Скрытый текст
- Минобороны РФ совместно с промышленными предприятиями дополнительно анализируют востребованность этого образца вооружения, а также возможности его технической реализации. Сейчас идут работы по оценке финансовых и технологических рисков при строительстве такого корабля. Продолжаем работы над обликом перспективного авианосца.
- Как вы считаете, может, есть шансы на перезапуск проекта "Мистраль"? С Францией, которая столкнулась с отказом Австралии от контракта на поставку подводных лодок.
- Очень маловероятно. Российский оборонно-промышленный комплекс не только обладает всеми компетенциями для строительства кораблей подобного класса, но и активно строит корабли, способные решать аналогичные задачи. Но с 2014 года мы с вами живем в режиме санкций со стороны Европейского союза и стран НАТО. Франция вряд ли пойдет на двухстороннее военное сотрудничество с Россией.
- Есть ли понимание, когда единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" вернется в строй?
- Государственный заказчик установил срок окончания всех работ по ремонту и модернизации ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - 2023 год. В Мурманске завершаются работы по реконструкции камер сухого дока на филиале АО "ЦС "Звездочка". Постановка туда корабля планируется в 2022 году. С учетом всех видов испытаний "Адмирал Кузнецов" должен быть передан Военно-Морскому Флоту в установленные сроки.
- Автономные необитаемые подводные аппараты – это реалии? Фонд перспективных исследований участвует в создании такой техники?
- Фонд перспективных исследований работает давно и продуктивно, о чем свидетельствуют свыше 770 результатов интеллектуальной деятельности. Налажено активное взаимодействие с заказчиками, с Минпромторгом, Минобрнауки, Росатомом, Роскосмосом. Тематика работ обширная, многое имеет закрытый характер. По подводным беспилотникам работы продолжаются – мы ожидаем появления новых образцов, которые смогут перемещаться в Мировом океане на удалении до 1 тыс. км от места погружения. Работаем над развитием целой линейки беспилотных погружаемых аппаратов.
- Специальные спасательные системы, которых так не хватало во время ЧП с подлодкой "Курск", теперь есть в России?
- На флотах аппараты с функциями спасения экипажа присутствуют, их закупили. Линейка развивается, работа по совершенствованию подобной техники продолжается.
- Морские платформы сейчас становятся целыми космодромами. Что с нашим "Морским стартом"?
- На совещании у президента по развитию космической отрасли обращено внимание Роскосмоса на необходимость сформировать модель применения "Морского старта" с тем, чтобы оценить финансовые и технические риски. Идея имеет право на жизнь, экономика старта с этих широт показывает, что есть потенциальный денежный эффект. Роскосмос проводит анализ возможности применения "Морского старта" для реализации Федеральной космической программы и коммерческих пусков с владельцем комплекса. Здесь стоит вопрос дооборудования этих двух судов и модернизации наземной инфраструктуры.
- Эксперты же уже оценивали состояние комплекса и подсчитывали примерные объемы вложений?
- В 2020 году такая работа проводилась с привлечением большого числа специалистов из разных ведомств. Установлено, что суда находятся в удовлетворительном техническом состоянии и после ремонта могут быть введены в эксплуатацию. Стоимость ремонтных работ - порядка 1,2 млрд рублей при сроках в 6-8 месяцев. Плюс наземная инфраструктура.
- А какую ракету-носитель эксперты предлагают использовать?
- Проект может быть реализован с использованием РН "Союз-5МС", которая создается РКЦ "Прогресс". Это позволит обеспечить, по предварительным оценкам, выведение с экватора на переходную орбиту полезной нагрузки массой до 5 тонн без разгонного блока и до 7,75 тонн с разгонным блоком. Стоимость запуска может составить до 44 млн долларов и до 57 млн долларов соответственно. Конечно, показатели будут уточнены при эскизном проектировании, но должны быть сопоставимы с по стоимости с запусками "Фалькон-9" Илона Маска.
