Президент Республики Беларусь А. Лукашенко в рамках своего визита в самый северный регион Беларуси (22 ноября 2019) поблагодарил жителей Витебской области за поддержку правильных кандидатов, избранных на закончившихся на минувшей неделе парламентских выборах. Между тем, ОБСЕ не признала итоги белорусских выборов, что в свою очередь стало сюрпризом для властей, считающих, что Европа будет однозначно на стороне Минска в ситуации нарастающего российско-белорусского кризиса.
Зато не стало сюрпризом то, что оппозиция сразу после выборов в почти полном составе уехала в Вильнюс на перезахоронение польского шляхтича Калиновского, оформленного, естественно, исключительно в антироссийском формате. Понятно, что улично поддержать решение ОБСЕ в Минске оказалось некому. Да и зачем…
8 декабря, воскресенье, постный день (Рождественский пост), разрешена рыба.
До анонсированного 19 ноября 2019 белорусским премьером С. Румасом российско-белорусского саммита остается ровно две недели. С чем поедет А. Лукашенко в Москву? Если вообще поедет…
Напоминаем, что 17 ноября А. Лукашенко поставил свое согласие с Программой экономической интеграции между РФ и РБ в зависимость от получения от России «интеграционного аванса», финансово обеспечивающего «переизбрание» белорусского президента на шестой срок. Однако до настоящего момента нет никаких свидетельств того, чтобы российское руководство решилось на многомиллиардные уступки Минску, включая «компенсацию» за налоговый маневр в российской нефтедобыче, радикальное снижение цены на российский газ и открытие российского рынка для европейских подсанкционных товаров с белорусскими этикетками. Автор этих строк, в свою очередь, в настоящее время не исключает разве что одну «уступку» со стороны России - пролонгации цены на поставляемый в Беларусь российский газ, но не более того…
Однако, даже газовый вопрос пока находится в стадии еще не переговоров, а только периодических консультаций.
Блеф
Итак, перед нами «вопрос дня»: будет ли А. Лукашенко настаивать на «интеграционном авансе», чем фактически сорвет уже объявленный декабрьский саммит? Возможно, что через неделю данная проблема уже исчезнет, но пока он актуален. Однако, наблюдая за А. Лукашенко более четверти века, можно с высокой степень уверенности утверждать, что белорусский президент блефует.
Блеф, вообще-то является очень опасным в политике приёмом. Дело в том, что для того, чтобы реально давить на оппонента, необходимо оперировать реальными угрозами и обладать потенциалом не просто повернуть ход переговоров в свою сторону, но и возможность вообще выйти из переговорного процесса без серьезных политических и экономических последствий. Понятно, что в нашем случае А. Лукашенко может угрожать Москве только выходом из этого, как он сам недавно выразился, «хренового союза», то есть завершить российско-белорусской интеграцию. Вот тут Минск ждет политическая «развилка»: если А. Лукашенко блефует, то в ответ он обязательно получит политический «бумеранг» - его блеф проигнорируют. В принципе, это уже происходит.
В ином случае белорусский президент должен проявить волю и вывести республику из столь невыгодного, по его словам, союза с Россией. Иначе блеф перерастает в пустой и ничем не обеспеченный шантаж, попытку усилить свою переговорную позицию пафосными заявлениями и угрозами, которые выполнить невозможно.
Саммит
Если в оставшиеся до саммита дни А. Лукашенко не вернется к блефу от 17 ноября, то это не должно нас расслаблять. Учитывая традиционную склочность А. Лукашенко, нельзя исключать того, что белорусский президент, срочно «обидевшись» на какой-нибудь подстроенный в ближайшие дни «повод», не поедет в российскую столицу по причине «ущемленного» самолюбия. Стоит напомнить, что белорусская сторона имеет богатый опыт «высасывания из пальца» скандалов и истерик. К примеру, в историю российско-белорусских отношений вошел спровоцированный белорусским руководством скандал с экс-послом РФ в РБ М. Бабичем.
Но все-таки, для чистоты эксперимента, будем придерживаться версии, что блеф с «интеграционным авансом» и некие возможные провокации в ближайшие четырнадцать дней все-таки не помешают А. Лукашенко выйти 8 декабря из самолета на взлетное поле аэропорта «Внуково-2», так как сидя дома А. Лукашенко точно никаких газа-нефти или, тем более кредитов, от России не дождется.
Итак, если российско-белорусский саммит все-таки состоится, то начнется самая интересная часть «союзной интриги»: А. Лукашенко попытается навязать президенту России традиционный политический торг. Но тут есть несколько нюансов. Прежде всего, для успешного торга необходима выгодная (удачная) переговорная позиция, т.е. сочетание целого ряда внутренних и внешних обстоятельств, которые стороны могут использовать для отстаивания своих интересов.
