АВИАЦИЯ и иные...
13,472,739 34,206
 

  BlackShark ( Эксперт )
31 янв 2018 20:23:29

Кабина

новая дискуссия Дискуссия  908



Кабина Су-25УБМ (такого же, как наши, но это казахский и модернизацию по нашему образцу делали на 558 АРЗ в РБ)
Средний индикатор работает даже при отказе энергосети машины, от встроенного питания, пока до 18В напряжение не упадет.
Отредактировано: BlackShark - 31 янв 2018 20:24:22
  • +1.97 / 34
  • АУ
ОТВЕТЫ (51)
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 09:05:36

Вопрос к специалистам.
Это кабина военного самолета. У такого самолета возможны повреждения в бою. Попадание осколка в дисплей или повреждения бортового компьютера. Или электромагнитный импульс. Соответственно, сразу исчезнут эти нарисованные ПКП и ПНП. Как и куда лететь дальше? Есть ли механические, не зависящие от электричества и бортового компьютера компас, указатель скорости, высотомер, авиагоризонт? 
  • -0.11 / 6
  • АУ
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
01 фев 2018 10:06:19

Попадание осколка в "классический" стрелочный прибор аналогично ведёт к выходу его из строя. Защита от ЭМИЯВ - стандартное требование для военной электроники. Наиболее критичные приборы (авиагоризонт, альтиметр...) приборы дублировались всегда. Собственно в тексте цитируемого Вами сообщения об этом сказано.

По теме:
Чернов В.Ю., Никитин В.Г., Иванов Ю.П.
Надёжность авиационных приборо и измирительно-вычислительных комплексов: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям 190300 "Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы", 131000 "Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов", а также магистров по направлению 5515 "Приборостроение".
ЦитатаОсновным параметром резервирования является его кратность m. Кратность резерва m – это отношение числа резервных элементов к числу резервируемых ими элементов, выраженное несокращенной дробью. Различают резервирование с целой и дробной кратностью. При резервировании с кратностью резерва один к одному имеет место дублирование, а при кратности резерва два к одному – троирование, что весьма распространено в авиационных ИВК.


C модными МФУ экранами другая проблема - засветка. Приходится городить козырьки для защиты от естественного освещения.
  • +0.63 / 9
  • АУ
 
 
 
  Анатолий,Севастополь ( Слушатель )
01 фев 2018 10:46:18
Сообщение удалено

01 фев 2018 12:00:26

  • +0.00
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
01 фев 2018 11:14:11

Ага, а у меня в часах "Электроника" лет 25-30 назад (без англицизмов в описании читаемости). И в первых трёх сотовых. И я жутко матерился когда пошла мода на цветные и я не мог найти в продаже телефона с ч.б. экраном.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  spv2 ( Слушатель )
01 фев 2018 22:17:12
Сообщение удалено

02 фев 2018 02:30:26

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  spv2
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 10:50:33

Повреждение стрелочного прибора ведет к выходу из строя этого прибора. Повреждение дисплея или компьютера, ведет к выходу из строя нескольких приборов. 
Так я и говорю, где дублирующие пилотажно-навигационные приборы этого самолета. Они должны быть в зоне видимости пилота.
  • -0.18 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Прерыватель ( Слушатель )
01 фев 2018 11:04:01

В машинах устанавливается минимум два больших дисплея. Если один повреждается, то картинка выводится на оставшемся невредимым. В документалке по Су-35С разработчики "стеклянной кабины" показывали как это работает.
Но сама ситуация, в которой в кабину сверхзвукового истребителя попадает один "осколок" и повреждает только один дисплей кажется маловероятной. Если туда что-то попадет, то скорее всего не в одиночном экземпляре, и выйдет из строя гораздо больше приборов, и летчику тоже достанется, а этот дисплей ему уже не поможет.
Делают это, скорее всего, на случай проявления брака или выхода из строя приборов индикации из-за внутренних поломок.
Так же на фото можно заметить "аналоговые" приборы, которые никто не убирает - на всякий случай.
  • +0.70 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
  Voenlet
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  Voenlet
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  slavae
  • Загрузить
 
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
01 фев 2018 11:06:35

Ну, они не за спинкой кресла, если Вы об этом. А именно на этой машине прямо по центру. О чём сказано в процитированном Вами же:
Средний индикатор работает даже при отказе энергосети машины, от встроенного питания 

Не переживайте - система индикации дублируется несколько раз.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 12:04:26

Да я и не переживаю. Не мне на нем летать в боевых условиях.
Просто на снимке не видно резервного авиагоризонта. стрелочных указателя скорости и высотомера. 
  • -0.39 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
01 фев 2018 15:29:31

А с траекторией сброса планирующей бомбы-то разобрался? Улыбающийся
  • +0.65 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  дим ( Слушатель )
01 фев 2018 15:46:33

 Не разобрался, тихо слился скорее. И перепрыгнул на новую тему. Ув. Вилежаня, вас было интересно читать, когда Вы писали о своей украинской жизни. Но вызывает скуку ваши придирки к Российской технике. Займитесь может лучше проблемами ВСУ?
  • +0.56 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 15:57:00
Сообщение удалено

