Пока тишина, помучаю вас еще немножко предками))
Скрытый текст
Все что касается крепостного права приобрело для меня совсем другие оттенки. Главным удивлением было то, что к 61 году основной помещик владевший 2/3 крестьян было государство. Остальные земли и владения были как я прочитала этому же государству и заложены. То есть по факту помещиков практически не было. Вроде как я тоже все это и знала, но когда видишь что из 15 томов сказки - 10 томов это гос.крестьяне, и когда из 8 прадедов 1 помещичий, 5 гос крестьяне и еще 2 под вопросом но скорее всего гос, то масштаб разорения помещиков становится очевиден.
Период наступивший после 61, а особенности после 83 года (именно в 83 году было разрешено крестьянам свободно передвигаться, а совсем не в 61 году) это черные дыры в генеалогии. Отлаженный со времен Петра учет крестьян и всех граждан страны, был разрушен. До этого крестьяне попадали в минимум три отчетности - метрики, исповедные ведомости и ревизские сказки ( Прикольно, что первые две выдавали церкви - хорошо их к делу пристроили). После 61 года остались только метрики, ну и частично исповедки до начала 80-х.
Только в 97 году провели перепись , то есть 37 лет никто никого не считал. Так как последняя сказка 60 года.
Эти дырки преодолевать сложно, так как ко всему прочему народ стал именно в эти годы активно перемещаться. Питер работал мощнейшим пылесом тянувшим крестьян из деревни.
Все мои прадеды нарисовались в Питере в период с 85 по 1906 год. И все деды у меня родились уже здесь.
И вот я представила эту картину. Люди веками не покидали своего места ( у нас уже откопаны предки сидевшие в одном месте 200 лет( минимум) ), ходили в один приход, брали жен из соседних деревень, знали свою и соседнюю деревню по именам, веками делали приблизительно одну работу. И вот мощный ураган поднимает их с мест и несет в город. Где всё и все чужие, где надо делать не то что привык, где мрачно и тесно. Крестьяне старались сохранить общину и селились по принципу землячества, точно также как и гастрабайтеры сейчас, но все равно это было не то, что деревня. Говоря современным языком огромная масса людей находилась в стрессе и фрустрации. На мой взгляд не закончиться революцией это все просто не могло.
Это мощнейшее переселение в Питер еще 100 ЛЕТ аукалось нам коммуналками.
Глубину перелома, который начался в 80 е годы осознать сложно, но мне кажется во многом это аналог наших 90х в чем то чуть лучше, так как государство вроде как не менялось, но во многом хуже так как двухсотлетний разломанный уклад, это вам не шутки. Порвалась цепь великая…
Когда читаешь метрики , переписи, то просто видно как всех тогда корежило и колбасило, появлялись и исчезали какие то общества, по переписи люди приписаны в одном месте, живут в другом, массово уезжали мужчины, женщины засиживались в девках, ну и потом отчаявшись завести семью, тоже уезжали в города, где процент незаконнорожденных был где то 30-40 процентов, а в деревнях от силы 2-5 %.
И если мы вернемся к нашим баранам, и поймем, что была в дугу согнута основная российская квадра, то истоки революции для меня ясны.
Можно ли было по другому? Наврят ли. Инерционно очень крестьянство. Затягивали то с отменой права, я думаю, потому что прекрасно понимали, что будет, ну а потом уже как в омут. По русски, эх была не была.
Ну вот такие мысли у меня родились