Опыт развития СССР как замкнутой системы

45,745 134
 

  • Фильтр
  ахмадинежад ( Слушатель )
09 июн 2015 15:01:03
Тред №957006
новая дискуссия Дискуссия  89

как то смотрел по ящику докфильм ... вот нашёл

Управления военного строительства №1 (УВС-1). 
По сути, это была настоящая частная строительная корпорация с численностью сотрудников под тысячу человек, работавшая на всей европейской части СССР. 
Ее глава и хозяин — Николай Павленко.

Штаб части располагался в Кишиневе, у нее было свое знамя с постоянным дежурящим часовым, вооруженная охрана по периметру. Личный состав поступал из местных военкоматов. Подряды — от промышленных предприятий и организаций Молдавии, Украины, Белоруссии, западных областей РСФСР и Прибалтики. УВС-1 одновременно вело работы на десятках площадок, Павленко строил на совесть. 


Один из следователей, работавших по делу Павленко, позже вспоминал: «В городе Здолбунове (Ровенская область УССР. — М.К.) воинская часть Павленко строила подъездные пути к восстанавливаемому цементному и кирпичному заводам. Должен сказать, строил он отлично. Приглашал специалистов со стороны, по договорам. Платил наличными в три-четыре раза больше, чем на госпредприятии. Проверять работу приезжал сам. Если найдет недостатки, не уедет, пока их не исправят. После откатки сданного пути выставлял рабочим бесплатно несколько бочек пива и закуску, а машинисту паровоза и его помощнику лично вручал премию, здесь же, принародно».

Наверное, рано или поздно «корпорация» Павленко была бы выявлена — уж слишком большой размах приобрела ее деятельность. С 1948 по 1952 год УВС-1 по подложным документам заключило шестьдесят четыре договора на сумму 38 717 600 рублей. Почти половина договоров проходила по линии Минуглепрома СССР. Павленко открыл текущие счета в двадцать одном отделении Госбанка, через которые по фиктивным счетам получил более 25 миллионов рублей. 

Из этих денег он платил взятки практически всем своим контрагентам. Хорошо «смазанный» механизм работал без сбоев. Однако в 1952 году все решил случай. Павленко, решив сделать из своей части совершенно обычную советскую организацию, подписал своих сотрудников на облигации государственного займа (они были куплены нелегально на «черном» рынке во Львове). Один из солдат, получив бумаг на меньшую сумму, чем было заплачено, написал заявление в местную прокуратуру. Началась проверка. 

В ее ходе быстро выяснилось — УВС-1 нигде официально не числится! Ни в вооруженных силах, ни в Министерстве внутренних дел. Нигде. Для ликвидации бизнеса Павленко была проведена тщательно спланированная операция. 14 ноября 1952 года в штаб УВС-1 и всего его подразделения в одно и то же время нагрянули следователи, подкрепленные вооруженными подразделениями поддержки. 

Сопротивления, впрочем, они не встретили. Всего было задержано более 300 человек, из них около 50 так называемых офицеров, сержантов и рядовых из числа ближайшего окружения Павленко, которые были в курсе нелегального характера деятельности УВС-1. Был арестован и сам Николай Павленко, который к тому времени присвоил себе звание полковника.

В ходе обысков в УВС-1 было обнаружено и изъято 3 ручных пулемета, 8 автоматов, 25 винтовок и карабинов, 18 пистолетов, 5 гранат, свыше 3 тысяч боевых патронов, 62 грузовых и 6 легковых автомашин, 4 трактора, 3 экскаватора и бульдозер, круглые печати и штампы, десятки тысяч различных бланков, множество фальшивых удостоверений личностей и техпаспортов. Через два года состоялся суд. Павленко и его 16 подельникам предъявили обвинения в создании контрреволюционной организации, подрыве государственной промышленности и антисоветской агитации.

