Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в
Петербурге под руководством
И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как
К. К. Эргант,
М. Ф. Климиксеев,
А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь
А. С. Кудашев,
Г. П. Адлер,
Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «
Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема
самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями,
фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами производства «
Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель
Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам.
Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца»
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла.
Начало
Первой мировой и
Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.
Постройка первой машины завершена в октябре
1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности:
12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг),
12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.
Весной
1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в
гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до
1917 года.
Второй самолёт (
ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями
4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров,
5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.),
16—
17 июня совершил перелёт Петербург—
Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В
1915—
1917 выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).
Самолёты типа первого и киевского получили название
серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.
Использование во время Первой мировой войны
Липецк. Исторические сведения:
1918—1919 — эскадра кораблей
Илья МуромецПоручик
И. С. БашкоМоторист-стрелок «Ильи Муромца»,
фельдфебель воздушного флота России Марсель Плиа, 1916 год
К началу
войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в
Императорский военно-воздушный флот.
10
(23) декабря 1914 года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал
М. В. Шидловский. Находилось Управление
эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при
штабе Верховного главнокомандующего в
Ставке Верховного главнокомандующего. Ему пришлось начинать работу практически с нуля — единственным лётчиком, способным летать на «Муромцах» был
Игорь Сикорский, остальные с недоверием и даже враждебно относились к самой идее тяжёлой авиации
[источник не указан 1786 дней], их следовало переобучить, а машины вооружить и переоборудовать.
Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14
(27) февраля 1915.
Во время войны начато производство самолётов
серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью.
Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались
бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью
1915 произведён опыт бомбометания крупнейшей в мире, на тот момент, 410-килограммовой бомбы.
В 1915 году начался выпуск
серии Г с экипажем 7 человек,
Г-1, в 1916-м —
Г-2 со стрелковой кабиной,
Г-3, в 1917-м —
Г-4. В 1915—1916 годах выпущено три машины
серии Д (ДИМ). Производство самолётов продолжалась до 1918 года. Самолёты
Г-2, на одном из которых (третий по счёту с названием «Киевский») была достигнута высота 5200 м, использовались в
Гражданскую войну.
Из боевого донесения:
…В полете (5 июля 1915 г.) на высоте около 3200-3500 м, самолёт под командованием поручика Башко был атакован тремя немецкими самолётами. Первый из них был замечен в нижний люк, причем он был метров на 50 ниже нашей машины. Наш самолёт в это же время находился над Шебриным, верстах в 40 от передовых позиций под управлением поручика Смирнова. Тотчас же поручик Смирнов был сменен поручиком
Башко. Немецкая машина, обладая большей скоростью и большим запасом мощности быстро обогнала наш самолёт и оказалась метров на 50 выше с правой стороны спереди, открыв пулеметный огонь по нашему самолёту. В кабине нашей машины в это время работа членов экипажа распределялась следующим образом: поручик Смирнов находился возле командира, штабс-капитан Наумов открыл огонь из
пулемёта и второй пилот Лавров из
карабина. При первой атаке врага пулемётным огнём с неприятельской машины были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр правой группы двигателей, радиатор 2-го двигателя, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы двигателей, разбиты стекла правых передних окон и ранен в голову и ногу командир самолёта поручик Башко. Так как бензинопроводы к левым двигателям оказались перебиты, то тотчас же левые краники от бензиновых баков были закрыты и выключен бензонасос левого бака. Дальше полет нашей машины был на двух правых двигателях. Немецкий самолёт после того как первый раз пересек нам дорогу, пытался вторично нас атаковать с левой стороны, но встреченный пулеметным и ружейным огнём с нашего самолёта, резко повернул направо и с громадным креном пошел на снижение по направлению к Замостью. После отбития атаки поручик Смирнов заменил поручика Башко, которому вторым пилотом Лавровым была сделана перевязка. После перевязки поручик Башко опять стал управлять самолётом, поручик Смирнов и второй пилот Лавров по очереди закрывали руками отверстия фильтра правой группы и принимали все возможные меры к сохранению оставшегося бензина в баках для продолжения полета. При отражении атаки первого неприятельского самолёта из пулемета была выпущена полностью кассета в 25 штук, из второй кассеты удалось выпустить всего 15 штук, затем внутри магазина заклинило патрон и дальнейшая стрельба из него была совершенно невозможна.
Вслед за первым самолётом тотчас же появилась следующая немецкая машина, которая пролетела только один раз выше нас слева и обстреляла наш самолёт из пулемета, причем был пробит масляный бак второго двигателя. По этому самолёту открыл огонь из карабина поручик Смирнов, второй пилот Лавров находился в переднем отсеке кабины у фильтра, а штабс-капитан Наумов ремонтировал пулемет. Так как пулемет полностью вышел из строя, то поручик Смирнов передал карабин Наумову, а сам сменил второго пилота Лаврова, принимая меры к сохранению бензина, т. к. у Лаврова от большого напряжения онемели обе кисти рук. Второй немецкий самолёт нас больше не атаковал.
На линии передовых позиций, наша машина была обстреляна из пулемёта третьим немецким самолётом, шедшим на большом отдалении слева и выше нас. В то же время по нам стреляла и артиллерия. Высота в это время была около 1400-1500 м. При подходе к г.Холму на высоте 700 м остановились и правые двигатели, т. к. вышел весь запас бензина, поэтому пришлось произвести вынужденный спуск. Последний был сделан в 4-5 верстах от г.Холма около д.Городище, возле аэродрома 24-го авиационного полка на болотистом лугу. При этом колеса шасси увязли до самых стоек и поломаны: левая половина шасси, 2 стойки, винт второго двигателя, несколько передаточных рычагов и слегка треснул правый задний нижний лонжерон среднего отсека. При осмотре самолёта после посадки обнаружены кроме вышеуказанных следующие повреждения от пулеметного огня: пробит в двух местах винт 3-го двигателя, перебит железный подкос у того же двигателя, пробита покрышка, поврежден ротор второго двигателя, пробита грузовая рама того же двигателя, пробита стойка сзади первого двигателя, передняя стойка у второго двигателя и несколько пробоин в поверхности самолёта. Спуск произвел лично командир самолёта поручик Башко, несмотря на ранения.
За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400
боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских
истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3.
[источник не указан 1786 дней] - 12 (25) сентября 1916 во время налёта на штаб 89-й германской пехотной дивизии в д. Антоново и станцию Боруны был сбит самолет (корабль XVI-ый) поручика Д. Д. Макшеева .
Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей:
- 2.11.1915 был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился
- 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал.
В апреле 1916 года 7 немецких аэропланов разбомбили аэродром в
Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 «Муромца».