Цитата: footuh от 28.07.2016 19:37:57В качестве иллюстраци - Дмитрий Быков (по папе Зильбертруд, по маме - действительно - Быков) СЭИ - Дюм - Дама Чаш и Духовенства.
Понимаю своих врагов. Им и вправду со мною плохо.
Как отчетлива их шагов неизменная подоплека!
Я не вписываюсь в ряды, выпадая из парадигмы
Даже тех страны и среды, что на свет меня породили,
И в руках моих мастерок — что в ряду овощном фиалка.
Полк, в котором такой стрелок, неизбежно терпит фиаско.
Гвозди гнутся под молотком, дно кастрюли покрыла копоть,
Ни по пахоте босиком, ни в строю сапогом протопать.
Одиночество — тяжкий грех. Мне чужой ненавистен запах.
Я люблю себя больше всех высших принципов, вместе взятых.
Это только малая часть. Общий перечень был бы долог.
Хватит названного — подпасть под понятье "полный подонок".
Я и сам до всего допер. Понимаю сержанта Шмыгу,
Что смотрел на меня в упор и читал меня, будто книгу:
Пряжка тусклая на ремне, на штанах пузыри и пятна —
Все противно ему во мне! Боже, как это мне понятно!
Понимаю сержантский гнев, понимаю сверстников в школе —
Но взываю, осатанев: хоть меня бы кто понял, что ли!
Человек — невеликий чин. Положенье мое убого.
У меня не меньше причин быть скотиной, чем у любого.
Кошка, видя собственный хвост, полагает, что все хвостаты,
Но не так-то я, видно, прост, как просты мои супостаты.
Оттого-то моей спине нет пощады со дня рожденья,
И не знать состраданья мне, и не выпросить снисхожденья,
Но и гордости не заткнуть. Выше голову! Гей, ромале!
Я не Шмыга какой-нибудь, чтобы все меня понимали.
По-моему - прекрасно.
На ум сразу приходят стихи классика
:
"Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: "Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?"
И услышала в ответ:
"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее".
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла."
Попробую разобрать вышеприведенное стихотворение Быкова по основным параметрам, присущим поэтическим произведениям, как мне это представляется. ИМХО стихи несут в себе некие "зёрна", которые при прочтении порождает в человеке следующие вещи:
1. обращенная к разуму человека смысловая составляющая, которая определяет объективную ценность описываемых в произведении вещей, подразделяя их на полезные и неполезные;
2. также в сознании рождаются образы, которые можно разделить на добрые - жизнеутверждающие, несущие радость и злые - разрушительные, несущие уныние;
3. в подсознательной, чувственной области стихи обращены либо к возвышенным, вечным чувствам, либо к приземленным, сиюминутным эмоциям и желаниям;
4. ритмика стихотворения, вызывающая состояние возбуждения или, наоборот, - успокоения.
Основную смысловую нагрузку несут следующие строки, которые возвышают выше всего полезность чувства собственной исключительности и любви к самому себе и принижают человеческие качества до уровня "убого":
"
Понимаю своих врагов. Им и вправду со мною плохо.
Как отчетлива их шагов неизменная подоплека!
Я не вписываюсь в ряды, выпадая из парадигмы
Даже тех страны и среды, что на свет меня породили..."
"Я люблю себя больше всех высших принципов, вместе взятых.
Это только малая часть. Общий перечень был бы долог.
Хватит названного — подпасть под понятье "полный подонок"."
Человек — невеликий чин. Положенье мое убого.
У меня не меньше причин быть скотиной, чем у любого."
Далее по образной части: стихотворение безусловно талантливое и насыщено яркими образами, унылый характер которых очевиден, если вдумчиво вчитаться в следующие строки:
"
И в руках моих мастерок — что в ряду овощном фиалка.
Полк, в котором такой стрелок, неизбежно терпит фиаско.
Гвозди гнутся под молотком, дно кастрюли покрыла копоть,
Ни по пахоте босиком, ни в строю сапогом протопать."
"
Пряжка тусклая на ремне, на штанах пузыри и пятна —
Все противно ему во мне! Боже, как это мне понятно!"
По третьей - чувственной части тоже все ясно: о возвышенных чувствах автор здесь упоминает только с отрицательной частицей "не", если конечно не считать возвышенным чувством гордость и любовь к себе любимому
, за них ответственны следующие строки:
"
Одиночество — тяжкий грех. Мне чужой ненавистен запах."
"Понимаю сержантский гнев, понимаю сверстников в школе —
Но взываю, осатанев: хоть меня бы кто понял, что ли!
"Оттого-то моей спине нет пощады со дня рожденьяИ не знать состраданья мне, и не выпросить снисхожденья,
Но и гордости не заткнуть. Выше голову! Гей, ромале!"Ну и по последнему пункту - ритмика у данного произведения довольно агрессивная, вызывающая в человеке состояние возбуждения.
https://telegram.me/pesneslov/