Украина и украинско-российские отношения
206,829,871 349,266
 

  Боярин ( Профессионал )
08 май 2016 13:46:52

Тред №1092324

новая дискуссия Дискуссия  691

ГОРДОСТЬ УКРАИНСКОГО АВТОПРОМА
(А теперь горбатый! Я сказал горбатый!)

Если бы кому-нибудь пришло в голову выбрать самый узнаваемый украинский автомобильный бренд, то «Запорожец» стал бы претендентом номер один.


 

Эти авто вряд ли когда-нибудь были предметом гордости. Зато с узнаваемостью у них все в порядке. Да и в фольклоре «Запорожец» сразу занял достойное место.
 


 

Самый первый «Запорожец» должен был называться «Москвичом». Эту машину во второй половине 1950-х годов спроектировали конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Однако советское правительство решило развивать автопром на Украине, поэтому производство новой модели, получившей официальное обозначение ЗАЗ-965, было организовано в Запорожье на заводе «Коммунар». В серию ЗАЗ пошел в 1960 году.





В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали «горбатым» — за форму кузова. На самом деле ничего оригинального в таком дизайне нет. «Горбатая» внешность была скопирована с итальянского FIAT 600, что никем в общем-то и не скрывалось.



«Горбатый» оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сдедана по-украински, с мягким знаком на конце. Более поздние «запорожцы» не совсем настоящие — на них в лучшем случае писали порядковый номер модели, а эмблемы могли размещаться в самых неожиданных местах. Например, надпись «968А» (соответствует одноименной модели) украшала крышку бардачка.



Главное отличие «запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя позади пассажирского салона. Такая компоновка была популярна в Европе 50-60 лет назад. На ЗАЗ-965 ставились сделанные в Мелитополе двигатели мощностью не более 27 «лошадей». Теоретически «горбатого» можно было разогнать до 90 км/ч, ЗАЗ-965, как и все последующие «запорожцы», вовсе не был дешевой и общедоступной машиной.

В конце 60-х «Запорожец» стоил почти две тысячи рублей, а в 80-е цена ЗАЗ-968М превышала четыре тысячи рублей и примерно равнялась двум годовым зарплатам среднестатистического советского гражданина. Однако инвалиды Великой Отечественной войны имели право получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно, но без права продажи. Многие ветераны сами за руль не садились и отдавали льготные автомобили родственникам.



«Горбатого» сняли с конвейера в 1968 году. А годом раньше завод «Коммунар» освоил производство второго поколения «запорожцев» — ЗАЗ-966. Новая машина внешне разительно отличалась от предшественника, но, как ни странно, старый двигатель от ЗАЗ-965 ей подходил. Кроме старых моторов на ЗАЗ-966 ставили и новые мощностью 40 л.с.



Самый заметный элемент дизайна ЗАЗ-966 — торчащие по бокам «уши», то есть воздухоуловители. Без них работающий по принципу воздушного охлаждения двигатель стал бы перегреваться. Из-за особенностей системы охлаждения «запорожцы» почти не поставляли в некоторые южные республики СССР. В Грузии этих машин не было ввиду неподходящего климата, а вовсе не потому что, как утверждалось в советских анекдотах, местное население считало зазорным пользоваться «запорожцами».



В отличие от ЗАЗ-965, у «ушастика» не было прямого зарубежного аналога. ЗАЗ-966 похож на немецкие NSU Prince 1961 года и американский Chevrolet Corvair 1959-го года, но не являлся их копией. В начале 60-х малолитражки с заднемоторной компоновкой были в моде и их выпускали многие автопроизводители — от Mazda до BMW. Разница между ЗАЗом и «иностранцами» была не только в качестве сборки, но и в том, что в Запорожье освоили выпуск заднемоторных седанов, как раз когда западные автоконцерны начали сворачивать их производство.



Плюсом ЗАЗ-966 был 19-сантиметровый клиренс, позволявший эксплуатировать автомобиль в условиях тогдашнего сельского бездорожья. Один из недостатков — чрезмерная прожорливость. Расход топлива у 40-сильного ЗАЗ-966 приближался к 10 литрам на 100 км, что для малолитражки явный перебор. Бензин в 70-е годы в Советском Союзе был дешевым, литр А-76 стоил 10 копеек. Но купить его было не так просто — даже в областных центрах частников обслуживали две-три заправки, на которых топлива могло и не оказаться.



