Цитата: krizis2003 от 04.10.2013 21:30:38
Самая первая ссылка не работает.
По мим данным скандинавских стрел там нет вообще.
Там нужно зарегистрироваться, и тогда вы получите доступ к работам Пушкиной.
Рекомендую именно ее, т.к. ее работы крайние, и вобрали в себя информацию добытую ранними исследователями.
Вот кусочек ее работы по "металловедению".
"Несмотря на все единообразие технологических характеристик железообработки у славян, можно говорить о предпочтительных приемах в изготовлении предметов на различных территориях. Так, в западнославянских землях (Моравия, Словакия) техника цементации рабочих частей и наварки стального лезвия была господствующей уже в VІІ-VIIІ вв., благодаря контактам с высокоразвитыми в ремесленном отношении областями бывших дунайских провинций Римской империи [Pleiner, 1967. S. 93-138]. На территории, занятой славянами между Вислой и Одером (Польша), наварная технология начинает распространятся с VI в., а примерно с ІХ-Х вв. становится ведущей [Piaskovski, 1974. S. 84-88].
В восточнославянской железообработке на памятниках VІ-VІІ вв. преобладали простые способы производства: целиком из железа и стали. Цементация поковок и конструктивно сложные изделия с наварными стальными лезвиями использовались редко и не являлись характерными. Лишь в самом конце I тысячелетия наблюдается подъем в технике восточнославянского кузнечества: увеличение количества изделий с наварным стальным лезвием [Вознесенская, 1978. С. 61-64]. С XII в. наварка становится ведущей технологией городских ремесленников Древней Руси [Терехова, Розанова, Завьялов, Толмачева, 1997].
Славянская производственная традиция в Гнёздове проявляется в виде цельножелезных и цельностальных предметов, в использовании приемов цементации и технологии наварки. Изделия, выполненные в названных технологиях, составляют 42, 2% среди исследованной качественной продукции. В круг славянской кузнечной традиции по обработке черного металла можно включить значительную и разнообразную часть исследованных предметов, в том числе ножи, кресала, ножницы, резцы, боевые и рабочие топоры. Большинство этих предметов имеет широкие аналогии на древнерусских памятниках не только по своим формам, но и по способу изготовления.
Для скандинавской производственной традиции характерны сварка из трех и пяти полос, а также вварка. Эти технологии известны по материалам различных памятников VІІІ-ХІ вв. [McDonnell, 1984; Tomtlund, 1973; Arrhenius, 1989а; 1989б]. В Гнёздове наиболее употребима была трехполосная сварка, особенно на ножах (51 экземпляр из 69 исследованных металлографически). Для ножей этой технологической группы существует довольно жесткая зависимость формы, материала и технологии. На памятнике преобладают ножи (около 67% из определимых), относящиеся к так называемой IV группе типологии Р. С. Минасяна (рис. 1, 2). Ножи этой группы наиболее характерны для памятников лесной полосы Восточной Европы, где отмечено присутствие различных элементов скандинавской культуры [Минасян, 1980. С. 72-74; Пушкина Розанова, 1992. С. 204-205]. Ножи этих форм были распространены во второй половине I - начале II тысячелетия в Скандинавии [Минасян, 1980. С. 13]. В Бирке, например, они соответствуют наиболее представительной группе ножей - группе А, относящейся к ІХ-Х вв. [Arrhenius, 1989а. S. 80-83].
Имеющиеся многочисленные аналитические данные указывают на определенное своеобразие в технологии производства таких ножей, а именно - изготовление клинков в схеме сварки трех или пяти полос и вварки полос, идущих по всей длине клинка: двух железных и между ними стальной, выходящей на лезвие (на поперечном разрезе железо располагается по краям, сталь - в середине). При этом употребляется железо особого свойства: фосфористое с высокой твердостью (показатели микротвердости феррита равны показателям качественной высокоуглеродистой стали). Большая часть рассмотренных в коллекции Гнёздова ножей имеет именно такой «классический» вид. Заметим, что аналогичной формы ножи Бирки так же имеют трехслойную структуру, а в ряде случаев изготовлены с использованием технология вварки стальной полосы. Причем исследователи отмечают высокое содержание фосфора в железе этих предметов. В тоже время оказалось, что в Гнёздове в рамках этой же технологии изготовлено несколько ножей, морфологически связанных с формами, известными по материалам длинных курганов или позднетушемлинских памятников (группа I типологии Р. С. Минасяна), или с формами, известными на славянских памятниках более южных территорий (группа II типологии Р. С. Минасяна) (рис. 1, 1, 3). Эти формы ножей в Гнёздове есть, но они не являются характерными.
