Точную статистику за 2019 г по количеству осужденных по статье 157 УК РФ за неуплату алиментов можно посмотреть на сайте Судебного департамента Верховного Суда РФ
http://www.cdep.ru/index.php?id=79
, в разделе «Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2019 год», далее скачайте Excel таблицу №10.1 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания» и посмотрите лист таблицы «Раздел 1», строку 35 “Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», статья УК 157 – всего осуждено за 2019 год 47 тыс человек за год, из них примерно 45 тыс отцы!!!
Статистику за 2019 г по количеству отбывших жестокие административные наказания в виде обязательных работ и ареста за неуплату алиментов можно посмотреть на том же сайте Судебного департамента Верховного Суда РФ в разделе «Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год», далее скачайте Excel Таблицу №1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» и посмотрите лист таблицы «Раздел 1», Строку 23 – «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» - 107 тыс человек за год, из них примерно 102 тыс отцов!!!
Сейчас в России сотни тысяч, если не миллионы мужчин безуспешно борются с бывшими женами, которые годами не дают отцам видеть их детей после разводов и любой из этих мужчин знает, что бывшие жены совершенно обнаглели от своей безнаказанности, они ничего не бояться, ни приставов, ни судов. Да и как не обнаглеть, когда фактически наказания для таких женщин в законах нет. Действительно, смешные копеечные штрафы в основном в 1-3 тыс руб, которые к тому же чрезвычайно трудно взыскать, наказаниями быть не могут. Эти копеечные издевательские штрафы прописаны в действующем Кодексе об Административных Правонарушений РФ (сокращенно КОАП РФ), что можно хоть в какой-то степени объяснить тем, что этот замечательный документ был принят аж 20 лет назад и очень устарел. Казалось бы, нужно скорее принимать новый Кодекс, в котором эти явно устаревшие штрафы нужно серьезно поднимать. И вот Минюст РФ 29 мая 2020 года подготовил проект нового КОАПа. Документ находится на официальном сайте проектов нормативно-правовых актов и доступен по ссылке:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=102447
– проект нового КОАПа РФ, версия от 29.05.2020 г.
Планировалось, что он вступит в силу с 01 января 2021 года, но пока не введен, вероятно, по причине грядущих выборов. Что же нам несет проект нового КОАП? Честно говоря, открывая его в первый раз, я затаил дыхание, неужели, думал я, в первые за 30 лет существования новой России в новом КОАПе будет, наконец, введена долгожданная миллионами разведенных отцов реальная и серьезная ответственность для матерей, которые годами не дают отцам видеть своих детей после разводов и бывшие жены, наконец, под угрозой больших штрафов поостерегутся теперь препятствовать отцам видеться со своими детьми! Каково же было мое разочарование, когда я посмотрел проект нового КОАПа и стало ясно, что этот замечательный документ не только не поднимает эти штрафы, но еще их...снижает! Да, да, снижает! Кроме того, во многих других положениях новый КОАП заботливо уводит таких женщин от серьезных наказаний и смягчает для них и без того мягкую ответственность. Но давайте обо всем по порядку. Ниже я приведу конкретные статьи нового КОАПа, которые применяются к бывшим женам, которые не дают отцам видеть их детей после разводов и для сравнения такие же статьи действующего КОАПа.
