Феникс.
Вы внимательно читали то, на что давали ссылку?
еще раз читаем: "Докладываю на Ваше рассмотрение
соображения об основах стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 годы 1 \237\"
Я выделил нужное слово.
Соображения безусловно были. Я больше скажу - были и сами планы. Но, увы, в виде проектов. Поэтому сии планы были до личного и командного состава не доведены. И результаты этого очень сильно повлияли на ход боевых действий в начале войны. Для того чтоб проиллюстрировать, представим следующую картину:
Представим, что мы с вами, командир и начштаба предвоенной дивизии. Наша дивизия расквартирована рядом с городом Энск и имеет штатное количество личного состава определенное нормами мирного времени. Нам нужно быть готовым к ведению боевых действий - это наша прямая и главная задача.
Мы должны четко определиться со следующим:
1. Где конкретно мы обязаны расположить вверенные нашему командованию подразделения в случае объявления боевой тревоги.
2. За какое время мы развернем наши подразделения на порученном нам участке.
3. Какие дивизии у нас будут на флангах. Каким образом мы будем взаимодействовать с ними.
Вроде все просто. Начертим на карте участки и отправим наших солдат их занимать. Тем более эти позиции определены для нас "соображениями" верховного главнокомандования и, допустим, нам нужно сосредоточиться и оборудовать позиции между деревнями Верхнепуповка и Нижнесапоговка. И тут начинается:
1. Сколько конкретно у нас имеется личного состава по нормам мирного времени? Сколько нужно времени на доведение количества личного состава до норм военного? Где конкретно и сколько мы получим новобранцев? Где их вооружать и обмундировывать? Где проводить обучение и боевое слаживание?
2. Сколько и в каком состоянии у нас имеется техники по нормам мирного времени? Сколько и откуда мы должны получить дополнительной техники для доведения до норм военного времени? Где будут располагаться склады ГСМ? Где будут находиться ремонтные мастерские? Где и сколько нам нужно реквизировать гужевого транспорта? Где и сколько мы можем реквизировать фуража для него? Где и сколько мы должны получить продовольствия для личного состава с учетом мобилизуемого?
3. Сколько вооружения и военной техники находится в расположении дивизии? В каком она состоянии? Сколько времени понадобится на приведение ее в соответствие с нормами военного времени? Где и в каком состоянии находятся склады боеприпасов? Сколько времени необходимо на получение боеприпасов? Сколько времени необходимо на снаряжение боеприпасами вооружения? (А это значит, что нужно вскрыть ящики с патронами и снарядами, снять с боеприпасов смазку долговременного хранения, снарядить обоймы и магазины.)
4. В каком состоянии дороги к месту сосредоточения? В каком состоянии мосты? Какова их грузоподъемность? Каков будет порядок следования подразделений?
5. Какое предполагаемое воздействие на наши действия будет оказывать противник? Каким образом мы будем нейтрализовывать это воздействие?
Как вы догадываетесь, я перечислил не все что нам необходимо учесть в наших планах развертывания. Думаю, вы догадываетесь, что мы должны согласовать наши планы с вышестоящим командованием для того, чтоб мы не совались реквизировать нам необходимое там, где уже прошлись товарищи из соседней дивизии. Думаю, вам понятно, что нам необходимо довести до нижестоящего командного состава их действия.
Ка вы думаете - это много работы или не очень?
Но это и есть мобилизационные планы. И именно они и отсутствовали в нужном качестве. И именно из-за этого, нападение немцев сопровождалось у нас дикой неразберихой. Понятно о чем я говорю?
Предполье, которое вы описали - это предполье необходимое в то время когда боевые действия УЖЕ ведутся. И, кстати, никаких укреплений в предполье не находится. Только скрытые посты наблюдения и оповещения, замаскированные минные поля и им подобное. Укреплений там нет потому, чтоб они не были обнаружены противником и не нейтрализованы в самом начале вражеского наступления.
