Авиационная управляемая ракета класса «Воздух-Земля» «Блискавка» (укр. молния) может оснащаться осколочно-фугасными и фугасными проникающими боеголовками в зависимости от типа целей и устанавливаться на тяжелые истребители СУ-27 и бомбардировщики СУ-24М.
При этом, как утверждают
в КБ «Южное», установка ракет не потребует существенного переоборудования авиационной техники. Очевидно, таким образом на днепровском предприятии надеются заинтересовать Минобороны с целью получения финансирования под оборонный заказ. Тем более, что потребность ВСУ в подобном вооружении существует давно.
Об этом в интервью журналу «Телеком» от 9 октября рассказал начальник Генштаба Руслан Хомчак, обозначив в числе приоритетных направлений в 2020 году развитие зенитно-ракетных войск, а также закупку и модернизацию самолетов.
К сожалению, сотрудничество КБ «Южное» с Минобороны за весь период существования Независимой Украины нельзя назвать успешным. В КБЮ умудрились «завалить» два проекта по созданию оперативно-тактических ракетных комплексов «Борисфен» (2003) и
«Сапсан» (2013). На сегодня «Южное» может похвастать только ОТРК «Гром-2», о готовности которого к летным испытаниям было объявлено в конце сентября, и то, лишь потому, что того требуют обязательства перед зарубежным заказчиком. К 2022 году «Гром-2» должен поступить на вооружение армии Саудовской Аравии.
В остальном КБ «Южное» предпочитает ограничиваться демонстрацией муляжей вместо натурных моделей. Этим летом на международном авиакосмическом салоне
в Ле Бурже на стенде предприятия красовались макеты перспективных космических ракет-носителей «Маяк-5» и «Циклон-1М», сопровождаемые лишь кратким техническим описанием и 3D визуализацией.
Не стали в КБЮ заморачиваться и с «Молнией». Внешне ракета очень напоминает французскую ASMP, разработанную еще в 1986 году; название заимствовано у старой советской ракеты-носителя, созданной самарским ЦСКБ «Прогресс»; двигатель, вероятнее всего, предоставит украинское ГП «Ивченко-Прогресс», логотип которого красуется на выставочном макете рядом с логотипом КБ «Южное»; а соберут все, если до этого, конечно, дойдет, на Южмаше.
В общем, главное, макет на 3D принтере напечатать, а дальше оно, как говорится, «само пойдет», лишь бы денег дали.
Ну, и последнее. Самолеты СУ-27 и СУ-24М, для которых планируется делать «Молнии», являются разработкой российского ОКБ Сухого и производились на Новосибирском авиационном заводе Чкалова. Они действительно до сих пор находятся на вооружении украинской армии, но сняты с производства, а ВСУ давно испытывают острую нехватку запчастей к ним, поскольку Украина с 2014 года не торгует с агрессором в военно-промышленном комплексе.
С учетом этого факта, перспективы «Молнии» превратиться из «фанерного» макета в реальную боевую ракету все больше походят на сказку, а солидное в прошлом КБ «Южное» — на магазин дорогих, но бесполезных игрушек.