Контекст
Опыт показывает, что для белорусского руководства для создания переговорной позиции в свою пользу, как уже отмечалось выше, характерно привлечение скандалов и «обид». Но А. Лукашенко обычно старается использовать в своем диалоге с Москвой в свою пользу и международный аспект, в частности, очередные обострения отношений между РФ и Западом или эскалацию украинского кризиса. Иногда данная тактика дает Минску ощутимый выигрыш. Москве бывает выгодно просто откупиться от назойливого и скандального «союзника», который откровенно дискредитирует Москву на международной арене.
Необходимо отметить, что внешний контекст декабрьского саммита пока только складывается, но украинский фактор уже играет в пользу Минска. Проблема заключается в том, что встреча В. Путина и А. Лукашенко должна состояться 8 декабря, а уже 9 декабря президент России планирует общаться с президентами Франции и Украины, а также с канцлером ФРГ в рамках нормандского формата. Саммит в Париже помимо того, что предполагает крайне сложный диалог, не обещает каких-либо прорывов в плане выполнения минских соглашений 2015 г. («Минск-2»).
Более того, учитывая, что из трех предварительных условий, создающих основу для саммита в Париже, Киев выполнил только одно, то нельзя исключать, что нормандская встреча может закончиться провалом и всеобщим разочарованием. В случае публичного провала российско-белорусского саммита 8 декабря второй не менее открытый провал в течении пары дней уже в нормандском формате может создать у российского общества и политического класса крайне негативное ощущение от внешней политики Кремля. Тут есть шанс для А. Лукашенко. По идее, чтобы получить перевес, А. Лукашенко должен был бы согласовать свои позиции с В. Зеленским… Но это уже тонкая игра, внешнеполитическая многоходовка - удел гениев...
Итак, Москве в диалоге с А. Лукашенко нужен несомненный успех. Он возможен, так как анализ информационного поля вокруг белорусского руководства позволяет утверждать, что «портфель аргументов» у главы белорусского государства, скорее всего, наполнен протухшим псевдо союзническим пафосом и только.
Аргументная база
За осенний политический сезон А. Лукашенко протестировал основные аргументы, к которым он неоднократно за два десятка лет прибегал в спорах с Кремлем. Результат оказался неутешительным. Все вытащенные из «шкафа» доводы оказались неработоспособным «сэкенхэндом».
Традиционная ссылка на «совместное гниение в окопах» обнулена заявлением А. Лукашенко о том, что «это не наши войны», военно-стратегические вопросы вылились в требования к Москве поставить бесплатно новейшую военную технику на фоне заявлений о том, что Россия воюет с Украиной, тема совместной охраны границы Союзного государства оказалась орудием шантажа. На месте аргументов какое-то пожарище…
В качестве инструмента шантажа этой осенью Минском использовались фантазии о поставке на белорусские НПЗ нефти с прибалтийских терминалов, а с Казахстаном даже договорились о некой крошечной поставке (тема закрылась, так как с Москвой данную поставку не согласовывали, а Беларусь не имеет совместной с Казахстаном границы).
Москва отнеслась ко всей этой белорусской нефтяной суете весьма снисходительно и даже брезгливо. В конце концов, ведь никто силой не навязывает Минску российскую нефть, белорусские НПЗ могут завозить сырье хоть из Нигерии или из знакомой Венесуэлы, о чем неоднократно говорили российские должностные лица.
Итак, с аргументами оказалось плохо. Они неликвидные, как и попытки шантажа. Видимо от отчаяния, 17 ноября А. Лукашенко в очередной раз пообещал выставить Москве счет «за всё». Может быть такой «счет» белорусский президент привезет 8 декабря в Москву? Но это сомнительно, так как за интеграцию с Беларусью всегда платила Россия. Но, тогда как сохранить Минску российские дотации и уклониться от Программы экономической интеграции, разработанной правительствами двух стран?
Втянуть…
Этой осенью было всё: аргументы, шантаж, скандалы, оскорбления. Но стоит напомнить, что белорусским руководством еще были предприняты попытки втянуть Москву в те или иные процессы, способные хотя бы на время заморозить столь выгодную для Минска дотационную систему. Однако при всей своей активности и скандальности А. Лукашенко так и не получил от Кремля «ярлыка» на посредничество между Москвой и Киевом. Москва не доверяет белорусскому президенту.
Уже в октябре текущего года, видимо убедившись, что Минск остается лишним в «минском процессе», белорусский президент после встречи с новым президентом Украины В. Зеленским уже открыто перешел на сторону Киева.
Не удалось вовлечь Россию и в активно раздуваемую Минском истерику о росте сил НАТО в регионе и подготовке Североатлантическим блоком «невиданных» по размаху учений. Видимо в Минске упорно не могут понять, что военно-стратегическая значимость Минска за последние десятилетия резко упала, зато добавилось недоверие к белорусскому руководству.
