Железные дороги
Линия Западный Кутай — Баликпапан, о. Калимантан, Индонезия
Проект, предусматривающий строительство железной дороги длиной 300 км со всей обслуживающей инфраструктурой, поставку 1,1 тыс. грузовых вагонов и 40 сдвоенных локомотивов, морского угольного терминала и угольной электростанции, реализуется силами «РЖД» и других российских компаний с 20 ноября 2015 года. Завершение строительства планируется в 2019 году. Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов.
[130][131] Линия Выходной — Лавна Октябрьской ж. д.
Железная дорога к новой части Мурманского порта (порту Лавна), находящейся на противоположном от центра города берегу Кольского залива строится с сентября 2014 года в рамках более крупного проекта
комплексного развития Мурманского транспортного узла. Линия пройдёт по трассе Выходной — мостовой переход через Тулому — станция Мурмаши-2 — станция Лавна длиной 46 км.
[132] Стоимость железной дороги с достаточно крупным мостом через Тулому составит 41,5 млрд рублей.
[133] Реконструкция железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань
Реконструкция
построенной ещё в годы войны части Байкало-Амурской магистрали на участке Оунэ-Высокогорная ведётся с 2008 г., что позволит поднять пропускную способность участка с 14 до 35,5 млн тонн в год. Суммарная стоимость 60 млрд руб. Входящий в рамки проекта крупный
новый Кузнецовский тоннель введён в эксплуатацию в 2012 г.
[134] Завершение проекта ожидается в 2017 г.
[135] Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею
К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло её совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеёй 1520 мм. Перешивка совмещена с ремонтом пути, а также заменой мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяжённостью 805 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд рублей.
[136] С 2003 г. по начало 2016 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею 591,5 км дороги или 73,4%.
[137] В 2015 году было реконструировано 35,7 км пути, в 2016-м работы запланированы на 26 км.Реализация проекта существенно снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком. Завершить перешивку главного пути железной дороги на Сахалине планируется к 2021 году.
Реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на Южном берегу Финского залива
Строительство ведётся с 2005 г. и призвано, в том числе, обеспечить достаточную пропускную способность железных дорог на подходах к порту Усть-Луга. Помимо строительства и реконструкции большого числа сооружений железнодорожной инфраструктуры, проект предусматривает реконструкцию 272 км путей и 419 км контактной сети, строительство 161,5 км вторых главных путей, а также расширение некоторых станций. Проект должен быть завершён к 2015 г. Стоимость проекта 132 млрд рубей
[138], из них на начало 2013 г. было вложено 64 млрд рублей
[139], а к 1 января 2015 года — 93,9 млрд рублей.
[140][141] Завершение работ ожидается к 2020 г.
Комплексная реконструкция участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла
Крупнейший проект, реализуемый на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах с 2007 г. призван существенно увеличить пропускную способность железных дорог на дальних подходах к портам черноморского побережья России. В рамках проекта только второго главного пути планируется уложить 642 км. Планируется также построить новую линию длиной 65 км — обход Краснодарского узла. К началу 2013 г. в проект уже вложено 39 млрд рублей, введено в строй 280 км вторых главных путей.
[142] Общий объем финансирования 113 млрд рублей
[143].
Комплексная реконструкция участка Разъезд 9 км — Юровский — Анапа — Темрюк — Кавказ
Участок включает в себя все железные дороги Таманского полуострова (основную линию 9 км — Юровский — Кавказ и ответвления к Анапе и Темрюку). Проект реконструкции со строительством 113 км вторых путей оценивался в 10 млрд рублей в ценах 2007 г.
[144] Реализуется с 2008 г. До конца 2014 г. в проект вложено примерно 14,2 млрд рублей в ценах соответствующих лет
[145][146][147]. На начало 2015 г. построено около 53,7 км (48 %) вторых главных путей
[148][149]. В 2016 году будут введены в эксплуатацию следующие участки: Юровский – Красная Стрела протяженностью 18,9 км , Красная Стрела – Старотитаровка протяженностью 11,26 км , Старотитаровка – Вышестеблиевская протяженностью 10,0 км .
