Несмотря на то, что в настоящее время армии многих государств имеют в своих арсеналах самые современные артиллерийские системы, такие как пушки и гаубицы, минометы остаются востребованным, а порой, просто незаменимым, оружием. Это происходит благодаря тому, что минометы, в большинстве своем обладают высокой эффективностью огня, особенно на местности со сложным рельефом, в условиях городских застроек, при относительно невысокой стоимости самого оружия и боеприпасов к нему.
Минометы чаще всего используются для огневой поддержки пехоты и мотострелков. В мотострелковом батальоне минометная батарея является главным средством огневой поддержки мотострелковых рот в бою, имеющимся в распоряжении командира батальона.
Миномет незаменим, когда требуется уничтожение или подавление пехоты или огневых средств противника навесным огнём, например, на обратных скатах высот, за городскими постройками, за искусственными или естественными укрытиями. Поэтому неудивительно, что на протяжении десятилетий большинство конструкций минометов остается практически без каких-либо существенных изменений. В основном изменения касаются конструкции боеприпасов к ним, повышения их могущества действия.
Самое большое распространение в мире получили минометы калибров 82-мм (81,4-мм в зарубежных странах) и 120-мм. 82-мм минометы относительно легкие, могут переноситься в разобранном виде расчетом. Однако эти минометы значительно уступают своим 120-мм братьям в дальности стрельбы и могуществе действия боеприпасов. Ввиду того, что подавляющее большинство современной пехоты составляют мотострелковые или мотопехотные подразделения, обладающие высокой тактической маневренностью, то и их штатные или приданные им минометные подразделения должны обладать не меньшей подвижностью.
Так появились минометы на специальных прицепах, а также самоходные минометы, на шасси гусеничных бронетранспортеров. В Советской Армии в мотострелковых батальонах 120-мм минометы перевозились на прицепе за автомобилем ГАЗ-66 с использованием специального колесного хода. В Российской армии, когда ГАЗ-66 канул в Лету, был создан минометный комплекс 2С12 «Сани», состоящий из собственно 120-мм миномета 2Б11, транспортной машины на шасси Урал-43206-0651 (4х4) и колесного хода 2Л81. В этом варианте миномет при помощи специальной лебедки и съемных наклонных желобов закатывался в кузов автомобиля. В транспортном положении невозможно отличить обычный грузовой автомобиль Урал-43206 от транспортного автомобиля комплекса «Сани».
Все бы хорошо, но современные веяния военного искусства потребовали новые, высокомобильные минометные комплексы калибра 120-мм. На Западе, в частности в Германии, 120-мм миномет установили на легкое гусеничное шасси Wiesel 2 – получили систему LePzMr (LeichterPanzermorser – легкий бронированный миномет). Но как ни крути, Wiesel 2 машина на гусеничном ходу и той маневренности, что имеют хорошие колесные шасси, достичь не может. Сингапурская компания STK Engineeringразработала 120-мм минометную систему SRAMS (SuperRapidAdvancedMortarSystem – перспективная сверхскоростная минометная система), которая благодаря наличию противооткатных устройств и системы полуавтоматического заряжания может устанавливаться на различные шасси, в том числе на многоцелевые автомобили HMMWV. Все, хорошо, но экипаж не защищен.
В России тоже думали над проблемой создания высокоманевренной минометной системы с калибром 120-мм на высокопроходимом бронированном шасси. В начале 2000-х годов такая опытная система была создана совместными усилиями конструкторов ЦНИИ «Буревестник», автозавода ГАЗ и Арзамасского машиностроительного завода. На шасси автомобиля «Водник» ГАЗ-3937 в кормовой части на специальной платформе был установлен 120-мм миномет 2Б11. Позже миномет поставили на шасси бронированной машины «Водник» ГАЗ-39371. Сила отдачи при выстреле воспринималась относительно большой стальной платформой, от которой передавалась на подвеску автомобиля. Дальнейшие работы по данному минометному комплексу были остановлены ввиду прекращения выпуска автомобилей «Водник» на Арзамасском машиностроительном заводе.