Стоит обратить внимание и на то, как белорусское руководство в лице министра иностранных дел республики В. Макея пытается буквально «втиснуться» в проблему размещения ракет среднего и малого радиуса в Европе. Видимо белорусское руководство уверено, что, если США все-таки ввезут данные ракеты на континент, то Москва не сможет обойтись без Беларуси для организации ответа Вашингтону.
Самый сладкий миф
В белорусском истеблишменте и так называемом «экспертном сообществе», которое с недавних пор даже институализировалось, третье десятилетие подряд процветает целый букет мифов об особой привлекательности и востребованности Беларуси в мире. Главный аргумент в подтверждении данного мифа – «выгодное географическое положение» республики, что для XXI века смотрится несколько наивно на фоне строительства обходных газопроводов и развития иной современной инфраструктуры. Абсурдность данного аргумента еще в конце 1990-х годов поняли страны Прибалтики.
В рамках основного мифа в белорусском политическом дискурсе вполне уютно, как в «матрешке», продолжает «цвести» миф об особой ценности для России как самой Беларуси, так и Союзного государства. В частности, не первое десятилетие на уровне аксиомы в белорусском истеблишменте эксплуатируется мнение, что Россия, в силу своих военно-стратегических и транзитных интересов обречена «кормить и поить» Беларусь и оплачивать её суверенитет. Отсюда и своеобразный формат политической публицистики белорусских «экспертов», которые в случае очередного кризиса между Москвой и Минском кокетливо «удивляются» «безмозглости» российских властей, «давящих» газом и нефтью, а также доступом на российский рынок «единственного» и «последнего союзника».
Считается, что «оказывая давление» на Беларусь, Россия совершает по меньшей мере политический суицид. Правда, при этом эти «эксперты» никогда не приводили примеров реальных шагов Беларуси на внешней арене, которые можно было бы считать союзническими по отношению к России.
Мифы имеют свою историю, они живут и даже развиваются, проходя стадию реалистичности, чтобы потом медленно деградировать и исчезнуть из политической сферы. Но иногда, когда им не находят замену, мифы превращаются в политический «символ веры». Так произошло и с мифом особой значимости Союзного государства и самой Беларуси для современной России. Несмотря на знаменитое предостережение премьер-министра России Д. Медведева («никого насильно не держим!», 08.03.2017,
https://www.youtube.com/watch?v=7DhtbRasM7Q), мифы об особой значимости Беларуси и СГ для России в сознании белорусского руководства давно сакрализованы. Белорусские власти, а вместе с ним и немалая часть белорусского политического класса -- твердо уверены, что Москва никогда не откажется от роли спонсора Беларуси, а, следовательно, и посредника между Россией и белорусским народом, то есть режима А. Лукашенко.
Рамки материала не позволяет дальше углубляться в анализ данного мифа, который изначально оказался в основе государственной идеологии республики Беларусь, но проблема в том, что сталкиваться с ним приходится постоянно. В частности, одним из ответвлений данного мифа является твердая убежденность белорусской стороны, что если Минск перестанет импортировать российские энергоносители, то Москва не найдет покупателя на свои газ и нефть. В общем, получая энергоносители по преференциальным ценам, Минск «на самом деле» буквально из жалости к несчастным россиянам берет их нефть и газ.
Стоит напомнить еще одну «ветку» данного мифа – уверенность белорусского общества, что без белорусских продуктов Россия просто умрет от голода и т.д. Нельзя не отметить, что миф сказывается даже на поведении и риторики высших белорусских чиновников, которые действуют в отношении России с каким-то колониальным чванством, пытаясь регулировать российскую внутреннюю или внешнеэкономическую политику (примером является истерика в Минске по поводу закупок молочных продуктов из Новой Зеландии или в отношении налогового маневра в российской нефтедобыче). Более того, они считают себя вправе оскорблять российское руководство, российское государство и русский народ. В частности, автор этих строк получил ссылку в начале ноября на высказывание одного из белорусских маргинальных «экспертов», пообещавших «повесить» премьер-министра России. Понятно, что в данном случае мы сталкиваемся не только с традициями безнаказанности, но экстремистским проявлением столь сладкого для белорусской номенклатуры и руководства мифа.
Не удивительно, что на фоне столь укоренившегося и разветвленного мифа обязательно должен был появиться последний аргумент – блеф ухода от России.
BYEXIT
Тема выхода Беларуси из Союзного государства к концу ноября усилиями белорусских властей и при поддержке антироссийской оппозиции становится одной из основных в белорусском медиа пространстве. Не исключено, что именно BYEXIT будет брошен на стол переговоров в Кремле 8 декабря.