Развитие инфраструктуры участка Тобольск — Сургут — Коротчаево
Крупнейший проект, реализуемый в Западной Сибири (Уральский федеральный округ). Существующая линия не была рассчитана на современный и перспективный объем грузов.
[150] Общий объем инвестиций в проект — не менее 41 млрд рублей, из них 31 млрд выделяет «НОВАТЭК» в счёт предоплаты будущих перевозок с Пуровского завода по переработке газового конденсата
[151]. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 16 млрд рублей
[152]. Линия является восточным подходом к планируемой железной дороге Надым-Салехард (Северный широтный ход) и в перспективе может принять на себя часть транзитных грузов между Восточной Сибирью и Европейской частью страны, особенно портами Северо-Запада и строящимся портом Сабетта (см. раздел «Морские порты»). Проект предусматривает строительство 392,34 км главных и станционных путей. За период с 2007 по 2014 годы по проекту выполнено работ на сумму 27,2 млрд руб. Построено и введено в эксплуатацию 217,7 км путей, в том числе 142,6 км — главных на 15 перегонах и 4 разъездах. 27 августа 2015 года после завершения строительных и пусконаладочных работ на перегоне Аремзянка — Ингаир было открыто сквозное движение поездов по двухпутному участку протяженностью 180 км между станциями Тобольск и Демьянка. С вводом в эксплуатацию вторых путей на данном участке завершился первый этап проекта.
[153]. Объем инвестиций на 2015 год — 10,4 млрд руб.До 2018 года будет завершена реконструкция станций Тобольск и Демьянка. С учетом проведенных мероприятий пропускная способность направления Тобольск – Сургут – Коротчаево будет увеличена до 66 пар поездов в сутки, а объем перевозок – до 40 млн тонн. Завершение проекта ожидается в 2017 г
[154] Развитие инфраструктуры участка Междуреченск — Тайшет
Проект увеличения пропускной способности едва не заброшенной в 1990-х гг. магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 г. со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд рублей. До 2014 года планировалось вложить ещё почти 10 млрд рублей
[155], хотя по другим сведениям только к лету 2013 года и только в строительство новых тоннелей на участке было вложено 25 млрд рублей.
[156] Общая стоимость проекта в результате к моменту планируемого завершения в 2019 году должна достичь 42,9 млрд рублей.
[157]. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 13 млрд рублей
[158]. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 млрд рублей
[159] и протяжённостью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае (расположен в 59 м от старого Манского тоннеля, построенного в 1961—1963 гг.).
[160] Комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск
Глобальная реконструкция и электрификация построенной в 1901 г.
Кайдаловской ветви, соединяющей Транссиб с Китаем в Забайкалье ведётся с 2004 года. Предусматривает, в частности, строительство вторых путей и полную электрификацию участка. Несколько этапов работ по проекту в настоящее время
уже выполнены. полную электрификацию линии планируется завершить в первой половине 2017 года
[161] и в целом завершить проект также в 2017 году. Общий объем инвестиций с 2007 по 2012 год достиг 35,3 млрд рублей
[162], ещё 13 млрд рублей было вложено
[163] в 2004…2007 гг. В 2013…2017 гг. в реконструкцию участка предусматривалось вложить ещё 16,3 млрд рублей.
Комплексная реконструкция участка Трубная — В. Баскунчак — Аксарайская (строительство второго главного пути)
Проект предусматривает строительство 127 км вторых путей с соответствующей инфраструктурой на первом этапе и электрификацию всего участка длиной 365 км на втором этапе. Целью является увеличение пропускной способности международного транспортного коридора «Север-Юг», частью которого является данный участок. Проект реализуется с 2008 г.
[164] и должен был быть завершён в 2015 г. Стоимость проекта 12 млрд рублей
[165]. В рамках проекта планируется произвести реконструкцию пункта технического обслуживания локомотивов на станции Аксарайская-2 (2014—2016 годы); строительство моста через реку Ахтуба на 1485 км участка Аксарайская — Трусово (2017-2018гг); строительство вторых путей с реконструкцией прилегающих станцией на перегоне Пологое Займище — Владимировка Приволжской железной дороги (2017-2020гг); электрификацию и электроснабжение планируется осуществлять после 2020 года.