В конце 60-х годов на базе ЗАЗ-966 были созданы сразу два внедорожника, выпуск которых начался в Луцке. Первый — ЛуАЗ-967 — был сугубо военным автомобилем и предназначался для воздушно-десантных войск. Машина была приспособлена для спуска на парашюте и умела плавать.



Второе авто — ЛуАЗ-969 — было гражданским. Поскольку «Ниву» к тому времени еще не изобрели, а ГАЗ-69 и УАЗ-469 в частное пользование почти не продавали, то ЛуАЗ оказался единственным полноприводным автомобилем повышенной проходимости, который могли приобрести жители СССР.



Как и у ЗАЗ-966, у ЛуАЗов не было прямых иностранных аналогов. По классу эти автомобили являются родственниками маленького джипа Suzuki Jimny, который использовался в качестве военной машины армиями десятка стран.



Что же касается ЗАЗ-966, то после рестайлинга 1972-го года автомобиль получил новый индекс ЗАЗ-968. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели «Запорожца» стали устанавливать ремни безопасности.

Один из ЗАЗ-968 в 70-е годы принадлежал семье Владимира Путина. Несколько лет назад это авто было восстановлено и передано российскому президенту.



Следующий апгрейд «Запорожца» датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище «мыльницы», потеряла «уши». По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.



Судя по всему, идея с заменой «ушей» «жабрами» не сработала. Владельцы новых ЗАЗ-968М дружно принялись украшать зад своих автомобилей самодельными воздухоуловителями. Чаще всего к «жабрам» на капот привинчивались большие, сделанные из жести коробки. После их установки автомобиль приобретал законченный колхозный вид.

На фоне потери «ушей» все другие новшества в конструкции ЗАЗ-968М казались пустяками. Между тем автомобиль получил новые передние фары, увеличенный багажник и стоп-сигналы, похожие на те, что устанавливались на некоторые модели «жигулей». На часть «запорожцев» ставили 50-сильные двигатели, позволявшие разгонять автомобиль до 130 км/ч и работающие на более дорогом бензине АИ-93.



ЗАЗ-968М продержался на конвейере рекордные для «запорожцев» 15 лет и был снят с производства только в 1994 году. Машину продолжали делать во многом из-за социального фактора — ее модификации с ручным управлением выдавали инвалидам еще несколько лет после распада СССР.



На ЗАЗ-968М история бренда «Запорожец» закончилась. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по другому. В 1987 году начался выпуск ЗАЗ-1102, получившего политизированное по сегодняшним меркам название «Таврия». Это были переднеприводные трехдверные хэтчбеки примерно одного класса с итальянским FIAT 127 и немецким Volkswagen Polo первого поколения.
Ссылка
Отредактировано: Боярин - 08 май 2016 13:48:20
  • +1.43 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (49)
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Специалист )
08 май 2016 16:28:57

ностальгии текст.
но есть несколько неточностей:
в 80-е:
1.цена 968м не 4 тыс (столько москвич2140 стоил), а 1500-1700. руб
2. бензин для частников продавали на практически всех азс (за редким исключением) другое дело, не везде был нужный 92...
3. 968м-10л/100 км не ел, а ел 6-8 л. но была у него большая болячка-перегрев.
как-то таг....
  • +0.34 / 18
  • АУ
 
 
  Влад.RU ( Слушатель )
08 май 2016 17:19:30
Сообщение удалено

08 май 2016 18:30:39

  • +0.11
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Специалист )
08 май 2016 17:53:27
Сообщение удалено

08 май 2016 19:00:39

  • +0.02
 
 
 
 
  neh ( Слушатель )
08 май 2016 18:19:01

нет. москвичи 7200-7300, копейка и ее разновидности - от 6800, шестерка - 9100, га-24 10000 и семерка почти столько же,

запор не помню точно, но вот как раз порядка 4000. я покупал бу за 2100.
  • +0.28 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей N ( Специалист )
08 май 2016 23:43:32

Где - то в году 82- 83 батя брал за 4000 . На три года хватило тачки . Потом коленвал налопопам по первой щеке . Исполнение этого Фиата 600 на Украине было позорным .
И не говорите при мне больше на автомобильные темы , не советую .Подмигивающий
  • +0.17 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  АлексЕКБ ( Слушатель )
10 май 2016 09:46:00

