Цитата: Странник от 22.04.2017 21:12:59Поди ж ты, вы выпускник раньше, чем меня зачали.
Это ж ваше поколение просрало СССР
Я думал, что такие либо вымерли либо на грани деградации...
..
Мое вам с кисточкой - Вы (заметили, что слово вы я здесь написал с большой буквы, что для меня не характерно?) уникальный экземпляр, я Вас в пример буду сыновьям приводить.
Как анахронизм, способный выбитсья из общей струи.
То ли действительно имеющий собственное мнение, то ли попавший в струю тех, кто ломает кем-то запланированное.
Кто ломает ход истории.
Как тот имя которого не хочу произносить в суе.
Хотя впрочем, он скорее из моего поколения, просто молод не по годам, запоздалый ))
Но наш.
Держите - мы еще не все сделали...
Зы. И да, по теме... изучение марийского языка, как и любого другого - в долгосрочной перспективе точно такое же, как и у любого другого - определяется его экономической целесообразностью. Будут физики-ядерщики разговаривать на языке марий-эл - весь мир будет его изучать. Иначе - остаются только два языка - русский и английский ))
Хотите поспорить? - не надо... просто взгляните на клавиатуру...
))
Рожденные в 46-47-ом — это мое, самое первое послевоенное поколение. Я бы добавил к нему еще 48-49 и даже 50 г.р.. За моим одним выпускным шли уже два 9-х класса и два 8-х уже предельно большого размера.
Что еще характерно для того поколения: на полях боев остались от половины до двух третей призванных на Великую Отечественную, но в деревне бездетных женщин не было. Отцы этих детей матерей-одиночек были известны всем — как в песне: "от людей на деревне не спрятаться".
Когда это был фронтовик, то иногда две женщины были просто дружны, иногда же колхозному бригадиру было нельзя забывать, что этим двоим наряд на одну работу давать нельзя. Эти дети были волной уже 49-50 гг. и даже попозже, и наряду с фронтовиками в отцах были и еще безусые юнцы...
Вы, должно полагать, один из вознесшихся к небесам столпов нынешней России, кто из своих поднебесных высот взирает грозным судьей на ничтожное послевоенное поколение. Мне как-то боязно даже глаза на Вас поднимать... Вы бы поделились своими достижениями с самых пеленок... а то ведь мы ненароком уйдем, не успев узнать, чему лично Вам обязаны и не успев Вам лично в пояс поклониться.
Я вырос в горномарийской семье в горномарийской деревне, и для меня горномарийский — это язык деда с бабушкой, язык родителей, язык моего детства, язык моей улицы и моего колхоза, не менее богатый, чем русский, на котором с 5-го класса были учебники математики, ботаники, потом химии и физики. Из выпускников моей школы традиционно в вузы поступало около 40%, и так оно и сегодня, несколько лет тому назад МФТИ окончил уже внук моей одноклассницы.
После вузов их раскидало по всей стране (ездил повидаться с одноклассниками и в башкирские Туймазы, и мордовский Краснослободск и много куда), по причудам тогдашней системы распределения особенно много попадало в Коми АССР. Для моей и окрестных деревень центрами трудоустройства были Чебоксары с Новочебоксарском.
Для меня тот маленький уголок страны как был особым, так и остался. В нем не просто поля, а все со своими названиями, те, на которых я крутил штурвал С4-М (это был последний советский комбайн без гидроусилителя, и подростку приходилось напрягаться изо всех сил). Не просто овраги — по ним шли тропки в школу, и по этим тропкам срезал, когда по непогоде на велике было не проехать. И даже запах навоза с тех полей был и остается родным.
Конечно же, на горномарийском языке, на котором сегодня говорят не более 35 тысяч, учебники ядерной физики писать не будут. В начале 50-х это было около 55 тыс. В мои 50-е наш райцентр Козьмодемьянск был преимущественно русскоязычным городком с населением 6-7 тыс. Языком улицы и торговли был русский. В 60-е в нем построили два завода, город вырос до 25 тыс, и на улице заговорили по-марийски, сегодня в нем язык улицы снова русский, хотя на вопрос на марийском откликнется практически всякий. Кстати, с одного из заводов сегодня в Самару и в Москву, в основном к Лавочкину, идут фуры с комплектующими для аэрокосмической связи — раньше эти комплектующие делали только в Сумской области.
Когда-то горномарийский станет языком деревни, но деревни живы и будут жить.
И не в вижу в Вас права решать, нужны ли этой маленькой народности свой язык, своя история, своя литература, своя поэзия. своя музыка. Отречься от него — записаться в манкурты.
Образование на марийском языке началось только во второй половине 19-го века, письменная литература на нем вовсе на рубеже 20-го века. Но изустная память народная глубины невообразимой. И народное песенное творчество как изумляло, так изумляет и сегодня.
Вот только что в школах района прошел Урок Национального Героя. У горномарийцев это сотник Акпарс, присоединивший правобережье Волги к Руси еще до взятия Казани. И местные Герои Советского Союза.
И даже создатели колхозов и герои труда, память о которых жива — как бы это не корежило сознание Вашего экономически рационального поколения охранителей холодильников. Это все живая история народа, который хранит в себе чувство принадлежности к земле предков. И еще дань тому, что уважение к человеку по его труду, а не по тому, что прилипло к его рукам, все еще коренное у деревенского люда.
Отредактировано: Dobryаk - 23 апр 2017 13:53:15
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола