Перспективы развития России
24,339,474 126,679
 

  DeC ( Профессионал )
10 фев 2018 10:46:06

Новая маркировка: россияне наконец-то узнают вкус «Боржоми»

новая дискуссия Статья  1.450

10.02.2018, 11:28



10 февраля — такой дедлайн правительство РФ установило для Минпромторга по сдаче финальной концепции маркировки всех промышленных товаров. Как стало известно «Газете.Ru», концепция включит в себя около 70 позиций, среди которых окажутся детское питание, минеральная вода и бытовая химия. При этом товары в документе будут ранжированы по ряду параметров, например, влиянию на защиту жизни и здоровья, распространенности контрафакта, скорости и возможности внедрения системы маркировки.

До 10 февраля Минпромторг и ряд других ведомств (Минфин, ФНС, Федеральная таможенная служба и ФСБ) при участии «Ростеха» должны были представить правительству финальную концепцию и планы реализации системы цифровой маркировки в России. Они включат в себя мероприятия по маркировке и прослеживаемости всех групп товаров на территории страны.

Как стало известно «Газете.Ru», в этих документах будут следующие группы товаров: детское питание, минеральная вода, молоко и бытовая химия. «Там также будут позиции, которые Минпромторг заявил еще в 2017 году — ювелирные изделия, драгметаллы, обувь и верхняя одежда. Кроме того, в концепции появятся такие группы товаров, как шины и фото- видеокамеры», — сообщил источник, близкий к процессу подготовки концепции.

Кроме того, документ определит, в каком порядке будут промаркированы группы товаров. «Там будет предложен подход, определенное ранжирование категорий по следующим параметрам: влияние на защиту жизни и здоровья, распространенность контрафакта, скорость и возможность внедрения системы маркировки. В концепции будет упомянуто большое количество товарных позиций — порядка 70», — сообщил источник.

В Минпромторге «Газете.Ru» подтвердили, что в ведомстве на данный момент разрабатывается проект Концепции по созданию в РФ системы маркировки товаров до 2024 года с планом ее реализации. Сейчас он проходит процедуру межведомственного согласования. В ведомстве отказались комментировать список товаров, который войдет в концепцию, однако отметили, что «в проекте будет представлен широкий перечень товарных групп для последующей оценки целесообразности их включения в перечень маркируемых».

Там подтвердили, что концепция определит то, как и в какой последовательности маркировка будет распространяться на новые товарные группы. «Карта потребностей» людей, бизнеса и государства станет основой концепции: она определит порядок ранжирования для введения маркировки.

В ведомстве отметили, что в модели планируется учесть следующие показатели: средняя стоимость, срок годности единицы продукции, объем рынка, экспертную оценку угрозы риска для жизни и здоровья граждан от контрафакта, а также данные о доле незаконного оборота на рынке.

Также концепцией предусмотрено проведение добровольного эксперимента, в ходе которого участники рынка смогут отработать собственные технические и бизнес-процессы. При этом в Минпромторге отметили, что о сроках введения обязательной маркировки на группы товаров, включенных в концепцию, пока говорить преждевременно.

В конце декабря 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный закон, наделяющий кабинет министров полномочиями по определению товаров, подлежащих обязательной маркировке. Месяцем ранее, исполняя указ Владимира Путина по реализации проекта маркировки и прослеживаемости, правительство приняло решение о подготовке Концепции по созданию в России системы маркировки товаров идентификационными знаками до 2024 года. Тогда же в правительстве поддержали инициативу «Ростеха» о создании единственного оператора системы маркировки на условиях государственно-частного партнерства.

В середине декабря 2017 года Путин одобрил идею единого оператора на базе ООО «Оператор- ЦРПТ» — «дочки» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащего структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого.

То, за какой проект маркировки «Оператор-ЦРПТ» возьмется в приоритетном порядке, зависит от ранжирования товарных групп. «В будущей концепции при выборе рынков товаров для маркировки и прослеживаемости должны оцениваться критерии по каждой группе — возможные риски для экономики (то есть недополученные налоговые или таможенные сборы), количество участников рынка и то, как эти товары влияют на население. Исходя из весов этих критериев, товары в концепции должны расставляться сверху вниз по приоритетности внедрения маркировки», — заявили «Газете.Ru» в ЦРПТ.

Чип и код спешат на помощь
Система «track and trace» (маркировка и прослеживаемость) применяется в мире уже около 10 лет. Еще в 2007 году обязательная маркировка продуктов питания и лекарственных препаратов была запущена в Китае (система PIATS) и Бразилии — там она распространилась на табачные изделия и напитки.

Маркировку вводят по двум причинам: для защиты жизни и здоровья потребителя (контроль подделок, сроков годности, товаров с дефектами) и/или для повышения конкурентоспособности легальных участников рынка (борьба с контрафактом, фальсификатом).

Государству при ней легче управлять закупками, так как у чиновников появляется информация, сколько и где реально стоят конкретные продукты. При необходимости власти смогут остановить производство некачественной продукции.

Кроме того, государство сможет увеличить ВВП и собираемость налогов. К примеру, по данным BCG (Boston Consulting Group), налоговые сборы увеличиваются на 20-40% в зависимости от стадии развития маркировки и специфики отрасли. Так, в Бразилии за первые два года после введения маркировки собираемость налогов выросла на 20% — то есть в госказну пришли дополнительные $806 млн.

Маркировка — это не только общегосударственная история. Многие бренды наносят ее добровольно: в России эта практика мало распространена, однако в Китае пользуется популярностью. Там на большинство продуктов нанесен код, проскандировав который, можно узнать дополнительную информацию о товаре. Так компании самостоятельно защищают себя от подделок. В России при покупке одежды или обуви зарубежных брендов также можно заметить QR-коды и чипы.

В апреле 2016 года в России запустили пилот по маркировке меховых изделий, а с августа 2017 чипирование стало обязательным для всех участников этого рынка. По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году таможенные платежи за шубы выросли более чем в 1,8 раза, по сравнению с 2016 годом. Их общая сумма составила $69,6 млн.

За 2017 год в России задекларировали 417 тыс. шуб — это число увеличилось в полтора раза, по сравнению с 2016-м. По данным замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, шубный проект «обелил» рынок на 500%.

15 января этого года стартовал эксперимент по маркировке табачной продукции — он продлится до конца 2018 года. Кроме того, тогда же правительство одобрило запуск пилотного проекта по маркировке обуви, который начнется 1 июня и также завершится в конце года. Оба пилота проведет «Оператор-ЦРПТ».

«Технология точно такая же – на ботинок или упаковку обуви наносится код, который позволит проследить товар до выбытия на кассе. По неофициальным данным, рынок оценивается в 400 тыс. пар обуви в год. После внедрения маркировки количество этих пар должно вырасти в два раза. В обуви ситуация такая, что более 90% — это импорт», — сообщил «Газете.Ru» представитель ЦРПТ.

Мошенники разводят минералку
Основная цель введения маркировки — борьба с нелегальной продукцией и «серым» рынком. Доля фальсификата по разным отраслям промышленности составляет от 20 до 50%, заявлял летом глава Минпромторга Денис Мантуров. Ссылаясь на оценки экспертов, он отметил, что объем незаконного оборота продуктов и промтоваров превышает 2 трлн рублей.

Вся нелегальная продукция, которая продается через кассу, будет идентифицирована, заявили в ЦРПТ. «Это обеспечивается контролем выбытия товара с рынка с помощью онлайн-касс. Но остается важный вопрос с тем, что продается не официально, а мимо кассы. Люди получают возможность контролировать качество всех покупок — с помощью мобильного телефона человек сам сможет понимать, что он покупает и потребляет», — считают в Центре.

Там отметили, что по закону все предприниматели, продающие что-либо в России, до июня 2019 года должны перейти на пользование контрольно-кассовой техникой с онлайн-кассами.

«То есть вся российская продукция будет проходить через кассу. Ни один нелегальный товар не сможет быть продан», — отметили в Центре развития перспективных технологий.

