Цитата: BUR от 06.08.2023 12:00:17Тема сверхкороткого взлета-посадки с принудительным обдувом крыла тоже, можно сказать, только в начале своего развития.
Кстати, была такая тема как ЭКИП:
Перечень основных преимуществ аппаратов "ЭКИП" над традиционными самолетами
1. Безаэродромность
"ЭКИП" способны осуществлять взлет и посадку с аэродромов любой категории, земляных площадок и водных поверхностей. Это достигается за счет:
- взлетно-посадочного устройства на воздушной подушке.
- большой площади аппаратов в плане, позволяющей при заходе на посадку с большим углом атаки осуществить торможение аппаратов "ЭКИП" до скорости 100 км/час.
- вихревой системы, обеспечивающей безотрывное обтекание аппарата при заходе на посадку с большим углом атаки (до 40 градусов).
- управляющих двигателей, системы управления и стабилизации аппарата при всех режимах полета.
2. Экономичность
Стоимость перевозок пассажиров и грузов на аппаратах "ЭКИП" будет по расчетам в 1,5-2 раза ниже чем на самолетах "Боинг" или "Эрбас" за счет:
- высокого аэродинамического качества К на крейсерских режимах полета (К=16 для аппаратов со взлетным весом 50 тонн, К=18 для аппаратов со взлетным весом 300 тонн).
- низкого уровня эксплуатационных затрат (упрощение инфраструктуры аэропортов, использование для взлета и посадки аэропортов любой категории - земляных площадок и водных поверхностей, упрощение всесезонного обслуживания силовой установки расположенной внутри аппарата).
- использования для двигателей в качестве топлива природного газа (на природном сжиженном газе в средней полосе затраты на топливо снижаются в 3-4 раза, в Северных регионах в 10 раз).
- повышения коммерческой нагрузки за счет снижения удельного веса конструкции (для "ЭКИП" большой грузоподъемности удельный вес конструкции 0,3-0,35 вместо 0,5-0,55 для обычного самолета ).
- снижения себестоимости "ЭКИП" относительно себестоимости традиционных самолетов из-за исключения стоимости дорогостоящих узлов (колесные шасси, крылья большого удлинения с системой механизации.
3. Высокая грузоподъемность и транспортировка крупно-габаритных грузов
"ЭКИП" способны перевозить тяжелые (более 100 тонн) крупно-габаритных грузов за счет:
- большой площади аппаратов "ЭКИП" в плане (в З-4 раза больше, чем на современных самолетах), позволяющей иметь большие значения подъемной силы.
- большой относительной толщины корпуса "ЭКИП".
- взлетно-посадочного устройства на воздушной подушке, обеспечивающей низкий и равномерный уровень нагрузок на корпус при взлете и посадке.
4. Безопасность полета
"ЭКИП" осуществляют взлет и посадку на скоростях в 2-2,5 раза меньше чем взлетно-посадочные скорости современных грузопассажирских самолетов (взлетные скорости "ЭКИП" взлетным весом 300 тонн не более 140 км/час, а посадочная не более 100 км/час).
При отказе всех силовых двигателей "ЭКИП" могут безаварийно сесть на аэродромы любой категории, земляные площадки и водные поверхности. В случае нештатных ситуаций на взлете "ЭКИП" могут произвести посадку с полностью заправленными баками при полной загрузке. Это достигается за счет:
- эффективного торможения при заходе на посадку благодаря большой площади в плане и больших углах атаки (до 40 градусов) за счет вихревой системы УПС.
- управляющих двигателей, обеспечивающих управление и стабилизацию аппарата совместно с аэродинамическими рулями (штатно при низких скоростях движения на взлетных и посадочных режимах, а также при возникновении внештатных ситуаций из-за неисправности аэродинамических рулей в крейсерском полете).
- эффективного тушения загоревшегося двигателя заполнением внутреннего двигательного отсека пожарогасящими смесями.
5. Комфортность для пассажиров
"ЭКИП" имеют внутренние полезные объемы в 6-7 раз больше полезных объемов самолетов равной грузоподъемности. Условия для пассажиров на аппаратах "ЭКИП" будут более комфортными.
Там не просто обдув крыла, а сдув пограничного слоя по всей поверхности летательного аппарата (который представляет из себя большое крыло) специальными вихревыми ячейками, что значительно повышает подъемную силу, уменьшает сопротивление (уходят потери на вихреобразование, летательный аппарат равномерно и безотрывно обтекается воздушными потоками), понижает взлетную и посадочную скорость до очень безопасных значений порядка 100 км/ч и ниже.
Так, один и планировавшихся вариантов назывался Л3-2 и имел следующие расчетные характеристики - взлетная масса 120 тонн, грузоподъемность 40 тонн (или 400 пассажиров), скорость 700 км/ч, дальность полета 7500 км при полной нагрузке и заправке 40 т топлива, два двигателя
Д-18Т (удельный расход топлива при крейсерской тяге 5 тонн - 0.625 кг/кгс*ч), расход топлива на пассажиро-километр - 11 грамм, длина разбега - до 500 метров, требования к качеству полосы минимальные.
Первый полёт радиоуправляемого демонстратора технологии состоялся в 1994 году, годом ранее началось госфинансирование проекта, правда средств выделялось недостаточно и проект развивался очень медленно. В 2001 году умер изобретатель ЭКИПа Лев Щукин и на этом всё закончилось.
Возможно, ЭКИПы, как и экранопланы - это тема будущего, пока что авиационная отрасль развивается очень консервативно, с минимальными отхождениями от проверенных десятилетиями схем.