Представим стандартную ситуацию, которая сейчас происходит в 95 % случаях после разводов - суд оставил детей бывшей жене, у отца детей фактически отбирают, а вместо любимых детей он получает алименты, далее бывшая начинает препятствовать отцу видеться с его детьми, поэтому отец вынужден идти в суд, который выносит судебное решение, которое называется «Порядок общения с ребенком», далее отец начинает пытаться встречаться с детьми по этому судебному решению, тут чаще всего оказывается, что бывшие жены судебное решение нагло и демонстративно не выполняют и отец обращается к приставам. Приставы сейчас за первое нарушение выписывают бывшей штраф по части 1 статьи 17.15 действующего КОАП в копеечном размере до 2.5 тыс руб, за повторное нарушение пристав применяет уже часть вторую этой же статьи 17.15, однако и тут максимальный штраф такой же - всего до 2.5 тыс руб. Эти копеечные штрафы были введены в 2007 и в 2011 годах, то есть 14 и 10 лет назад и с тех пор не повышались. Теперь давайте посмотрим увеличились ли эти копеечные явно устаревшие штрафы в новом КОАПе? За первое нарушение порядка общения с ребенком новый КОАП предусматривает штраф в размере …. все тех же 2.5 тыс руб (см часть 1 статьи 34.28 нового КОАПа), за повторные нарушения максимальный размер штрафа … останется таким же - 2.5 тыс руб (см часть 4 статьи 34.28). То есть штрафы не изменяться. Правда за повторное нарушение порядка общения с ребенком пристав сможет теперь налагать новое наказание, которого нет в действующем КОАПе – это обязательные работы на срок от 30 до 60 часов. Казалось бы, круто, да, штрафы остались копеечными, но введены обязательные работы – это серьезное наказание, которого бывшие жены будут боятся и перестанут, наконец, мешать отцам встречаться с детьми. К сожалению, должен вас расстроить, поскольку согласно статье 3.23 нового КОАПа, «Обязательные работы НЕ могут назначаться… родителям…, воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет…». Вот так, то есть получается, если бывшая не будет давать отцу встречаться с детьми после развода, то ей опять будут назначать только копеечные штрафы в 2.5 тыс руб, а назначить ей серьезное наказание в виде обязательных работ будет нельзя, так как при разводе детей оставили с ней. Как это назвать? Я воздержусь, чтобы не ругаться.
Далее, сейчас пристав два раза оштрафовав бывшую жену по статье 17.15 действующего КОАПа, обычно составляет на бывшую следующий протокол, на этот раз по части 2 статьи 5.35 действующего КОАПа, которая предусматривает опять «огромный» штраф в 2-3 тыс руб, этот штраф был введен в 2011 году, то есть 10 лет назад и с тех пор не увеличивался. Естественно, бывшие обычно плевать хотели на эти копеечные штрафы и продолжают препятствовать отцам видеть детей, и приставы крайне редко и неохотно выписывают протоколы по самой «суровой» части 3 статьи 5.35 действующего КОАПа, которая сейчас предусматривает самые строгие наказания за нарушения порядка общения с детьми – штрафы в 4-5 тыс руб или даже арест до 5 суток! И опять мужчинам кажется, что круто, арест – очень серьезное наказание, которое заставит бывших жен выполнять решение суда о встречах с детьми, но, опять арест назначить на бывшую нельзя, поскольку согласно части 2 статьи 3.9 действующего КОАПа, «Административный арест … НЕ может применяться к …женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет…». Вот так, к бывшим, которые годами не дают отцам видеть детей арест применяться тоже сейчас не может, только копеечные штрафы до 5 тыс руб. Справедливо? Конечно, нет. Как же предлагается исправить эту несправедливость в новом КОАПе? А никак, поскольку в новом КОАПе за это нарушение арест вообще…. исключили, а штрафы …. снизили!!! Да, да, снизили с 5 до 3 тыс руб, см статью 9.2 нового КОАПа. Справедливость уже зашкаливает, не правда ли, комрады?