Как показало микроскопическое исследование, при изготовлении ножей этих типологических групп не было четкого подбора поделочного материала: вместо боковых высокотвердых железных полос используются обе стальные или одна полоса железная, другая - стальная, либо боковые полосы оказываются выполненными из обычного или мягкого железа. Отличаются изделия и невысоким качеством исполнения. Представляется, что перед нами попытки местных мастеров скопировать изделия по увиденным образцам. Однако основной производственный секрет - использование фосфористого железа - ими понят не был.
Кроме бытовых ножей, целенаправленное использование фосфористого высокотвердого железа в гнёздове кой коллекции прослеживается на боевом ноже-скрамасаксе и двух ланцетовидных наконечниках копий, перо которых выполнено в технике сварочного дамаска. Это наблюдение позволяет сделать вывод о том, что истоки формирования столь сложных и эффектных технологий были одни и те же. Нужны были опыт и творческий подход не одного поколения мастеров для того, чтобы технология состоялась как явление.
Особо хотелось бы остановиться на одном из этих двух наконечников. Копье имело еще одну примечательную особенность: на конце втулки закреплено железное кольцо-обойма, стягивающее ее края. Как показало микроскопическое исследование, кольцо припаяно к втулке, но с внешней стороны следы припоя не видны. Спектральный анализ показал, что в качестве припоя использован многокомпонентный сплав на медной основе Сu - Zn - Sn - Pb, т. е. латунь (химический состав: Сu - основа, Sn - 1, 2%, Pb - 10, 0%, Zn - 6, 0%, Ag - 0, 2%, As - 0, 04%, Fe ≥ 10, 0%, Ni - 0, 009%, Со - 0, 006%). Оценивая процентное соотношение различных сплавов в ювелирном производстве Гнёздова, Итак, в рамках скандинавской традиции в железообработке Гнёздова могут быть рассмотрены все бытовые ножи, выполненные в трех-, пятислойной технологии и вварки стального лезвия, боевой нож с трехслойным клинком, наконечники копий, выполненные в технике сварочного дамаска (тип E по классификации Я.. Петерсена). Многие из этих предметов попали в Гнёздово вместе со своими владельцами-скандинавами или в результате торговых операций. Так, например, дамаскированные наконечники копий этого типа преобладают среди находок Бирки и довольно широко известны на памятниках Балтии, где рассматриваются в качестве скандинавского импорта [Thålin-Bergman, 1986. S. 16-17. Taf. 3; Selirand, 1975. S. 176-177]. Часть гнёздовских находок, несомненно, изготовлена в местных мастерских. Может быть, при этом использовался привозной металл, поступавший сюда в виде трехслойного полуфабриката. В пользу такого предположения свидетельствуют находка заготовки ножа, выполненная в технологии трехслойного пакета, и выявленная трехслойная структура на черенках ножей, полностью повторяющая структуру клинков. На это же может указывать и то, что в нескольких случаях в технике трехслойного пакета оказались выполнены предметы, обычно не требующие подобной сложной технологии - два наконечника стрел, гарпун, ножницы, топор, косы (см. табл. 1). Один из наконечников стрел, выполненный в технологии трехслойного пакета, представляет собой пример ланцетовидных скандинавских наконечников, составляющих около 29% среди гнёздовских находок (тип 62 по классификации А. Ф. Медведева). Эта находка дополняется находкой на поселении дефектной заготовки стрелы того же типа [Каинов, 1999. С. 61. Рис. 6].
На протяжении всего X в. скандинавская традиция в сфере железообрабатывающего ремесла Гнёздова была доминирующей. Изготовленные в скандинавской производственной традиции изделия составляют около 57, 8 % от общего числа качественной продукции и по уровню технологических решений соответствуют продукции, выпускаемой специализированными высокоорганизованными мастерскими ремесленно-торговых центров Северной Европы.
Таким образом, этническая неоднородность постоянного населения Гнёздова нашла свое отражение не только в погребальной обрядности или наборе выразительных деталей этнографического костюма, но и в технологических традициях железообрабатывающего и кузнечного ремесла - одного из основных в эпоху возникновения древнерусского города."
Примерно так.