01 фев 2018 20:00:26

  • -0.25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ol17 ( Слушатель )
01 фев 2018 16:42:03

Примерно так: (посадка Ромео)

Вышлют самолет-лидер
А резервные приборы там есть
  • +0.60 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 16:46:17
Сообщение удалено

01 фев 2018 21:00:26

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ol17 ( Слушатель )
01 фев 2018 16:50:28
Сообщение удалено

01 фев 2018 21:00:26

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 16:59:11
Сообщение удалено

01 фев 2018 21:00:26

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
01 фев 2018 17:07:33
Сообщение удалено
Technik
01 фев 2018 21:15:26
Отредактировано: Technik - 01 фев 2018 21:15:26

  • +0.17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 17:21:19
Сообщение удалено

01 фев 2018 21:30:28

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
01 фев 2018 17:35:49
Сообщение удалено
Technik
01 фев 2018 21:45:28
Отредактировано: Technik - 01 фев 2018 21:45:28

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 17:39:33
Сообщение удалено

01 фев 2018 21:45:28

  • +0.02
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
01 фев 2018 18:26:29

Покопался, и кое что нашлось. Вот "кусок" кабины Су-25, модернизированного там же, где и казахский - на 558АРЗ.

Как видим, здесь небольшое отличие - вместо АЧС на "казахе" - индикатор механизации и шасси, а АЧС - на месте указателя угла атаки и перегрузки (если правильно помню, такой вид этого указателя придумал Валерий Мигунов - в свое время начальник Первой управы в Ахтубинске). 
И еще - 

Т.е. теперь понятно, что это сдвоенный тахометр и два указателя температуры двигателей (наверное, газа за турбиной).
А вот что такое на "казахе" маленький вертикальный указатель - трудно сказать... Я бы оставил указатель топливомера - если он не сидит где-то в другом месте.  
  • +1.13 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 18:52:26

Да, это указатели температуры газов за турбиной. Вроде, больше ни где на самолете нет таких температур. Да еще таких важных, чтобы контролировать их из кабины. Судя по тому, что красный сектор начинается с 800 градусов, двигатели очень уж современные. Обычно, разрешенные температуры 600 с небольшим градусов.
Посмотрел внимательнее.
На этом самолете есть аналоговый пилотажный прибор - вариометр.
  • +0.13 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
01 фев 2018 16:51:41

"Ватсон, это же - элементрано!.." (с) 
По карте в наколенном планшете и наземным ориентирам. 
Район боевой деятельности изучают перед тем как начать боевую работу. 
Более того, по его знанию сдают экзамен. Не сдал - не полетел на боевые. "Боевых", соответственно, не получил...
Или вы этого не знали?
  • +1.00 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 17:00:39
Сообщение удалено
В. Вилежаня
01 фев 2018 21:15:26
Отредактировано: В. Вилежаня - 01 фев 2018 21:15:26

  • -0.17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
01 фев 2018 17:09:51

Если вы имеете ввиду полёты экипажей ДА, то это НЕ район боевых действий.
Это - часть маршрута.
  • +0.34 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 17:24:09
Сообщение удалено

01 фев 2018 21:30:28

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  VVSector ( Слушатель )
01 фев 2018 17:35:14

Ага, как взлетел с Энгельса, сразу в районе боевых действий оказался.
  • +0.40 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  дим ( Слушатель )
01 фев 2018 19:58:06

 И все много функциональные экраны пробиты пулями/осколками в пяти местах. Как у командира так и у второго пилота, и основной и запасной. 
При этом самолёт летит как ни в чем ни бывало и летчики спаслись бы, буде у них механические приборы (которых пули/осколки не задели совсем).
Как то этот флейм начинает быть за гранью разума
  • +0.75 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  spv2 ( Слушатель )
01 фев 2018 21:54:33
Сообщение удалено

02 фев 2018 02:00:25

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Voenlet
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 15:52:05

О, да Вы универсал просто. По-русски, каждой бочке затычка. И довольно шустрая. Вы встречаетесь на всех ветках и по всем вопросам.  Уважаю. Я спрашивал у специалистов. К какой группе авиационных специалистов Вы относитесь, чтобы разговаривать на одном языке? ЛС, ИАС?  Впрочем, отвечать не нужно. 
  • -0.84 / 28
  • АУ
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
01 фев 2018 12:18:33

Вероятность поражения осколком конкретного прибора пропорциональна квадрату его габаритов (поперечное сечение). Исходя из этого, повреждение индикаторов на порядок менее вероятно, чем поражение пилота. И в разы менее вероятно, чем поражение, собственно, электроники, которая работает на эти индикаторы.
А уж поражение движков или баков - вообще вероятность зашкаливает на фоне несчастного экрана..