«Я никогда не ставил целью создание антисоветской организации», — заявил в последнем слове Павленко. Он уверял, что всего лишь занимался строительством. И строил хорошо. «Заверяю суд, что Павленко еще может быть полезен…» — «Полковник» рассчитывал на снисхождение в обмен на обещание работать в будущем лишь на государство. Однако приговор трибунала Московского военного округа от 4 апреля 1955 года был суров и предсказуем: Павленко был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, а его офицеры — к лишению свободы сроком от 5 до 25 лет. Как ни странно — при Хрущеве. Том самом Хрущеве, что разоблачил с трибуны XX партсъезда культ личности.

* * *

Характерная деталь — Павленко судили за антисоветчину, а не за незаконное предпринимательство и хищения. И понятно почему — за хозяйственные преступления организатор крупной даже по современным меркам частной строительной корпорации мог получить лишь длительный срок лагерей. Но никак не расстрел. 
  • +0.63 / 5
  офисный планктон ( Слушатель )
09 июн 2015 15:16:21
Тред №957016
новая дискуссия Дискуссия  100

Так, болтать у меня дальше времени нет. Вечером загляну еще.
Напоследок, тезис, который одно время пытались педалировать, о важности событий (после обозначенного мною пленума) и касающихся артелей и промысловой кооперации для экономики страны - никак в памяти народной не закрепился. Налог на яблони закрепился, а это нет. Почему? Просто, эта упомянутая типа важная для страны "многоукладность" была придумана и запущена исключительно для того, что бы найти в глубинах истории СССР истоки постперестроечной приватизации на тер бывшей РСФСР и хоть как то попытаться это преступление оправдать. Хоть как то...
Что, впрочем, совсем даже не означает, что артелей и промысловой кооперации вообще в СССР не было...
  • +0.16 / 1
  • АУ
  sanklin5l ( Слушатель )
09 июн 2015 17:10:26
Тред №957060
новая дискуссия Дискуссия  132

Тему о артелях при Сталине начали поднимать года два назад. Пытались таким образом аргументировать вполне неплохой и состоятельный тезис о необходимости многоукладности экономики, присутствии государства в стратегических отраслях и частников в сфере обслуживания, торговле и т.д. Тезис вполне может быть и верный, и политически целесообразно его присутствие в нынешней российской действительности, возможно он является идеальным компромиссом между историческим опытом СССР и капиталистических 90-х.
Но с исторической точки зрения вопрос о грандиозном значении артелей в конце 40-х начале 50-х годов мало состоятелен, обоснование верному тезису взяли притянутое за уши.

Потому что в 25-28 годах доля этих самых артелей-кооперативов была куда выше, этот путь (бухаринский) к концу НЭПа зашел в тупик, поэтому и пришлось  отказываться от НЭПа и проводить совсем другую политику, и в сельском хозяйстве, и в промышленности.

В 30-е годы эти самые артели и прочее были задвинуты на обочину, и сохранились только там где у государства руки не дошли, и считалось что это временно и эти пережитки со временем искоренят, и политика Хрущева была во многом логическим продолжением политики Партии начала 30-х.
 После войны действительно были некоторые послабления в определенных, сильно пострадавших от войны областях. Но говорить о большой роли артелей, частников  и прочего в масштабах советской промышленности 50-х годов это высосанная из пальца тема, маргинальный сегмент мало определяющий характер советской экономики, растущей бешеными темпами за счет развития тяжелой промышленности.  

Гораздо большее значение имели такие тенденции:
а) Реформа совнархозов (советов народного хозяйства) 56-56 годы..  В ходе реформы территория СССР была разделена на экономические административные районы, в которых создавались советы народного хозяйства. Районы образовывались верховными советами союзных республик; ими же утверждались председатели, их заместители и члены совнархозов.
В связи с реорганизацией системы управления, в 1957 году было упразднено большинство общесоюзных и союзно-республиканских министерств, занимавшихся вопросами промышленности и строительства, а подведомственные им предприятия и организации переданы в непосредственное подчинение местным советам народного хозяйства. Немногочисленные оставшиеся министерства, за которыми остались функции планирования и обеспечения высокого уровня технического производства, руководили предприятиями соответствующих отраслей через совнархозы.