Я же говорю о предполье, которое готовится как стратегический компонент.
Эта полоса в 100 - 200 километров от границы и необходима она для того, чтоб мы (см. первую часть моего поста) успели сосредоточить и развернуть нашу дивизию на вверенном участке.
И она также оборудуется заранее. И в то время когда противник будет ее проходить, мы будем ему активно противодействовать. Мы будем уничтожать мосты таким образом, чтоб его атакующие подразделения разъединялись реками. Мы будем уничтожать его разведывательные группы. Мы будем бомбить его колонны до того как они войдут во взаимодействия с нашими войсками. Отслеживая продвижение его колонн, мы сможем определить те направления, где будут наноситься главные удары и подготовить соответствующие резервы на угрожаемых участках. В этой местности отсутствуют склады ГСМ и военного имущества. Все необходимое противнику придется тащить с собой в условиях когда мы будем наносить по его колоннам снабжения удары как авиации, так и диверсионных групп. А для этого и наша авиация и наши диверсанты будут заранее подготовлены. Вражеской же авиации придется пролетать дополнительное расстояние, на котором она будет перехватываться нашими истребителями. Будет расходоваться ресурс самолетов, будут больше уставать пилоты, будет больше времени на обнаружение подлетающих бомбардировщиков и приведение зениток в боевое положение именно там где нужно.
И так далее...
А главное, мы получим ВРЕМЯ. Время на мобилизацию. И именно этого времени нашим войскам и не хватало в июне 41-го!
Я уже упоминал про 22-ю танковую дивизию, которая была расквартирована в Южном городке в Бресте. Она располагалась в двух с половиной километрах от границы, в пределах прямой видимости с вражеской территории. На ровном открытом месте. По "соображениям" ей нужно было выдвигаться в район Жабинки. Это в нескольких километрах восточнее Бреста. Но с первых же минут она подверглась настолько интенсивному обстрелу, что были потеряны практически все боеприпасы, практически все топливо, практически весь автотранспорт. Большая часть танков и артиллерии. В район Жабинки, к часу дня 22-го июня прибыли остатки дивизии, практически без боеприпасов, топлива, с деморализованным личным составом, с большим количеством раненных. То есть в первый же день, практически не нанеся урона врагу была потеряна целая танковая дивизия.
Если бы было предполье, ее плановое сосредоточение и развертывание произошло бы в штатном порядке и эффект от нее был бы выше. Наши солдаты показывали в те дни чудеса мужества и героизма, но этим невозможно было переломить ошибки и просчеты главнокомандования, невозможно было переломить негативный эффект от безалаберности, неграмотности и неорганизованности.
Здесь часто уже упоминалось о том, что немецкая армия того времени была лучшей в мире. Она была сильна не техникой как таковой - немецкие танки и самолеты имели массу недостатков. Но она была сильна великолепным владением этой техникой. Она была сильна не супермужеством немецких солдат - наши в мужестве немцам ничуть не уступали. Но она была сильна организованностью и четким выполнением немцами поручаемых им боевых задач. Грамотным владением своим оружием. Знанием и применением тактических приемов. Четким планированием, как оперативных так и стратегических задач.
И везением. Порой мистическим везением. Так, во время атаки на Лугу (а это, если кому не известно, населенный пункт, занятие которого, позволило немцам блокировать Ленинград) немецкое атакующее подразделение, столкнувшись с упорным сопротивлением наших, стало отходить. Но шальной пулей был убит наш командир и отходить начали наши. И немцы заняли стратегический пункт и, в итоге, смогли замкнуть кольцо блокады.
Так что не так все просто. И слова: "Как только будет вскрыта могила Тамерлана - разразится самая ужасная из всех войн" - приходится, подчас, воспринимать буквально.
Отредактировано: Bugi - 16 дек 2011 09:01:29
Лишь старый тролль ползёт всё выше в гору,
Чтобы до солнышка
дотронуться
рукой...
_________________________________________________
бугиаарточкару