкими танками Т-60. Казалось бы, чем могла помочь эта машинка с противоосколочной броней и 20-мм ШВАК, толку от которой было - еле-еле? Ведь без малого шесть тысяч (!!!) Т-60 буквально сгорели в пожаре войны. Но она выполнила главную задачу сложнейшего периода 41- 42 года: насыщение сухопутных войск хоть какой-нибудь "вооруженной броней" для поддержки пехоты. Можно, конечно, задать вопрос, а что нужно было предложить войскам в тех условиях? Ответ, казалось бы на поверхности: БТР, т.е. технику, которую советская промышленность в период войны не выпускала. Но Ставка приняла решение о выпуске именно Т-60, а не того же Т-50 - легкого танка, который на первый взгляд, превосходил "шестидесятку" по всем параметрам, но для его производства требовались квалифицированные кадры и сложное оборудование (одна сложная планетарная восьмиступенчатая коробка передач чего стоит!), а для Т-60 даже ТТТ не разрабатывались, потому что танк фактически был сделан на заводе №37 в инициативном порядке (и именно вместо Т-50). Из этой же "оперы" запрет конструкторам на модификации и конструирование новых образцов в ущерб ВАЛУ.
В тех же условиях и принималось решение на конструирование массового дешевого низкотехнологичного "противотанкового легкоплана". Остановить врага ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ - вот задача 1942 года! А вы углубляетесь в "гайки-винтики" не понимая (или не желая понимать, не знаю) главного: это сегодня с высоты 75 лет легко обсуждать ошибки прошлого, а ВПР СССР принимало решения В ТЕХ УСЛОВИЯХ - жесточайшего дефицита ВСЕГО, а главное - ВРЕМЕНИ! Думайте.
В истории с "Пегасом" и в сравнении его с Т-60 вы упускаете один очень важный момент.
К моменту запуска в производство Т-60 наше командование уже достаточно неплохо представляло себе сколько у немцев танковых и моторизованных корпусов и дивизий, а также где они находятся. При этом значительная доля техники в них была вообще изрядно выбита.
Например, к началу советского наступления под Москвой 5 декабря 1941 года у немцев в ходовом состоянии НА ВСЁМ Восточном фронте имелось всего 256 танков. А наши только под Москвой бросили в наступление свыше 700 танков.
Ив общем было видно, что фронт у немцев держат в основном пехотные дивизии. В тоже время по итогам летне-осенних боёв 1941 года было отмечено, как немцы умеют удачно применять разную лёгкобронировнаную технику - лёгкие танки Т-1 и Т-2, БТРы, разные САУ (гаубицы, противотанковые и зенитные)...
И был сделан вполне логичный вывод, что раз нам не хватает Т-34 и КВ, то надо попробовать насытить войска лёгкими танками с вооружением, так сказать, по гамбургскому счёту, в среднем сопоставимым с тем, что стояла у немцев на огромной массе лёгких машин. А там была масса удобных "таратаек", котоыре вооружались либо парой пулемётов MG.34 либо пулемётом и 20-мм пушкой.
Но при этом по ходовым качествам и по бронезащите Т-60 вполне конкурировал и с БТР "Ганомаг", и со 105-мм САУ "Веспе" и даже с лёгкими танками Т-1 и Т-2.
Т.е. при грамотном применении он вполне мог поддерживать пехоту. Хотя, конечно, хуже чем КВ и Т-34.
А вот запуск в серийное производство "Пегаса" никаких дивидендов нашим ВВС не давал.
Ил-2 он уступал по скорости почти в три раза!
Брони не имел.
Наступательное вооружение было слабым.
И бросать его днём бой против группировок танков не имело никакого смыла. Где у немцев танки - там всегда было полно истребителей и зениток.
Т.е. в отличие от Т-60 (и его развития Т-70 и Т-80) "Пегас" ни в чём не обеспечивал даже паритета с теми средствами, которые бы ему противостояли.
Скорость 150 км/ч означает, что за минуту он пролетает 2,5 км. У расчётов немецких зенитных 20- и 37-мм автоматов, обеспеченных хорошо налаженной сетью постов ВНОС, будет масса времени изготовиться и устроить подходящим "пегасам" избиение.
Про "мессеров" и говорить не стоит.
А немецкая зенитная артиллерия обладала очень совершенными приборами управления огнём. Если, к примеру, наши ПУАЗО для 37-мм зенитных пушек 61-К в начале войны выдавали данные по воздушным целям с максимальными скоростями чуть более 500 км/ч (в ходе войны этот параметр возрос до 700 км/ч), то немцы это имели на модели ещё 36-го года, а на модели 40-го года они этот параметр практически удвоили! Я думаю излишне говорить о том, что величина ошибки исчисления у них была меньше, чем у нас. С учётом того, что они по сравнению с другими странами ещё и тупо увеличили количество установок в батарее в 2-3 раза (до 12), то удивляться эффективности их ПВО не приходится. Не зря же наши лётчики очень быстро поняли, что без выделения отдельного подразделения, которое будет давить ПВО, удар по цели нередко срывался, а нападающие несли очень тяжёлые потери.
По-2 спасала только темнота и то, что они часто действовали там, где зениток почти не было - по переднему краю.
Если прожектора схватывали самолёт, то почти всегда это была быстрая и жестокая смерть.
Отредактировано: ФЦСО - 01 янв 1970