По мнению инициаторов реформы, главным преимуществом территориальной системы управления было приближение руководства промышленностью и строительством к низовым звеньям экономической системы — предприятиям и объединениям. Также предполагалось, что совнархозы, будучи не связаны ведомственными барьерами, обеспечат комплексный подход к развитию территорий, что имело немаловажное значение, особенно для отдалённых от центра, экономически неразвитых регионов. По замыслу инициаторов реформы, децентрализация системы руководства производством позволила бы увеличить его рост, повысить качество продукции, оптимизировать распределение ресурсов, снизить затраты на ремонт техники, улучшить организацию материально-технического снабжения.
б) Укрупнение совнархозов (с 60-го года).
В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР; в декабре стали образовывать более крупные экономические районы, включающие по несколько упраздняемых экономических административных районов; в каждом из них создавался совнархоз. Число районов (и соответственно совнархозов) сократилось со 105 до 43. Так, в РСФСР вместо 67 районов стало 24, а в УССР — 7 вместо 14. В феврале 1963 года указом Верховного Совета СССР был образован Среднеазиатский экономический район на базе экономических административных районов Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР.

Наконец, в марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР)
в) Реформа 65-го года (Косыгинская реформа). Возврат к отраслевому управлению экономикой и система профильных министерств, с широкой самостоятельностью предприятий и хоз.расчетом. ПМСМ, как раз найдена была "золотая середина", что и привело к впечатляющим результатам "Золотой" 8-й пятилетки.

Скрытый текст

г) Свертывание косыгинских начинаний, середина 70-х годов, по целому ряду причин. Монументализация советской экономики и "планового роста производительности труда", сворачивание экспериментов по самостоятельности предприятий, и в результате переход к их незаинтересованности в инновациях,  все свелось к "план по валу". 
Обьективно оценивая хрущевские реформы, - они имели некоторый положительный эффект, на местах дали толчок к развитию пищевой и текстильной промышленности, но все сопровождалось неорганизованностью, штурмовщиной и показухой парт.аппарата, в результате пробуксовки начались шарахания вроде разделения партийных органов на сельскохозяйственные и промышленные. Главный вред, - нарушение целостного и комплексного планирования развития  новых отраслей на передовом и современном уровне, массового внедрения новейших технологий и достижений науки, что можно было регулировать только на уровне министерств.
 
Частники и артели к тому времени уже давно были побоку, а вот внимание к анализу повышения государственных закупочных цен на сельхоз.продукцию явно недостаточно, просто в иные периоды из села выкачивали ресурсы, пусть и скрыто, в другие позволяли вздохнуть свободнее (Маленков, Косыгин), отсюда и все успехи и провалы "колхозно-совхозного" строя. Также обходят стороной централизированную организацию МТС, и передачу техники колхозам (небесплатную), что с одной стороны привело к ухудшению уровня технического обслуживания, с другой добавило самостоятельности на местах.

Хотя и сами по себе совхозы, и т.н. арендный подряд дали немало примеров резкого роста производительности труда, - при должном материальном стимулировании рабочего, в СССР это (учитывая масштабы совхозов-миллионеров) было более актуальным на практике, чем артели. 
Отредактировано: sanklin5l - 09 июн 2015 17:22:22
  • +0.32 / 2
  ВК ( Слушатель )
19 дек 2015 20:02:38
Тред №1036217
новая дискуссия Дискуссия  532

Как ходили к Володе, так и ходятПод столом

Отредактировано: ВК - 20 дек 2015 20:15:53
  • +2.86 / 66
  Stari ( Слушатель )
21 дек 2015 16:29:37
Тред №1036857
новая дискуссия Дискуссия  545