К созданию подобной мобильной защищенной минометной системы вернулись сравнительно недавно – два года назад конструкторы «Мотовилихинских заводов» (г. Пермь) и «Военно-промышленной компании». К тому времени силовые структуры России и конструкторы многих предприятий, использующих под установку своих изделий колесные шасси, уже обратили свое внимание на многоцелевые бронеавтомобили «Тигр», разработки и производства «Военно-промышленной компании». Ежегодно на шасси этого броневика появлялось по 5-6 новых модификаций систем различного назначения – от бронированных полицейских машин до боевых машин универсальных ракетных комплексов «Корнет-Д1».
В этот раз выбор пермских конструкторов также пал на «Тигр», в этот раз на модификацию ВПК-233136 СБМ (специальная бронированная машина), имеющая 5-й класс защиты по ГОСТ. Тем более, что до конструкторов дошла информация, что в горячих точках наши бойцы, наделенные богатой фантазией, уже использовали шасси автомобилей «Тигр» для стрельбы из минометов – ставили в салон машины миномет, и стреляли через открытый люк. Благо ствол миномета возвышается над ним. Машина приседала, но минометчики свои задачи решали, произведя несколько выстрелов, и быстро покидали позицию.
На «Мотовилихинских заводах»бронеавтомобиль был доработан под установку 120-мм минометной системы с дистанционным управлением. Система установлена на корме машины и имеет электроприводы наведения по углу возвышения и по азимуту. При стрельбе на машине в кормовой части опускаются аутригеры, предотвращающие передачу силы отката при выстреле на элементы подвески машины. Сама минометная система устанавливается на противооткатные устройства.
При стрельбе расчет самоходного минометного комплекса находится внутри бронированного корпуса «Тигра». Все операции для подготовки и ведения стрельбы из миномета производятся без выхода расчета из автомобиля. Заряжание миномета производится в полуавтоматическом режиме. При этом ствол миномета опускается горизонтально. Через закрывающееся броневой заслонкой специальное зарядное окно, заряжающий заряжает мину (при необходимости навесив дополнительные пороховые заряды на нее) через дульную часть миномета. После этого ствол миномета автоматически занимает положение для стрельбы.
Подготовка данных для стрельбы производится в автоматизированном режиме, после чего на приводы наведения выдаются команды в виде электросигналов для наведения миномета на цель. Данные о целях поступают на самоходный минометный комплекс от вышестоящего штаба, органов или средств разведки (в том числе от БЛА и других комплексов) в режиме передачи данных. Обстановка, данные о целях отображаются на многофункциональном ЖК мониторе командира расчета. Для стрельбы минометный комплекс может использовать все типы 120-мм мин, включая высокоточный боеприпас «Грань», способный с высокой вероятностью (его боевая часть несет 13 кг взрывчатки) поразить точечную цель на дальности до 9 км. Дальность стрельбы обыкновенными боеприпасами составляет от 480 м до 7 180 м.
В настоящее время 120-мм минометный комплекс с рабочим названием МЗ-304 «Горец» проходит испытания. Практические стрельбы показали высокие перспективы системы. Что положительно отличает «Горец» от зарубежных аналогов, так это то, что при необходимости ствол миномета легко демонтируется и с помощью имеющихся на машине опорной плиты и лафета, превращается в обычный 120-мм миномет. Впервые самоходный минометный комплекс МЗ-304 «Горец» на базе бронеавтомобиля СБМ «Тигр» демонстрировался в закрытой экспозиции Международной выставки вооружений «АРМИЯ-2016». Совсем недавно этот комплекс могли увидеть все желающие, прибывшие на Научно-технический форум «День передовых технологий правоохранительных органов», который проходил с 25 по 27 мая 2017 года на полигоне НИИ «Геодезия» в подмосковном Красноармейске.
Автор: Виктор Сергеев
Фото: Виктор Сергеев