Стоит обратить внимание, что идеологическая подоплека BYEXIT удивительно похожа на традиционную антироссийскую пропаганду стран Прибалтики и Украины. Она делится на несколько тем. Прежде всего, в сознание белорусов активно внедряется мысль о глобальной социально-экономической отсталости России, нищете и бытовой неустроенности россиян, которые не могут купить качественных продуктов питания, замерзают в своих бараках и вынуждены пользоваться туалетами на улице.
Реплика
Любопытно наблюдать, как в белорусском медиа пространстве, видимо по украинскому образцу, активно развивается «туалетно-унитазная» тема, что демонстрирует уровень развития политических классов в данных, общем-то крестьянских странах. На Украине «туалетная тема» получила свое логическое завершение «кражей» унитазов с задержанных российскими пограничниками украинских катеров. Интересно, чем закончится данная тема в белорусском медиа-пространстве?
Недостойная Россия
Не является новостью то, что все позитивные новости из России в официальных СМИ замалчиваются, а в оппозиционных извращаются с одной целью: необходимо закрепить в белорусском дискурсе мнение, что Россия недостойна интегрироваться с Беларусью, так как она экономически слабая страна, с авторитарным политическим режимом (!), деградированным неевропейским и даже неславянским населением, а белорусам не хочется взваливать на себя задачу цивилизовывать этих «варваров» «у которых нет ни денег ни мозгов».
Понятно, что белорусская оппозиция, поливая грязью соседнюю страну, за счет которой три десятка лет и выживает белорусский народ, выполняет свою политическую задачу – организовать поворот республики на Запад. В этом нет ничего плохого, так как тут мы сталкиваемся с твердыми идейными сторонниками данного геополитического вектора («польского»). Вот только методы, которые они используют приветствовать нельзя. Дело в том, что можно критиковать соседей, но вот доказывать их этническую отсталость или недоразвитость на фоне очередных «болотных арийцев» чревато тяжелыми последствиями. История ХХ века и украинского кризиса, видимо, никого в Минске не научила…
Белорусские власти ведут себя в отношении движения за выход из Союзного государства (а это уже вполне оформленное движение) весьма деликатно, если не больше. BYEXIT дает им уникальный шанс на переговорах в Москве, где можно сослаться на «волю народа». Так уже было в 2015 году, когда оплаченные белорусскими спецслужбами пикеты против размещения в РБ базы российских ВКС использовались А. Лукашенко в качестве аргумента против Москвы.
Но тогда в свои права вступает некая аналогия. В свое время именно с подачи и на деньги правительства В. Януковича на Украине росло и развивалось националистическое движение «Правый сектор». Экс-президент Украины откровенно шантажировал «Правым сектором» Кремль, требуя от России денег и ресурсов. Чем все закончилось, мы хорошо помним. Бумеранг вернулся…
Так как быть с BYEXIT?
Автор этих строк в данном случае может высказать только свое мнение, хотя... Но не будем обобщать. Так вот, можно согласиться с большинством социально-экономических претензий белорусского политического класса к России. Совершенно не стоит уверять, что в России в чем-то лучше или даже вообще не так: медведи на улицах Москвы, голодные и разутые россияне, демонстрации с пустыми кастрюлями. А завтра вообще страна и её 150-миллионный народ куда-то сгинет и наступит для соседей славное время делить и тащить. Если людям так нравится лгать самим себе, то никогда не стоит их разочаровывать в их фантазиях. Ведь они сами себе голову морочат, нет необходимости даже начинать информационную войну.
В том же формате можно понять и неготовность Беларуси следовать в фарватере очень жесткой и упрямой внешней политики России, которая являясь цивилизационно-образующей страной, яростно отстаивает свои интересы. С одной стороны, понятно, что национальные интересы Беларуси отличаются от российских, а с другой стороны, у кого-то «кишка тонка» … Это тоже можно понять, но Россия вряд ли за это будет платить.
В России огромное количество проблем, они решаются, но появляются другие. Однако Москва не собирается отступать, да и отступать некуда. Союзников у России нет. Это давно поняли не только российский истеблишмент, но и российское общество. Стонов по этому поводу нет.
Белорусское общество явно хотело другого от союза с Россией – продолжения в советском стиле финансово-ресурсной поддержки с минимумом обязательств со стороны Минска. А. Лукашенко уловил эти настроения и посвятил годы своего бесконечного президентства «вышибанию» дотаций из Москвы, чем всегда встречал поддержку в белорусском народе.
Судя по дискуссии в белорусском медиа пространстве, Москва оказалась недостойной столь выдающейся чести – быть безусловным и неограниченным спонсором белорусского суверенитета. Ну если так, то автор этих строк посмеет высказать предположение, что Россия не будет против BYEXIT. Ушла Украина, что уж говорить о Беларуси. Россия не обеднеет, даже напротив… «Никто никого не держит!».
А. Суздальцев, Москва, 24.11.2019