       В 85 году покупал ВАЗ-2105 по цене 7300 р., Москвич 2140 вроде стоил 5500 р, Волга около 10 тысяч. Но это для населения. В государственные предприятия отпускались машины по сильно более низкой цене. В 1987 на кооператив (ещё до Закона о кооперации Улыбающийся) покупал в горздравотделе Москвич, цена его для ГЗО с завода была около 4 тыс., т.к. был БУ нам обошёлся около 2000 руб. Как-то так...
  • +0.55 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Герасим Лейбович-Барский ( Слушатель )
10 май 2016 10:37:52

Камрады, всё ещё возбуждают воспоминания о Запарике? Автобог в помощь. Вот они - цены на новые автомобили в СССР. Вооружайтесь знаниями и вперёд  Расстреливающий !
Сколько стоила машина в СССР:http://76-82.livejournal.com/4901389.html
  • +0.23 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  АлексЕКБ ( Слушатель )
10 май 2016 11:50:35

        Не знаю, откуда эта подборка, но в 1985 году первый автомобиль ВАЗ-2105 покупал за 7300 рублей. Лично. Хорошо помню. Остальные, мною приведённые цены примерны, по памяти, возможно отличались, но не сильно. Москвич принципиально не мог быть дороже "пятёрки".
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Voenlet
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  Герасим Лейбович-Барский ( Слушатель )
08 май 2016 17:54:40
Сообщение удалено

08 май 2016 22:00:39

  • -0.02
 
 
 
  Alexandr Ivanov Nette ( Специалист )
08 май 2016 18:13:38
Сообщение удалено

08 май 2016 19:15:39

  • +0.02
 
 
  Удаленный пользователь
08 май 2016 17:55:53
Сообщение удалено
KrasOld
08 май 2016 19:00:39
Отредактировано: KrasOld - 08 май 2016 19:00:39

  • +0.01
 
 
  Tailgunner ( Слушатель )
08 май 2016 22:13:33

Году в 86-87 "сороковой" АЗЛыК стоил больше 7 тыс. Где-нибудь 7300. Но точно не 4000.
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
  antigolubchik ( Слушатель )
09 май 2016 00:35:51

92 бензина не было.Был 93 и за наличные на заправках бензин не продавали. Нужно было купить в магазине талоны-5 литров,10литров и по моему 20.В 83 у нас в городе была база облкоопторга.Прошел слух что будут продавать некондиционные Запорожцы.С утреца сбегал-в самом деле продают.Но авто были с ручным управлением и где помят бок где разбита фара,но купил я его за 1500 рублей.на СТО Автоваза мне педали с руля перенесли на положенное место и в отличие от нынешних времен не было проблем с документами и постановкой на учет в ГАИ.В 25 лет стать обладателем авто в то время было большой удачей.Много машин поменял за свою жизнь,но вот такого удовольствия и счастья больше не было никогда.Даже от очень приличных иномарок.Продавались такие металлические хлебницы,с открывающейся вверх крышкой,крышку убирали и ставили этот кожух сзади над мотором-получался воздухозаборник для лучшего охлаждения.Да...Запор этот помню как вчера.Называли их по всякому,но вот запомнилось название-Собакорожец.
  • +0.28 / 9
  • АУ
 
 
  АлексЕКБ ( Слушатель )
10 май 2016 09:27:21

       У нас говорили - лучше дочь проститутка, чем в семье запорожец. Шутка такая, но отношение к этому уё... убожеству понятно. Единственный плюс - проходимость по колеям неплохая из-за того что узкий, не сваливается в колею обеими колёсами мостов. Но какое-никакое средство передвижения, а факт того, что в высокоразвитой республике не смогли придумать что нибудь поприличнее, намекает.
  • -0.14 / 17
  • АУ
 
 
 
