Разрушение башен ВТЦ оказалось сюрпризом для строительных инженеров. „До 11 сентября“, писал журнал
New Civil Engineer, „мы совершенно искренне не могли предположить, что строение такого масштаба может постигнуть подобная судьба“.
[35] Несмотря на то, что повреждения от ударов самолетов были весьма серьезны, они затронули всего несколько этажей каждого здания. Для инженеров стало вызовом выяснить, каким образом подобные локальные повреждения стали причиной полного прогрессирующего коллапса трех, одних из самых больших в мире, зданий.
[25] В интервью каналу
BBC, данном в октябре
2001 года,
английский архитектор Боб Халворсон вполне удачно предсказал, что последуют многочисленные „дебаты, о том мог ли Всемирный Торговый Центр обрушиться таким образом, как он это сделал.“ В полный анализ должны войти
архитектурные и конструкторские планы ВТЦ, показания свидетелей, видеозаписи разрушения, данные исследнования обломков, и т. д. Подчеркивая сложность этой задачи, Халворсон сказал, что разрушение башен ВТЦ находится „далеко за гранью обычного опыта“.
[36]Авторитетность исследований
Сразу после катастрофы возникла ситуация неопределенности в том, кто имеет достаточный авторитет для проведения официального расследования. В противоположность той практике, которая существует при расследовании
авиакатастроф, ясных процедур расследования обрушения зданий просто не существовало.
[37]Через небольшое время после катастрофы на базе
Института Строительных Инженеров (
англ. Structural Engineers Institute (SEI))
Американского Сообщества Гражданских Инженеров (
англ. American Society of Civil Engineers ASCE), была создана рабочая группа, куда также были привлечены специалисты
Американского Института Стальных Конструкций (
англ. American Institute of Steel Construction),
Американского Института Бетона (
англ. American Concrete Institute),
Национальной Ассоциации Противопожарной Защиты (
англ. National Fire Protection Association) и
Сообщества Инженеров Противопожарной Защиты (
англ. Society of Fire Protection Engineers).
[38] ASCE также пригласило FEMA присоединиться к работе этой группы, которая позже получила совместное управление ASCE-FEMA.
[38] Это расследование впоследствии критиковалось американскими инженерами и
юристами, тем не менее авторитет вышеупомянутых организаций был достаточен для ведения расследования и для обеспечения доступа на место катастрофы для экспертов группы. Одним из наиболее острых моментов расследования стало то, что расчистка места катастрофы фактически привела к уничтожению оставшихся компонентов здания.
[39] Действительно,
когда NIST опубликовал свой финальный отчет, в нем была отмечена „нехватка физических свидетельств“, которая стала одной из основных прооблем расследования. Только доли процента останков здания остались доступными для расследования после окончания работ по расчистке, всего удалось собрать 236 отдельных стальных фрагментов.[4]FEMA опубликовало свой отчет в мае
2002 года. Несмотря на то, что NIST уже декларировал свою вовлеченность в расследование в августе того же года, в октябре
2002 года под нарастающим давлением общественности, требовавшей проведения более детального расследования, Конгресс принял билль о создании новой группы под управлением NIST, которая опубликовала свой отчет в сентябре
2005 года.
[40][41]Теория FEMA „стопка блинов“
В своих ранних расследованиях FEMA разработало теорию, объясняющую коллапс башен ВТЦ, названную „теорией стопки блинов“ (
англ. pancake theory). Эта теория защищалась Томасом Ига, и широко освещалась телекомпанией PBS.
[42] Согласно с этой теорией, произошло разрушение соединения между поддерживающими пол перемычками и колоннами здания, в результате чего пол провалился этажом ниже, создав для его конструкции нагрузки, на которые тот не был рассчитан.
[43] Некоторые отдельные публикации предлагали другие наборы факторов, вызвавших коллапс башен, но в целом большинство приняло эту теорию.
[19][44]Основным ключевым фактором в данной теории оставались пожары. Томас Ига, профессор материаловедения
MIT, описывал пожары как „наиболее непонятную часть коллапса башен ВТЦ“.
[43] Несмотря на то, что первоначально считалось, что пожары „расплавили“ стальные конструкции, Ига сказал, что „Температура пожаров в башнях ВТЦ была необычно большой, но все же определенно недостаточной для того, чтобы вызвать расплавление или серьезное размягчение стали.“ Возгорание авиационного керосина как правило приводит к обширным пожарам, но эти пожары не имеют очень высокой температуры. Это привело Ига, FEMA и других исследователей к мнению, что существовала слабая точка, и этой точкой были названы крепления пола к несущим конструкциям здания. Из-за пожара эти крепления ослабли, и когда они разрушились под весом пола, начался коллапс.
[45][46] С другой стороны, отчет NIST полностью и недвусмысленно заявляет о том, что эти крепления не были разрушены, мало того, именно их прочность и явилась одной из основных причин обрушения, поскольку через них на периферийные колонны было передано усилие, согнувшее колонны внутрь.