Цитата: AndreyK-AV от 12.09.2018 07:26:12Продолжим про первый этап отечественного тракторостроения
....
Импульсом для наиболее быстрого развития российского тракторостроения послужил декрет от 1 апреля 1921 года "О сельскохозяйственном машиностроении", в котором выражалась необходимость превращения данной отрасли промышленности в одну из приоритетных по вопросам организации массового производства.
В 1920-1929 гг. на базе Коломенского и Брянского паровозостроительных заводов было создано производство колесных тракторов малыми сериями. Сначала это был трактор, за основу которого был взят американский "Могул", имевший горизонтальный оппозитный керосиновый двухцилиндровый двигатель при этом масса составляла всего около 5 тонн. В 1923 году под руководством одного из первых людей в отечественном тракторостроении, а так же автором теории трактора Е.Д. Львовым на базе этой модели был создан практически абсолютно новая машина "Коломенец-1", имевшая нефтяной двигатель и массу порядка 3,5 т (рисунок 1.3). Впоследствии этот трактор стали выпускать на обоих заводах.
Впоследствии были спроектированы более совершенные конструкции машин под названиями "Коломенец - 2, - 3 и - 4", которых выпустили свыше 500 штук.
В 1923 году на заводе "Красный прогресс" в городе Токмак начали производить трехколесные тракторы "Запорожец", оснащенные одноцилиндровым двигателем номинальной мощностью 12 лошадиных сил, который работал на сырой нефти. Самой главной его особенностью являлось применение единственного заднего широкого металлического колеса с почвозацепами вместо двух, что исключало использование сложного в производстве для того времени механизма дифференциала (рисунок 1.4). В период с 1923 по 1927 годы было произведено порядка 500 тракторов. Это был очень простой трактор, который создали сторонники "русского направления" в тракторостроении.
Крупносерийная стадия производства тракторов на гусеничном ходу ХПЗ, Г - 50, Г-75 и З-90 ("Коммунар") сделанного по образцу трактора Z-50 немецкой фирмы Ганомаг для нужд армии была запущена в 1923 году на Харьковском паровозостроительном заводе (теперь называется машиностроительный завод имени Малышева). Эти машины сначала оснащались керосиновыми, а затем и бензиновыми двигателями внутреннего сгорания мощностью от 50 до 90 лошадиных сил (рисунок 1.5). В том же 1923-м году на заводе "Красный Путиловец" (впоследствии назван Ленинградский Кировский завод) было запущено крупносерийное производство колесного трактора под названием "Фордзон-Путиловец", оснащавшегося керосиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью 19 лошадиных сил, аналогом которого являлся трактор Фордзон, выпускавшийся фирмой Форд. В 1929 году именно он стал первым в отечественной истории трактором массового производства (рисунок 1.6.).
В 1925 году было принято решение о начале строительства первого отечественного завода на котором планировалось наладить массовое производство тракторов сельскохозяйственного назначения (впоследствии названного СТЗ) в городе Царицине (сегодня Волгоград).
Постановлением от 31 декабря 1925 года институту НАМИ было поручено проведение исследовательских, а также конструкторских работ в области тракторной техники, был организован отдел тракторов. Этот день считается днем создания тракторного института НАТИ.
В 1927 году в Персиановке (село) проводились конкурсные испытания на звания наилучших моделей. Испытывались пять гусеничных и двадцать два колесных трактора как отечественного, так и зарубежного производства. Одним из технических руководителей испытаний являлся один из первопроходцев отечественного тракторостроения, а заодно и создатель отечественной школы испытателей Д.К. Карельских, впоследствии ставший профессором, членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук, организатором кафедры "Тракторы" в Московском автомеханическом институте (МАМИ), головном ВУЗе, который подготавливал кадры для тракторостроения. По результатам проведенных испытаний отбор прошли две модели колесных тракторов 15/30 и 10/20 американской фирмы Интернэшнл и одна модель трактора на гусеничном ходу 50/60 фирмы Катерпиллер для производства данных моделей на будущих тракторных заводах страны.
К концу первого этапа развития страна имела около 26 000 колесных и около 900 гусеничных тракторов, было подготовлено значительное число кадров для тракторостроения, наработан опыт создания и внедрения в производство новых моделей тракторов, заложен фундамент для создания в стране новой отрасли машиностроения - тракторостроения в массовой форме [
...
продолжение следует
1. Коломенский паровозостроительный заводЗавод основан в
1863 году вблизи города
Коломны военным инженером
А. Е. Струве под названием «Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве». Первой продукцией завода стали мостовые конструкции для железных дорог. Во второй половине
XIX века выпускал
паровозы,
вагоны, речные суда,
локомобили. С
1866 года именовался «Заводом инженеров братьев Струве», к его управлению перешёл брат А. Струве
Густав. С
1871 года перешёл в
Акционерное общество Коломенского машиностроительного завода.