Можно предположить, что попадание минеральной воды в концепцию обязательной маркировки Минпромторга обусловлено тем, что доля ее поддельной продукции на рынке составляет от 20% до 70% по различным типам контрафакта и фальсификата. Об этом говорят данные экспертов системы бренд-контроля DAT. Специалисты подчеркнули, что в Москве эта доля составляет 10-15%.

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров оценивает объем некачественный продукции в 20-25%.

Рынок минеральной воды — один из самых быстрорастущих в стране. Ежегодно его продажи увеличиваются на 10-15%, свидетельствуют данные исследования Международной ассоциации по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт».

При этом фальсификатом обеспокоены и участники рынка: они считают, что каждый год в период с апреля по октябрь появляются сотни нелегальных производителей, дешевый товар которых вытесняет легальный.

Чаще всего злоумышленники выдают столовую или обычную питьевую за минеральную воду. Для эффекта они добавляют в нее неконтролируемое количество солей, соды, йода и газируют ее в дешевых сатураторах — нечто вроде большого сифона.

Такой товар пользуется популярностью у небольших киосков, закупающих его на мелкооптовых рынках — так называемой «перевалочной базе» для подделок. Оптом фальсификат там продают на 15-20% дешевле оригинала. При этом злоумышленники чаще всего подделывают товары широко известных брендов.

По данным проверки НИИ безалкогольной промышленности, только одна из десяти купленных в различных торговых точках Москвы бутылка воды с этикеткой «Боржоми» оказалась оригинальной. По итогам проверки по всей России специалисты забраковали 30% от всех проверенных вод.

Исследование ассоциации «Антиконтрафакт» разделяет производителей контрафакта на две группы. К первой относятся подпольные структуры, нередко использующие труд нелегальных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, а ко второй — легальные предприятия, которые являлись официальными партнерами владельцев торговых марок.

Источник

Подмигивающий
  • +1.09 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (11)
 
 
  Сами мы не местные ( Слушатель )
10 фев 2018 15:57:45
Цитатав России эта практика мало распространена, однако в Китае пользуется популярностью. Там на большинство продуктов нанесен код, проскандировав который, можно узнать дополнительную информацию о товаре


 Заинтересовался. Расшифровывать QRкод лень было решил просто отсканировать WeChat. Там есть встроеный сканер двумеркодов.
Зашёл на кухню, пересмотрел пачки муки, соли, молока, йогурт и проччее. Везде штрихкоды их при продаже сканируют в кассе.
Двумерный код обнаружился только на йогурте и бутылке масла. Отсканировал и в результате меня просто подключили к рекламной групе производителя в WeChat.

Никакой информации о конкртном товаре не получил.
Так в Китае.
  • +0.41 / 5
  • АУ
 
 
  spv2 ( Слушатель )
10 фев 2018 22:00:20

У нас информация о конкретном товаре пока только для крепкого алкоголя и шуб + вводится для обуви в качестве эксперимента и добровольно. Своя подобная система весть у аптек (учитываются лекарственные препараты). То, что маркировать далее будут любую дорогую продукцию + продукцию, доля контрафакта которой высока (для обуви сейчас - около 30%) было вполне ожидаемо. Проблема предвидится в обучении продавцов новым правилам (с алкоголем получилось не без косяков, ибо менялись и марки и правила, но надо же хоть с чего то начинать).
Как выглядит маркировка на крепком алкоголе - узнать не сложноУлыбающийся

Вообще эта история тянется третье десятилетие... Сначала была контрольная лента. Но в конце 20 в. контрольная бумажная лента - уже устарела. Ввели ЭКЛЗ (электронную ленту). Народ массово чиповал кассы (это было несложно, занимались даже знакомые учащиеся ПТУ, т.е. по возрасту ученики 11 класса). Смысл ЭКЛЗ был в том, что в неё записывалась сумма продаж за смену, из чего должен был высчитываться налог. Записывалось не всё (жучок). В налоги - Фига Складских баз - две. Следующая итерация - регистрация каждой позиции. Тоже обошли. Ныне - регистрация онлайн с определённым регламентом. И это обходят. Но обход каждой новой итерации всё сложнее и затратнее.

