Цитата: Ilya Kaiten от 08.01.2019 21:07:23В то же время, если принять это утверждение за истинное, оно не опровергает предположения, что если бы не потери на Крите, парк ВТА Германии к моменту нападения на СССР мог бы быть более многочисленным с учётом производства.
Мог бы быть. Но тут возникает закономерный вопрос: "На сколько большим?"
Ответ очевиден - в лучшем случае на 300 "бортов".
Это, конечно, довольно значительное количество, но, как не крути, это такой ресурс, который в ходе восточной компании "главную партию на рояле не играл".
Когда в августе 41-го выясняется, что решение, принятой весной о планомерном сворачивании производства артиллерийских боеприпасов для сухопутных войск - ошибочно, то большее количество транспортных самолётов тут не поможет.
ЦитатаА я и не утверждал, что нехватка Юнкерсов стала главной или основной причиной. Одной из... Но и на последнее место её ставить несколько одиозно тоже.
Понимаете, при той дальности полёта, что была у Ju52 гораздо большую роль играло положение линии фронта западнее котла. А она очень активно двигалась. И не в сторону Сталинграда.
К тому же долететь до котла было мало. Надо было ещё там сесть и выгрузиться. А с этим нередко были проблемы и над аэродромами в котле образовывались очереди из самолётов, ожидающих разрешения на посадку. И вместо того, чтобы сесть и быстро выгрузиться, слив из своих баков для окружённых войск хотя бы полтонны бензина, они этот бензин тупо жгли в небе. Во время выгрузки двигатели не выключали. А ещё надо было вернуться назад!
ЦитатаКхм. Доказать, что он этого определённо не говорил ещё сложнее... ;)
Понимаете, есть дневники Гальдера, есть стенограммы совещаний в ставке фюрера, к тому же переведённые на русский язык. Они, правда, не опубликованы, но в Институте военной истории доступ к ним достаточно свободный.
Причина, по которой они не опубликованы заключается в том, что многие привычные нам вопросы и воспетые у нас подвиги там освещены совсем не так, как мы привыкли.
Например, гибель "Вильгельма Густлоффа" упомянута всего одной строчкой. Причём докладывал об этом Дениц походя, сообщив, сколько всего вывезено на судах и кораблях Кригсмарине из Восточной Пруссии людей, а это немного не мало около 2,5 млн. чел.! Фюрер на потерю теплохода внимания не обратил от слова "совсем", кто такой Маринеско даже не спросил и личным врагом не назвал. Командира конвоя никто не расстреливал. Да и конвоя как такового не было, а был всего один боевой корабль. О возможных больших потерях при эвакуации Дениц докладывал ещё до её начала эвакуации. И это тоже отмечено. А общие потери в ходе эвакуации оказались существенно ниже прогнозируемых. И т.д. и т.п...
ЦитатаИ когда же германские паратруперы были вновь массово применены? Ни одной сколько нибудь крупной парашютно-десантной операции после Крита...
Наверное как раз тот случай когда "не по словам, но по деяниям..."
Я бы тут поставил вопрос несколько по иному.
А где их можно было применить с большим (хотя бы даже ожидаемым!) эффектом на Восточном фронте в 1942 году?
Я, честно говоря, таких мест или операций, куда можно было бы "вшить" имеющийся парашютно-десантный корпус не вижу.
Куда их выбрасывать?
В Керчь?.. Над Севастополем?.. В тылу группировки Тимошенко под Харьковом?.. На левый берег Волги восточнее Сталинграда?.. В район Астрахани (операция "Цапля")? Или сразу в Баку?..
Другое дело Средиземное море, где в 1942 году немцы собирались провести операцию "Геркулес", в ходе которой предполагалось захватить Мальту.
Так тут палки в колёса воткнули макаронники, которые заявили немцам, что они ещё не готовы. А часики-то тикали!..
ЦитатаКлючевые слова своевременное обнаружение ... В безлунную / облачную ночь вероятность близка к нулю. Единственное, что демаскирует машину в темноте - выхлоп двигателей и свечение разогретых выхлопных патрубков. В большинстве случаев атака производится на догонных курсах. При этом патрубки атакующего истребителя развёрнуты от стрелков жертвы (позднее и вовсе объединялись и закрывались кожухами) ...
У нас с ночными истребителями над сталинградским котлом было совсем всё плохо.
А на "Юнкерсах" к тому времени уже массово устанавливали пламягасители.
ЦитатаУгу. Видать автор фразы "Нам нужно больше самолётов!" © от их переизбытка застрелился... Толку от всего этого наземного состава, если машин не хватает?
Если судить по мемуарам Галланда "Первый и последний", эта фраза, сказанная Удетом, звучала так: "Истребители!.. Нам нужны Тысячи истребителей!..". О транспортных самолётах - ни слова.
ЦитатаКамрад, Вам не кажется, что при переоценке (пересчёте) вклада критских (в том числе) потерь ВТА в поражения вермахта Вы увлеклись до отрицания?...
Нет. Не кажется.
Успех блицкрига и, соответственно, роль, сыгранная в нём германской ВТА, строился исключительно на первоначальной неподготовленности противников Германии.
В 1942 году говорить о их неподготовленности уже было невозможно. Фигурально выражаясь, те, кто остались на ринге борьбы, уже достаточно твёрдо стояли на ногах и получили изрядный опыт. В то время как германский боксёр, наоборот, начинал сбиваться с дыхания.
С другой стороны, даже имевшийся в 1941 году, парк ВТА в полной мере эффективно немцы использовать не смогли!
Опять же пример.
При формировании группировки ВТА для снабжения котлов в районе Демянска и Холма они стянули почти полтора десятка авиагрупп транспортной авиации!
При этом необходимого количества полностью укомплектованных экипажей для такого количества самолётов у них не было! В группах, летавших в их собственном тылу, экипажи нередко состояли из одного пилота и бортмеханика! Больше было просто не нужно. При этом в смонтированных на самолётах турелях часто даже не было пулемётов, так как их не хватало во фронтовых частях. А зачем они нужны транспортникам? Вражеских истребителей над тыловым небом нет! Все аэродромы - с радиомаяками, метеослужба - налажена, а на всех транспортных самолётах стоят радиостанции и радиокомпасы...
А на Восточном фронте всё было совсем иначе - метеослужба работала через пень-колоду, а радиомаяков на аэродромах не хватало. Позарез нужны были штурманы, вторые пилоты и воздушные стрелки. В качество последних чаще всего летали техники и... даже штабные офицеры!
Потери в транспортных самолётах от наших истребителей были небольшими, но раненых из состава экипажей привозили регулярно.
Ведь по самолётам, летевшим через советскую территорию азартно палили все кому не лень - даже возницы повозок из трёхлинеек. А уж пулемётчики, так вообще "за здрасьте" - каждый самолёт в воздухе на малой высоте это потенциальный орден Красной Звезды, а часто, ещё и отпуск впридачу! А если это второй или третий на счёту, то поднимай выше - Боевое Красное Знамя на грудь гарантировано.
В результате прибывшие последними три авиагруппы KGrzbV6, KGrzbV7 и KGrzbV8 - были просто расформированы! Причём, если 6-ю и 7-ю группы расформировали по прибытии в Ригу, то 8-ю - ещё по дороге на театр - в Даугавпилсе...
Т.е. получалось, что даже имевшиеся возможности авиапромышленности по поставке самолётов сильно опережали возможности системы подготовки лётного состава.
Отредактировано: ФЦСО - 09 янв 2019 23:06:30