Приборы дублируют не на случай их прострела вражьей пулей, а чтоб их собственную надежность гарантировать.
  • +0.52 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
  В. Вилежаня ( Слушатель )
01 фев 2018 12:39:52

Из математики.
Напомнило. Один математик в Ленинграде посчитал, что вероятность попадания в него бомбы очень маленькая. И не считал нужным спускаться в бомбоубежище. Но когда в зоопарке при бомбежке погиб слон, он пересмотрел свои расчеты.
  • -0.55 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
01 фев 2018 17:59:56

В эпоху относительной популярности КПК, имевших крайне легкомысленную защиту экрана от механических повреждений из-за резистивного тачскрина, я немножко занимался их ремонтом за счет каннибализации. Таки вот, ЖК экран при механических повреждениях типа дырки или трещин все равно что-то показывает. "Убить" его полностью можно или повредив источник питания, или источник видеосигнала. Так что Вы слишком критичны к повреждению дисплея...
  • +0.57 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  AlexAO
  • Загрузить
 
 
  DMAN ( Слушатель )
01 фев 2018 10:08:40

В кабине боевого самолета есть еще и летчик. Кто его будет дублировать при попадании
в его голову осколка или снаряда? Изначально да, почти все дублировали, с течением
времени и ростом надежности авионики дублирования стало все меньше. Хотя вот
например указатель углов атаки и перегрузки никуда не делся, он левее ИЛС под
лампочкой.
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
01 фев 2018 18:58:17

Так 57й вроде способен даже погибшего летчика привезти на аэродром. Если может, конечно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
01 фев 2018 10:44:41

        Если после ЭМИ "исчезнут эти нарисованные ПКП и ПНП", КБ, проектировавшее всё это хозяйство, вывести во двор и медленно и вдумчиво расстрелять. Начиная с пальцев рук и ног, заканчивая контрольным в голову. Потому как устойчивость к ЭМИ - обязательное требование к военной технике (в полном её комплекте) ещё с пятидесятых годов прошлого века.
  • +0.92 / 22
  • АУ
 
 
 
  Technik ( Практикант )
01 фев 2018 11:05:08

Требование оно, конечно, требованием, а вот реализация... Не помню уж откуда, но примерно так - "мы же договорились, что о выполнении задания я буду вам представлять бумагу, а вы не будете ее читать". 

Шутка, конечно. Все авиационные конструктивы выполнялись так, чтобы защита от ЭМИ гарантировалась. Но попробуйте защитить от ЭМИ этот красивый МФИ. Его экран не заэкранируешь и "на землю" не посадишь. 

К вопросу о надежности... Применительно к данной кабине. Экраны информационно взаимозаменяемы - т.е. при выходе из строя, скажем, левого - все предусмотренные логикой бортового комплекса картинки можно вывести на правом. Обратите внимание на аббревиатуры режимов под кнопками - ПЛТ,  НВГ, ТКТ, ПВИ, СУВ на левом. Точно такие же и  на правом.

"Повреждение стрелочного прибора ведет к выходу из строя этого прибора. Повреждение дисплея или компьютера, ведет к выходу из строя нескольких приборов" - Вилежаня.

Насчет повреждения (или просто отказа) стрелочных верно, собственно дисплея - тоже, а вот насчет компьютера - не совсем... Это зависит от того, как построен комплекс и какие и как в нем использованы дисплеи.

Если управления индикацией на дисплеях - от центральной ЦВМ комплекса, тогда да. При выходе ее из строя дисплей погаснет. Но современные дисплеи в современных комплексах во многом сами себе ЦВМ. Они сидят на общей информационной шине борта, и способны если не полный состав информации при отказе центральной ЦВМ комплекса выводить, то достаточный для пилотажа и навигации. Другое дело, что не будет картинок режимов, за которые ответственна центральная ЦВМ - но какие-то резервные - будут.

Ну, а самый главный резервный прибор по имени КИ-13 или его аналог в кабине должен быть безусловно.

  
(компас это, самый элементарный магнитный компас...).
  • +1.60 / 27
  • АУ
 
 
 
 
  mse ( Специалист )
01 фев 2018 13:37:23

Будете смеяться, но и "заэкранируешь", и "посадишь". Немного упадёт яркость, но пропадут блики. Держал такое поделие ещо при Историческом Материализьме. Тупая сеточка из металлической нити. Чернёная. Думаю, что за 30 лет могли придумать чего более инновационного и нанотехнологичного. Кроме того, по нонешнему Фен-Шую, купола, на Русифонарь кабины кроют золотом, чтобы обстановка в кабинете не была видна супостату. Что тоже, вносит фклат.
  • +0.72 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
01 фев 2018 16:32:42

Именно, что сейчас еще проще ЖК экран прикрыть от ЭМИ - наносится внешнее напыление нескольких слоев диэлектрик-ITO-диэлектрик, где прозрачные электроды на общий экран заводятся. И антиблик, и антисресс в одном флаконе.
  • +0.52 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
01 фев 2018 17:10:31

Здорово! Бог даст на следующем МАКСе побывать - обязательно спрошу. Ответят ли - защищенность аппаратуры от ЭМИ - по-моему, вещь засекреченная.
  • +0.83 / 14
  • АУ