Ещё сейчас взялись за многочисленные дисконтные и скидочные системы, где продажи идут не за деньги, а за баллы. Раньше эти баллы шли мимо налоговой и сетевые магазины, которым невыгодно заморачиваться с подделкой чека и чипированием касс (потенциальный убыток в случае обнаружения много выше потенциальной прибыли, другое дело ара-магазинчики) могли активно пользоваться, лавируя между ценой товара и начислением баллов. Особой любовью такие системы пользовались у крупных продавцов услуг (где нет материальных ценностей и их движение не отследить). Они могли продавать за "баллы" или "по сертификатам" несколько больше услуг, чем в действительности. Но скоро делать это будет сложнее.

В европах, где подавляющее большинство расчётов идёт по безналу многих наших проблем нет (у нас наличка живёт и здравствует). У Китая проблема ввоза дешёвых товаров без пошлины, думаю, если и есть, то не такая, как у нас )) Как эту проблему решают в Штатах (где безнал то, конечно, развит, но ещё недавно технологически  на уровне каменного века) - интересно было бы узнать.
  • +0.27 / 2
  • АУ
 
 
 
  Сами мы не местные ( Слушатель )
11 фев 2018 14:29:40

 Спсибо за пояснение. Про Штаты не знаю, за Китай скажу что безнал в нем давиться по всем фронтам кнутом и пряником. Активно используются электроные платежи через системы Алипай и WeChat. И крупные и мелкие платежи сейчас стараются так делать.
 Пример: чтоб отдать кому то  денег мне достаточно в WeChat открыть раздел Перечисление денег, появится двумерный код который могут сфотографировать своим смартом уличный торговец или другой получатель денег.  Либо у продавца висит на киоске бумажка с 2мерным кодом который я фотографирую, запустится WeChat и надо написать какую сумму отдам. Даже семечки у бабулек на улице, торгующих "из баула" так можно купить - нее на бауле висит бумажка с 2мерным кодом.
  • +0.49 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  spv2 ( Слушатель )
11 фев 2018 18:11:06

У нас ещё двумерный код печатается на чеках. Вот по этому коду покупатель может посмотреть, что он купил и сколько заплатил. Система называется ЕГАИС. Летом, вроде как, планируют запустить третью версию. Ара-магазинчик у дома начисто игнорирует ЕГАИС и выдаёт т.н. "слипы" или "пречеки" вместо чеков. Т.е. как бы чек, но без фискальной информации. Это - совсем лень, т.к. при желании можно подделать и вывод оной. Когда-нибудь доиграются. Та же ситуация в многочисленных кафе и ресторанах, где в качестве счёта приносят "пречек" (и это правильно - клиент может не заплатить, а чек уже будет пробит), но после оплаты чек не дают, только если прямо попросить. Однако, очень многие организации дают честные чеки.

На уровне "я тебе ты мне" - обычно наличка. В Сбере деньги можно перевести по номеру телефона (т.е. на карту, к которой привязан номер) - или через приложение, или через СМС. Между собой бывает, что и так расплачиваются (когда скидываются на что-то или за квартиру платят, или на авито что-то купили). Но налички ещё очень много. И это, в целом, не так уж и плохо (ПМСМ, просто удобнее - не нужно никаких электронных устройств, интернета, зарядки; у меня, как периодически путешествующего, два телефона - рабочий на андроид (+планшет-навигатор на айОс - там просто больше экран) и личный телефончик Флай, который без зарядки работает месяц на постоплатном тарифе, т.е. я всегда и гарантированно смогу позвонить из любых пердей - последствия 4-х часов голосования на дороге, когда купил столб, а аккумулятор на телефоне сел - всего в получасе езды от дома).
  • +0.24 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  k0t0b0i ( Слушатель )
11 фев 2018 18:44:49

Не путайте человекаУлыбающийся ЕГАИС - это учет продаж алкоголя. А вы пытаетесь рассказать про электронный кассовый чек.