- В общей сложности, сколько потребуется вложить в этот проект?
- Предварительная стоимость проекта модернизации РКК "Морской старт" с созданием соответствующей береговой инфраструктуры оценивается в 37-47 млрд рублей, в зависимости от выбора порта базирования. Примерный срок окупаемости, по мнению экспертов, около 15 лет, с дальнейшим расширением линейки средств выведения. Возможные порты базирования - это бухта Улисс, бухта Большой Камень, бухта Нерпа или новый порт, который в перспективе появится на Дальнем Востоке. Сейчас комплекс находится в порту Славянка Приморского края.
- Есть ли у вас информация о судьбе проекта Ил-112В? Как Минобороны РФ будет замещать нехватку легких военно-транспортных самолетов?
- Ожидаем, что Минпромторг предпримет максимум усилий для завершения работы комиссии по расследованию причин катастрофы.
После этого будут приняты необходимые решения о доработке Ил-112В – его силовой установки или, возможно, внесении изменений в конструкцию самолета. Два образца уже изготавливаются в рамках контракта, на них внедрят максимум возможных доработок. Первый полет доработанного образца мы ожидаем в 2022 году, далее всё будет зависеть от испытаний. Для меня все же очевидно, что по этому самолету предстоит огромный объем работ, в том числе, возможно, перепроектирование узлов и агрегатов планера, его двигателя.
Минобороны приняло решение, что ряд задач, который потенциально должен выполнять легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, пока возьмет на себя вертолет Ми-26. Возможно, будут закупать дополнительно, или активнее использовать имеющийся парк.
- Как оцениваете перспективы самолета-амфибии Бе-200 на фоне необходимости создания отечественного двигателя для него?
- Сейчас реализуется поручение президента о создании "евроэксадрильи", в том числе 10 самолетов, которые предположительно будут задействованы в тушении пожаров за рубежом. Есть заявки на Бе-200 и от других государств, в том числе от Алжира. Первый самолет заказчик может получить в следующем году.
Вопрос обеспечения Бе-200 отечественным двигателем актуален. Ростех уже принял решение о финансировании создания двигателя ПД-8, далее запланирована доработка этой силовой установки под самолет Бе-200. Прорабатываются и другие варианты.
- В США возможны поставки Бе-200?
- К сожалению, вопрос сертификации двигателя самолета Бе-200 на территории США не решен, что препятствует каким-либо поставкам.
- Как идут работы по новому "летающему радару" А-100?
- В 2021 году начались предварительные испытания самолета, основные характеристики будут проверены в ходе первого этапа государственных испытаний в 2023 году. Невыполнение предприятиями-соисполнителями взятых обязательств по разработке бортовой энергетической установки (разработчик - ПАО "НПП "Аэросила", г. Ступино) и бортового комплекса обороны (разработчик АО "ЦНИРТИ им. академика А.И.Берга), привело к затягиванию сроков исполнения государственного контракта в целом.
В связи со сложностью и высокой технологичностью разрабатываемого изделия А-100 и в целях оптимизации сроков проведения испытаний и подготовки серийного производства принято решение о проведении предварительных испытаний и государственных испытаний в несколько подэтапов. Под это доработана штатная система энергоснабжения изделия А-100 для обеспечения потребности аппаратуры специального комплекса.
- Перспективный комплекс дальней авиации будет в новой ГПВ?
- Работы по ПАК ДА идут по графику и обеспечены необходимым финансированием в полном объеме на весь срок выполнения госконтракта. Поставки этого самолета будут предусмотрены новой программой вооружения. Изготовлены два опытных образца двигателя ПАК ДА, начаты их стендовые испытания. В ходе них подтверждены характеристики технического задания.
Сейчас все усилия ПАО "Туполев" сконцентрированы на запуске производства Ту-160М, первый полет которого возможен уже в этом году. Кроме того, продолжается модернизация самолетов Ту-95МС и Ту-22М3.
