Скрытый текст
По словам директора центра противодействия мошенничеству «Информзащиты» Павла Коваленко, усиление атак мошенников в кризисных ситуациях — обычная практика и в телефонной связи, и в интернете: «Они могут использовать события и связанные с ними эмоциональные реакции людей для сбора пожертвований под разными предлогами». С похожим всплеском мошенничеств граждане сталкивались на фоне начала военных действий на Украине прошлой весной и мобилизации в сентябре.
Среди схем, которые использовались в субботу,— предложения вымышленных инвестиционных проектов на фоне нестабильного курса валют, добавляет Павел Коваленко. В ночь с 23 на 24 июня банки резко подняли цены продажи валют, в первую очередь доллара и евро. Утром они превышали биржевые показатели по доллару на 10−13 руб. и 12−14 руб. по евро, а курс составил 94,5−97,5 руб./$ и 104−106,4 руб./€ (см. «Ъ-Онлайн» от 24 июня).
На этот раз, утверждает собеседник “Ъ” на телекоммуникационном рынке, попытки мошенничества «были жестко пресечены». «Операторы связи заблокировали пропуск входящих вызовов с территории Украины в целом, из-за чего телефонный фрод пошел на спад уже с середины дня»,— поясняет он.
Для борьбы с мошенническими звонками власти используют единую платформу верификации телефонных вызовов «Антифрод» подведомственного Роскомнадзору Главного радиочастотного центра.
В первом квартале она верифицировала 135 млн звонков. На прошлой неделе стало известно, что к системе начинают подключать операторов связи в ЛНР И ДНР, а также Запорожской и Херсонской областях.
В Роскомнадзоре “Ъ” уточнили, что «системы защиты от телефонного мошенничества работали в штатном режиме». В целях пресечения возможных терактов в Москве и Подмосковье был введен режим контртеррористической операции, в связи с чем ведомство предупреждало о возможном ограничении работы интернет-ресурсов. Однако вплоть до вечера 25 июня о серьезных сбоях в сети известно не было.
В Tele2, «Вымпелкоме» и «МегаФоне» также говорят, что сети компаний в субботу работали «в штатном режиме» и аномального всплеска мошеннических звонков не отмечалось. В то же время, уточнили в «Вымпелкоме», трафик Telegram 24 июня резко вырос, в полтора раза по сравнению с 23 июня: «Перегрузок на стыках "Билайн"—Telegram не случилось за счет наличия запаса для роста трафика. К вечеру субботы трафик мессенджера упал до среднесуточных показателей».
Собеседник “Ъ” в отрасли уточнил, что с момента начала «Марша справедливости» ЧВК «Вагнер» все сети операторов связи «были переведены в режим постоянного контроля, в случае необходимости планировалось отключать услуги мобильного интернета и другие сервисы, но этого не потребовалось». Ситуацию с мошенническими звонками, утверждает он, «удалось оперативно пресечь, поэтому их получили только отдельные абоненты».