Действительно, теперь чеки по всем операциям розничной торговли в электронном виде отпраляются в лицензированные ФНС компании-агрегаторы (оператор фискальных данных, ОФД), а от них - в ФНС. Т.е. налоговая почти в режиме онлайн может получить информацию обо всех продажах, выполняемых каждой законопослушной торговой точкой. Для этого все кассовые аппараты заменняются на модернизированные с жопорезом или WiFi на борту. Плюс в ОФД завернули информацию об оплате розничных покупок платежными картами. Кроме того, под это дело обязали обзавестись кассами ИПшников и ОООшки, которые не отчитываются в ФНС о продажах (например, работают по единому налогу на вмененный доход или по патентам). Штраф за продажу мимо кассы - 10,000 р. с ИПшника, 30.000 с юрлица.

Это хорошо для налоговой, но пипец как опасно даже для законопослушного малого бизнеса. По закону ОФД имеют право на основе фискальных данных строить аналитические отчеты и торговать ими. Теперь у сетевиков появится возможность покупать отчеты, которые на основе точных данных позволяют рассчитать ожидаемый объем выручки, например, от кафе в определенном квартале города. Т.е. если сейчас рядом с вашим домом есть уютная забегаловка, которая приносит владельцу стабильную прибыль, то завтра обезличенную оценку доходности общепита в этом месте получит ОФД,  а послезавтра рядом с забегаловкой откроется какой-нибудь, прости Господи, KFC, которые эту забегаловку и прихлопнет.
  • +0.70 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  spv2 ( Слушатель )
12 фев 2018 07:56:55

Вы правы. ЕГАИС - это алкоголь. Чеки - это ОФД. Мысль с одного перетекла на другоеУлыбающийся
К лету этого года ожидается, что кассы поставят и вменёнщикам (но, возможно, перенесут, очень их много и они все разные, для одних 30 тыс. - вполне посильно, для других - 20% годового дохода).
Что до торговли данными - не всё однозначно. Операторов ОФД больше одного, следовательно, полной и детальной раскадровки от одного оператора получить не получится, а выкупать всё, чтобы открыть КаЭфСи...
Добавлю, что в формате фискальных данных (это то, что отправляется) появились интересные атрибуты, как то ИНН кассира и место продажи.
  • +0.27 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  MasterRB ( Слушатель )
12 фев 2018 08:16:03

До обобщенного сервиса за деньгу малую осталось совсем недолго.
Так что отмазка так себе.
Фискальный накопитель или как там он нонче называется, устал следить за перипетиями, тоже казалось бы несколько заводов выпускают, типо конкуренция... а по факту один.
  • +0.26 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  spv2 ( Слушатель )
12 фев 2018 14:56:22

Нее, на производство ФН был конкурс, а ОФД может стать кто угодно, кто смог получить лицензию. И уже сейчас их больше одного. Кроме того, инфраструктура и сотрудники (полноценный лицензированный УЦ) позволяют пытаться зарабатывать не только на обработке фискальных данных, но и войти (или прийти из) других смежных областей. Статистику собрать да, будет возможно, но +- статистику собирают перед открытием сетевиков и сейчас. А статистика от оператора ОФД - это статистика только от этого оператора ОФД. Это как пытаться выстроить словарный запас интернет-пользователя по какому-то конкретному сайтуУлыбающийся Этих операторов уже сейчас, ЕМНИП, десятки.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
12 фев 2018 08:30:52

Причем раскадровка множества ОФД, если привязка к чека к ККМ, а не к множеству ОФД? И как биснис по продаже данных соотносится c Лицензией ФСБ на деятельность по защите данных?
  • +0.18 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  spv2 ( Слушатель )
12 фев 2018 14:48:34

Это был ответ на предположение, что сетевики так могут получить срез потребителей. Не смогут. У каждого может быть свой ОФД. И покупка статистики одного ОФД по месту не означает, что в действительности именно так дело и обстоит. Для этого нужно купить статистику по месту у ВСЕХ операторов ОФД, а это выйдет в копеечку.
Защита персональных данных и статистика - вещи разного порядка, нет?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
12 фев 2018 20:26:59

Сетевики операторов гнут через колено по ЭДО, все короткие форматы вне закона, и смысла заморачиваться?Быдло Первичка - налоговая тайна, случись что сношать будут налоговиков, не ОФД, а кого будут сношать налоговики - их дела, мож им так понравится.  
  • +0.46 / 2
  • АУ