В новой Государственной программе вооружения перед ПАО "Туполев" будут поставлены задачи по сопряжению их техники с беспилотниками и оснащению летательных аппаратов новыми типами вооружения.
- Когда ожидаются поставки Су-57 с новым двигателем в войска?
- Испытания самолета с новым двигателем должны быть завершены к 2024 году. В целом, испытания с доведением двигателя второго этапа продлятся до 2026 года, поставка самолетов в новом облике запланирована в рамках новой ГПВ с 2027 года. Это будет порядка 25 машин из числа 76 в рамках уже заключенного долгосрочного контракта.
Фиксируем серьезный рост потребностей Минобороны РФ в этом авиационном комплексе. В ближайшей перспективе Су-57 сможет применять гиперзвуковое оружие, ракета уже готова.
- Как идет работа по созданию унифицированного двигателя для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35?
- Этот подход отрабатывается на самолетах Су-30СМ. Ожидаемый результат модернизации силовой установки данного летательного аппарата – увеличение максимальной тяги до 14500 кгс, увеличение срока службы двигателя до 15 лет, меньший расход топлива. Работа идет, переход на единую линейку двигателей Ал-41Ф-1С активно прорабатывается. Минобороны РФ уже планирует закупку Су-30СМ с новым двигателем, в рамках новой ГПВ это будет реализовано. Следующий шаг – это ремоторизация Су-34 на этот же двигатель.
- Сухопутные войска, наверное, получат новую боевую экипировку в период до 2033 года?
- Создание нового поколения боевой экипировки – один из самых актуальных вопросов, стоящих сегодня перед Сухопутными войсками. В этом году Минобороны РФ утвердит новую концепцию боевой экипировки третьего поколения, с учетом этого и будут сформированы мероприятия, которые войдут в новую ГПВ. Новое поколение экипировки мы рассматриваем как единый интегрированный комплекс, включающий элементы робототехники, в том числе экзоскелеты, искусственный интеллект, автоматизированные системы управления огнем и передачи данных, комбинированные системы защиты от различных типов поражающих элементов.
- Танк "Армата" все продолжает государственные испытания?
- Да, испытания продолжаются, в этом году новый боекомплект к танку также вышел на государственные испытания. Ожидаем их завершения в 2022 году в полном объеме, более 40 танков "Армата" будут переданы в войска после 2023 года. Т-14 – это шаг вперед на десятилетия, переоснащение войск на данную машину будет поэтапным и плавным по мере истечения сроков службы танков предыдущих поколений.
- Появится ли в ближайшее время новый ракетный комплекс, который заменит "Искандер"?
- К 2020 году в ВС РФ завершено плановое переоснащение реактивных бригад Сухопутных войск комплексом "Искандер". У него есть огромный потенциал модернизации, и эта работа идет. Вместе с тем, ведутся работы над созданием нового поколения реактивных систем, в первую очередь научными институтами Минобороны РФ. Думаю, новая ГПВ будет предусматривать научно-исследовательские работы по созданию нового ракетного комплекса этого класса.
- Ситуация с ценами на металл повлияла на какие-то проекты, на отрасль в целом?
- Конечно, оборонно-промышленный комплекс столкнулся с ростом на металлопродукцию, но это не стало проблемой, которая остановила бы ход исполнения гособоронзаказа. Однако, ситуация привела к росту в 2021 году стоимости конечной продукции по государственному оборонному заказу на 2,5-5%. Для снижения цен мы организовали прямое взаимодействие Минпромторга России и интегрированных структур ОПК с заводами-изготовителями металлопродукции: в ряде случаев удалось согласовать поставки по ценам в пределах индексов цен производителей, но и приходилось закупать по рыночной цене, так как нельзя останавливать ход исполнения ГОЗа.
Коллегия ВПК разработала систему компенсации поставщикам продукции по гособоронзаказу роста цен на металлопродукцию, превышающего установленные индексы цен (индексы-дефляторы). Предложения были доложены руководству страны и одобрены им.