  Vaal ( Практикант )
10 май 2016 10:00:23

На ценник его обратите внимание, да?\
.
Так вот, когда отец мой решил сменить мотоцикл на автомобиль (а просто прийти и купить в магазине авто в те времена было нельзя, - все распеделялось по предприятиям, с соответствующими разнарядками, причем имела место очередь нехилая), у него случился казус.
Был он руководителем, имел неплохую по тем временам зарплатку, но в очередь стал на Запорожец, бо Москвич был слишком дорог.
Как дошла очередь-то, ему в месткоме, или не знаю где уже, и сказали, мол, Валерий Николаевич, ты начальник. Запорожцы нынче только для рабочих. Можешь купить Жигули или Москвич.
Таким образом в семье появился жигуленок, с серийным номером в пределах первой полутысячи, еще с итальянскими комплектующими. Ценою в 5500 советских рублей.
Это был колоссальный удар по карману. Отец три года вынужден был ходить на работу в одном и том же костюме и отдавать долги...
.
Между прочим, у Запора блок цилиндров двигателя был, на минуточку, литым из МАГНИЕВОГО СПЛАВА. Это об уровне технологий.
А проходимость у ушастого была не хуже, чем у Нивы. Ремонтопригодность великолепная, прямо на стоянке. Я знаю, о чем говорю.
Запорожец, несомненно, стоил своих денег. И нечего его хаить. Времена были другие тогда... Люди в РСФСР жили в коммуналках и хрущевках, и ездили на мотоциклах и запорожцах... и ничего такого в этом нет. 
В Грузии, к примеру, тогда жилось значительно лучше, и народ там ездил на Волгах. И рассказывал анекдоты про Запорожец.
.
На чем будет ездить народ на Украине лет через 5-10, я предсказать не берусь.
  • +2.98 / 69
  • АУ
 
 
 
 
  Viatcheslav ( Слушатель )
10 май 2016 10:03:50
Сообщение удалено

10 май 2016 14:15:39

  • +0.29
 
 
 
 
 
  iMade ( Слушатель )
10 май 2016 12:51:06

Уй, какие мы оптимистыУлыбающийся
Уже сейчас - средний возраст авто на Украине - 20 лет...
  • +0.28 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Боярин ( Профессионал )
10 май 2016 10:28:08

В портшезах



И то, гауляйтеры заграничные...
  • +1.31 / 31
  • АУ
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Практикант )
10 май 2016 10:48:11

Картинка не правильная. В знак большого уважения к местному народу и его культуре, носильщикам будет позволено ходить в шароварах и иметь прическу "oseledec"
  • +0.57 / 13
  • АУ
 
 
 
 
  TOnOP ( Слушатель )
10 май 2016 10:31:20
Сообщение удалено

10 май 2016 11:45:39

  • +0.27
 
 
 
 
 
  Vaal ( Практикант )
10 май 2016 11:29:56

Анекдот тех времен:
.
Купил бедный грузин Запорожец.
Утром выходит, - нет Запорожца, угнали.
На следующий день купил еще одного.
Утром выходит, - опять угнали.
Делать нечего, купил третьего.
Наутро, как водится, выходит, - Запорожца нету, притом на его месте стоит новенькая Волга.
На лобовом стекле, - бумажка с надписью:
"Пользуйся, и не позорь нацию".
.
Про доходы мне рассказывать не надо, и про различия в менталитете тоже.
  • +1.10 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
10 май 2016 12:06:01
Сообщение удалено
qq
10 май 2016 16:15:39
Отредактировано: qq - 10 май 2016 16:15:39

  • +0.17
 
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Специалист )
10 май 2016 12:35:16
Сообщение удалено
Волжанин
10 май 2016 12:42:22
Отредактировано: Волжанин - 10 май 2016 12:42:22

  • +0.00
 
 
 
 
 
  А.Петровский ( Практикант )
10 май 2016 11:40:06
Сообщение удалено

10 май 2016 15:45:39

  • +0.22
 
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
10 май 2016 11:40:22

Начальник провинциального аэродрома из "Мимино" смотрит на вас с удивлением.
  • +0.78 / 20
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  АлексЕКБ ( Слушатель )
10 май 2016 11:58:40

        У меня брат в 1980 г в Тбилиси на авторынке у грузина купил Запорожец. Как ни странно, но без проблем (почти) доехал до Свердловска. И там на рынке это был не единственный Запорожец.
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Ибрагим Оглы ( Практикант )
10 май 2016 11:05:20

А ещё учитывая цену бензина тогда, то это ваще шикарное средство передвижения!
Ещё следует учитывать отсутствие платы за стоянку и гараж. Можно было кидать под окнами, никто не украдёт. Прямо из дома, сел -и поехал. Удобно!
А ветеранам войны их ваще почти нашару выдавали. А тогда ветераны ещё молодыми были...
  • +0.44 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Герасим Лейбович-Барский ( Слушатель )
10 май 2016 11:27:51
Сообщение удалено