Сегодня - день рождения выдающегося государственного деятеля СССР


Иосифа Виссарионовича Сталина!
Отредактировано: Stari - 21 дек 2015 16:34:57
  • +6.05 / 183
  александр5761 ( Слушатель )
19 ноя 2017 01:25:40
Большая афёра?
новая дискуссия Аналитика  3.482

Смотрел сейчас передачу по ТВЦ, где утверждается, что взамен признания лунного полёта руководством СССР , американцы построили нам КАМАЗ. Причём не только дали техническую документацию на машину, а и выделили огромную сумму денег на строительство. Потому что у СССР не было своих средств на строительство. Нет я понимаю что такой завод это не только здания цехов и контор, а и станки и технологии. Меня смущает вот это - "не было средств".
Я понимаю что было мало валюты в то время, но я помню как проводили наборы на строительство камаза, т. е. работали наши люди за рубли, использовались наши стройматериалы за рубли. И не было средств....
Но у государства есть "печатный станок" , правда нам говорят что печатать не обеспеченные деньги нельзя ( кстати , чем обеспеченные? долларом? золотом?)  инфляция мол страшная будет. Ну да , если напечатать денег и всем прибавить к зарплате и пенсии какое то количество денег то и инфляция на такое же количество поднимется, это я понимаю. Но если "напечатать" на какой ни будь проект, то откуда возьмётся инфляция. Какая разница " напечатали" мы деньги или "заняли". Денег в экономике прибавилось и так и так. Почему если взять кредит  всё нормально, а если "напечатать" сразу инфляция. Деньги это инструмент, что бы заставить людей трудиться. Так что обеспечены они трудовым ресурсом и всё. Есть в стране трудовой ресурс-он и будет трудиться за деньги, и какая разница откуда они?
И тут мы вступаем на тропу "страшной конспирологии", кто так устроил всю мировую финансовую систему? Что деньги можно только "занять" , и то не у всех, а только у избранных? Ведь чем отличаются деньги из резервного фонда от денег банкиров? Чем отличаются "инвестиции" от "напечатанных" денег, повторюсь, денег в экономике так и так прибавилось? 
Инфляция... Да я хорошо помню девяностые, но мне кажется что механизм той инфляции был не в бездумном печатании денег а в чём то другом. Потому что сперва цены поднимались, а потом что бы люди не сдохли с голода добавляли зарплату и пенсию.
 Думается мне что вся эта "мировая финансовая система" страшная афёра, организованная "хозяевами денег" для того что бы деньги могли печатать только они. Для этого и был сломан "золотой стандарт" , сначала золото сделали биржевым товаром, и занизили на него цену. А потом под предлогом того что золота не хватает для обеспечения , вообще отказались от него.
И сейчас говорят, что золота очень мало, Ну правильно, если сами цену устанавливают. Золото не должно быть товаром, оно тем и хорошо что не портится и просто так не откуда не берётся. И если его использовать для обеспечения денег оно и должно стоить столько сколько есть денег в мире. Пусть один грамм стоит хоть миллион , какая разница? Не зря же американцы когда вводили золотой стандарт , конфисковали всё золото у населения. Золото не должно быть товаром, а должно быть только обеспечением валюты , и всё встанет на своё место. Вот тогда да, напечатаешь денег больше и они у тебя обесценятся по отношению к золоту. Наверно это и будет тем самым "БОЛЬШИМ ПЕРЕДЕЛОМ МИРА", потому что все будут жить по труду, чем больше товаров произведено, тем больше можно "печатать" денег, дорожать будет только золото.Да и то всё потом придёт в равновесие, дешевле валюта,больше конкурентное преимущество,можно больше товара продать за рубеж.
 В общем как то сумбурно у меня получилось, но чувствую , где то нас сильно обманывают, где то прямо на виду лежит, а мы не видим.
  • +2.55 / 70