Также заслуживает внимания статья 2.3 нового КОАПа, в которой есть список правонарушений, которые считаются грубыми, это довольно большой список, состоящий из целых 15 видов грубых правонарушений и тут дело совсем не в названии, а в том, что за обычные, не грубые правонарушения можно заплатить только половину назначенного штрафа, штрафы же за грубые правонарушения нужно платить в полном размере. Так вот, как вы думаете если бывшие жены годами не дают отцам видеть их детей, фактически отчуждая их от отцов, в этих случаях есть ли основания считать такие действия бывших жен грубыми правонарушениями? Казалось бы, ну что за вопрос! Конечно, обязательно, детей же отбирают. Так давайте посмотрим на список грубых правонарушений в статье 2.3 нового КОАПа, так, так, ничего про бывших жен нет, подождите, вот, кажется нашел, подпункт 11 статьи 2.3 говорит, что грубыми будут считаться правонарушения, совершенные повторно. Вот как раз наш случай, так как бывшие жены не исполняют решения судов о встречах отцов с детьми не то что повторно, а годами, десятки и сотни раз. Так что нашел, справедливость восторжествовала, этот пункт 11 статьи 2.3 позаботился об отцах, но что это? подождите, я не дочитал до конца, в этом пункте 11 говориться, что грубыми будут считаться не все правонарушения, которые совершены повторно, а только такие, за которые предусмотрен арест. Вот в чем подвох, арест то бывшим женам больше не грозит, помните выше я говорил о том, что в новом КОАПе в статье 9.2 оставили только копеечный штрафы, а наказание в виде ареста убрали. Получается согласно новому КОАПу если бывшие жены будут годами не исполнять решения судов о встречах отцов с детьми, такие наказания НЕ будут считаться грубыми и бывшие жены, смогут отделываться оплатой только половины из и без того издевательски маленьких штрафов, если заплатят штраф в течении 20 дней. Справедливость, везде одна справедливость!
Далее скажу несколько слов о статье 3.5 нового КОАПа, в которой перечисляются обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Согласно пункту 11 части 1 этой статьи, одним из обстоятельств, смягчающим административную ответственность, признается
«Совершение административного правонарушения родителем…, воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет …, за исключением случаев, когда родитель…привлекается к административной ответственности за неисполнение… обязанностей по содержанию… несовершеннолетних». Простым языком это значит, что если бывшая не дает годами отцу видеть его детей, то максимальное наказание, которое ей будет грозить, это штраф аж в 3 тыс руб, но даже этот копеечный штраф ей могут уменьшить, так как она воспитывает детей до 14 лет, а это является смягчающим обстоятельством, а вот если отец не заплатит алименты всего два месяца на ребенка, которого он даже увидеть не может годами, то ему смягчающего обстоятельства не будет, могут влепить обязательные работы до 60 часов или даже административный арест до 15 суток и это на первый раз. За если еще два месяца не будет платить, то может пойти под уголовку по статье 157 УК РФ. От справедливости уже все трещит!
Также хотел бы сказать коротко об такой мере, как административное задержание. По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа, однако согласно части 6 статьи 4.6 нового КОАП, приставы смогут продлить задержание до 48 часов тех
лиц, если в отношении которых ведется производство по делу административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. А за что у нас предусмотрен арест? Правильно, за неуплату алиментов, следовательно, по новому КОАПу приставы легко смогут задерживать на срок до 48 часов должников по алиментам (а это 95% отцы), бывших же жен смогут задерживать только на 3 часа, поскольку, как я говорил выше, их можно будет только штрафовать на копейки, а арест для них заботливо убрали. Кстати, административным задержанием на 48 часов и сейчас приставы очень активно пользуются, объезжая на микроавтобусах за день множество адресов, по которым проживают должники по алиментам, далее вечером всех задержанных привозят в изолятор службы приставов, где они проводят ночь, а нас следующий день с утра всех должников везут группой в суд, где им назначают суровые наказания – обязательные работы до 150 часов или арест до 15 суток и это только за первое нарушение.
В заключении хотелось бы подвести печальный итог - новый КОАП не только не усиливает ответственность для родителей, с которыми дети проживают (а это 95% женщины), годами препятствующих общению отцов с детьми, но и наоборот, значительно смягчает эту ответственность, хотя, казалось бы, куда еще смягчать, а вот нет, оказалось, есть куда…