На заводе в Коломне построены: первый русский
трёхосный паровоз серии Т (
1870), ставший первым
локомотивом и для самого завода,
[2], первое в мире судно с дизельной установкой — буксир «Коломенский дизель» (
1907), первый двухтактный ПДП-дизель системы Корейво и первый в мире серийный тепловоз
Ээл.
[2] За высокое качество продукции, представленной на промышленной выставке 1870 года в
Санкт-Петербурге, завод получил право в дальнейшем
маркировать свои изделия
государственным гербом. Продукция завода была удостоена высших наград (Grand-Prix) на
Всемирной выставке в Париже в 1900 году и Всемирной выставке в
Милане в 1906 году
2.Брянский паровозостроительный заводВ 1865 году на месте будущего машиностроительного завода, в лесном массиве на берегу
Болвы,
П. И. Губониным был устроен лесопильный завод, производивший шпалы для строящейся
Орловско-Витебской железной дороги.
20 июля 1873 года было подписано Высочайшее разрешение «на учреждение акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу». Учредителями общества стали
П. И. Губонин и
В. Ф. Голубев, к которым вскоре присоединился
князь В. Н. Тенишев, ставший управляющим. Правление общества располагалось в
Санкт-Петербурге по адресу
Большая Морская ул., 46.
Вокруг завода образовался посёлок
Бежица, быстро выросший в крупный промышленный город (ныне — крупнейший административный район города Брянска).
В 1876 году на заводе было построено шесть литейных печей для выпуска стальных рельсов (вместо чугунных). В 1878 году Брянский завод произвел треть выпускаемой в России стали и занял второе место в стране после
Путиловского завода.
В 1880-е годы, когда В. Н. Тенишев был назначен председателем правления компании, завод начал выпуск первых железнодорожных грузовых
вагонов, платформ и цистерн, а также освоил производство броневых плит для боевых кораблей, стальных листов для пароходов и
элеваторов, литых колес для паровозов и вагонов. В 1882 году на
Всероссийской промышленной выставке в Москве за высокое качество продукции Брянский рельсопрокатный завод получил право изображать на своих изделиях
государственный герб —
двуглавого орла.
В 1892 году на предприятии построен первый паровоз со стальными колёсами
серии ОД.
В
1896 году продукция завода экспонировалась на
Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Среди экспонатов были товарный четырёхосный паровоз,
пассажирский вагон III класса,
вагон-цистерна на 1500
пудов керосина,
котёл системы «
Бабкок-Вилькокс»
[3], большая коллекция стальных литых колёс, фасонного литья.

Сдвоенный пассажирский аккумуляторный моторный вагон производства Общества Брянского Завода,
1910 год.
На выставке 1905 года в
Омске завод получил высшую награду: Большую золотую медаль — за чугунные трубы, которые использовались для водопроводов, канализации и других сооружений. К 1910 году завод сформировался в крупнейшее промышленное предприятие с хорошо организованными производствами
паровозостроения,
вагоностроения, общего машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства военной техники.
С 1907 года началось производство паровозов
модели Б с конструкционной скоростью 125 км/ч.

Паровоз А
б−132 (с 1912 года —
Б-51) на фотографии
Сергея Прокудина-ГорскогоСо времени начала
Первой мировой войны Брянский завод поставлял для фронта фугасные снаряды. 20 апреля 1915 года завод посетил император
Николай II. В пролёте кранового цеха для него организовали общезаводскую выставку.
3.
Цитата: Коллекционер мыслей от 11.09.2018 14:19:33Письмо председателя правления акционерного общества Металлоимпорт Г. С. Биткера члену коллегии Наркомторга СССР И. О. Шлейферу о размещении российских заказов на европейских рынках в связи с загруженностью американских фирм
23 сентября 1929 г.
Секретно.
Из последней телеграммы т. Брона явствует, что заказами Тракторостроя, Сельмашстроя, АМО и “Красного Путиловца” некоторые американские предприятия загружены до такой степени, что не могут принять к исполнению заказы с более короткими сроками поставки, чем 4 месяца.
Если, с другой стороны, учесть, что кредитные условия, которые мы имеем в Америке, значительно хуже тех, которых мы добились в настоящее время у немецких машиностроительных фирм, включая такую фирму, как “Шисс-Дефриз”, способную поставлять и объекты крупного машиностроения, нам представляется необходимым немедленно приступить к выделению из посланных в Америку спецификаций тех позиций и объектов, которые могут быть размещены на европейском рынке.
Несомненно, что подобные действия со стороны органов внешней торговли будут встречены противодействием промышленных предприятий, но это представляется и целесообразным, и не терпящим отлагательств делом. В особенности необходимо внимательно отнестись ко всем спецификациям, которые промышленность будет предъявлять для размещения на американском рынке сейчас. Должна быть дана Ваша твердая директива, подтверждающая вышеуказанное мое предложение о максимальном использовании европейских рынков при условии, конечно, соблюдения сроков поставки.
Председатель правления акционерного общества Металлоимпорт Биткер
РГАЭ. Ф. 8346. Оп. З. Д. 20. Л. 188.Копия.