[166] Реконструкция Малого кольца МЖД, 2014
Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги
Проект организации пассажирского движения на введённом в строй в 1908 г.
Малом кольце Московской железной дороги (МКМЖД), включает, помимо собственно реконструкции железнодорожной инфраструктуры и строительства пересадочных узлов, также строительство связанной с ними коммерческой недвижимости. Общий объем инвестиционной программы проекта в 2011…2020 гг. составляет 441 млрд рублей, из них
- реконструкция железнодорожной инфраструктуры — 42 млрд рублей;
- проектно-изыскательские работы — 5 млрд рублей;
- строительство моторвагонного депо и закупка электропоездов — 9 млрд рублей;
- строительство остановочных пунктов — 16 млрд рублей;
- строительство транспортно пересадочных узлов — 30 млрд рублей;
- строительство коммерческой недвижимости — 338 млрд рублей.[167]
Основные работы по реконструкции дороги начались в 2013 г. и должны быть завершены в сентябре 2016 года. К июню 2015 года общий объём инвестиций в проект строительства пассажирской линии составил более 212 млрд рублей.
Кольцевая линия будет введена в строй как часть Московского метрополитена и будет обозначаться на схеме номером 14 и бордовым цветом.
[168]В 2016 году это крупнейший транспортный проект в России. Пересадка с поезда МКЖД на метро и обратно будет бесплатной. К началу 2016 года уже готовы 20 станций.
[169] Линия пройдёт в зоне проживания 1,5 миллиона москвичей и станет новым полноценным пересадочным контуром, что позволит частично разгрузить Кольцевую линию и центральные пересадки, таким образом существенно улучшив транспортную ситуацию в
Москве.
Станция в районе разъезда 9 км
Станция в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги, Краснодарский край
В связи с неуклонным ростом загрузки черноморских портов и периодической невозможностью их работы по погодным условиям, грандиозную накопительную станцию с двумя транзитными парками было решено возвести в 48 километрах от Новороссийска в районе г. Крымск, там, где разделяются транспортные потоки к различным портам Черноморского побережья. Первая очередь транзитного парка была построена в 2008 г. Вторая и третья очередь станции строятся с февраля 2012 г. Летом 2012 г. техника, работавшая на строительстве, участвовала в спасении пострадавших во время катастрофического наводнения в Крымске и срочном устранении его последствий. Строящаяся станция тоже пострадала от наводнения на 35 млн рублей. Площадь станции — 500 га, суммарная протяжённость железнодорожного полотна новой станции 86 км, предусмотрено строительство 240 стрелочных переводов, 700 опор контактной сети, станционных зданий и сооружений, а также железнодорожных мостов и автодорожных путепроводов. Проект является частью комплексного проекта
«Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла». Вторая очередь введена в строй в конце 2012 г., а на август 2014 года станция была уже готова к сдаче заказчику. Стоимость только второй и третьей очередей проекта составляет 11 млрд рублей.
[170] Железнодорожные подходы к Керченскому мосту
См.
Мост через Керченский пролив.
Строительство железных дорог в Сербии
В январе 2013 года
Сербии был предоставлен российский государственный экспортный кредит на $800 млн, предназначенный для модернизации Сербских железных дорог при участии российских компаний (при этом общая стоимость проектов развития инфраструктуры — около $940 млн).
В июне 2015 года российская компания «РЖД Интернешнл» завершила первый этап строительства второго железнодорожного пути на участке Панчевский мост — Панчево Главный железной дороги Белград — Панчево. Введено в строй около 8 км нового пути и 37 новых стрелочных переводов.
[171] Реконструкция и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины
С 2015 года Россия начала реконструкцию и строительство новых железнодорожных путей в южном направлении в обход территории
Украины — стоимость проекта составит более 55 млрд руб. Речь идёт о линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в Ростовской области (в стратегии развития РЖД до 2020 года стоимость этого проекта оценивается в 56,6 млрд рублей. На настоящий момент (2014 год) поезда на ряде маршрутов из центральной России на юг дважды пересекают границу России с Украиной (точнее — границу России с частью территории
ЛНР, подконтрольной Украине).
[172] [173]