10 май 2016 15:30:39

  • +0.05
 
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
10 май 2016 13:32:50
Сообщение удалено

10 май 2016 17:45:39

  • +0.20
 
 
 
 
 
 
  Ибрагим Оглы ( Практикант )
10 май 2016 13:42:14

Я написал ПОЧТИ. Были разные очереди. Знаю, что в сёлах, нужно было заготовить определённый объём с\х фигни, тогда становился на какую-то льготную очередь. И покупал Запор занедорого.
Ветераны с руками-ногами тоже платили понты.
Кстати, гараж (или земля)ветеранам тоже выделялся бесплатно, и прямо под домом.
  • +0.23 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Герасим Лейбович-Барский ( Слушатель )
10 май 2016 14:33:01

Под домом выделялся подвал Нравится , а не земля под гараж. Раз уж тема продолжается... пока, то напомню - землю в СССР никто никому не выделял. И гаражи также. Если по льготной очереди инвалид войны (или приравненное к нему лицо) мог купить за наличный расчёт металлический ("волговский") гараж, весьма дефицитный, выпускавшийся крупными машиностроительными предприятиями в группе товаров народного потребления, то капитальный гараж (вот под него земля передавалась инвалиду войны в бессрочное пользование, но не в собственность) инвалид строил как мог. Потому как капитальный гараж был на грани комфорта Шокированный В конце 70-х годов во временное пользование, по согласованию инвалида с транспортным отделом исполкома местного Совета, предисполкома передавал земельный участок минимально необходимый для установки металлического гаража. Главной, конечно, в этих вопросах была жизненно важная льгота для инвалида - разрешение на установку металлического гаража рядом с его жилым помещением. Это да. Об основных положениях Инструкции Об обеспечении ... я писал вчера. Насчёт села и сдачи с/х фигни, камрад, разве это имеет отношение к обеспечению инвалидов автомобилями по льготной очереди?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
10 май 2016 13:21:43
Сообщение удалено

10 май 2016 17:30:39

  • +0.64
 
 
 
 
 
  Стоик ( Специалист )
10 май 2016 13:32:00
Сообщение удалено

10 май 2016 17:45:39

  • +0.92
 
 
 
 
 
 
  Nazgul ( Практикант )
10 май 2016 13:34:24
Сообщение удалено

10 май 2016 17:45:39

  • +0.35
 
 
 
 
 
 
  ИвaнычЪ ( Специалист )
10 май 2016 13:35:44

У Украины уже скорее воспоминания о своём автопроме остались. Убили всё. 
И "запорожец" - это не заслуга Украины - это заслуга СССР! Как то тот же КРАЗ который из России туда переместили, мощности и пр. Пожалуй одно ещё единственное что недоубито полностью там.
  • +0.19 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  ИвaнычЪ ( Специалист )
10 май 2016 13:32:58

Запор - это и есть такой аналог Порше.Улыбающийся Кстати "горбатые" запоры намного симпатичнее , имхо. На "жуков" больше смахивали.
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  Никита9 ( Практикант )
10 май 2016 13:59:45

Запорожец за нормальный автомобиль не считался даже в те(худые для машин) времена!
Мой отец долгие годы стоял в очереди на авто, купил в 1977г вторым в нашем подъезде (52 квартиры/семьи).Запорожец даже не рассматривался как вариант для покупки. Хоть и стоил раза 1,5 -2 дешевле ВАЗа,или Москвича.
Мои знакомые молодые лётчики на Украине, как то, ради прикола, купили вскладчину старый горбатый Запорожец, с раскраской в виде божьей коровки и рассекали толпой по просторам Запукры так, что колёса выгибались наружу...но Запор ВЁЗ всех, но не в говнах)))
В говнах же, более новые модели Запора  чувствовали себя хорошо, торсионы вроде как там.
  • -0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
10 май 2016 14:30:00
Сообщение удалено

10 май 2016 18:30:39

  • +0.44
 
 
 
 
 
 
 
  Никита9 ( Практикант )
10 май 2016 14:38:22
Сообщение удалено

10 май 2016 18:45:39

  • +0.34
 
 
 
 
 
 
 
 
  Vaal
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ILPetr
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
10 май 2016 13:04:27
Сообщение удалено

10 май 2016 17:15:38

  • +0.07