Речь Посполитая: союз равных или аннексия ВКЛ?Недавно прошла очередная годовщина Люблинской унии, и есть повод вспомнить об этом интересном событии, ставшим конечным этапом формирования Речи Посполитой. История, как известно, не должна зависеть от политической конъектуры, и, как известно еще лучше, это правило часто не соблюдается!
В угоду пропагандистским целям Историю рубят на мелкие части, выгребая из фарша мелкие, но выгодные «факты», и прессуют из них суррогат, выдаваемый за науку. Так, сторонники подхода «
все равно куда, лишь бы дальше от Москвы» возвели Великое княжество Литовское на пьедестал обожания, а унию ВКЛ с Королевством Польским – Речь Посполитую – преподносят как наивысшую форму воплощения вековых «евроустремлений» русского народа (или его конкретной части). Как «Союз великих», «Унию равных» и т.п.
Действительно, в прошлом много событий, чьи трактовки не всегда однозначны и порой противоречивы. Над этими вопросами бьются ученые мужи, и нам, простым смертным, остается только придерживаться той или иной гипотезы. Однако, в образовании Речи Посполитой, в рассматриваемом контексте, нет никаких тайн. Мы беремся напомнить о фактах, прямо говорящих, что это государственное образование вовсе не было «союзом равных», а практически обозначало
вооруженную аннексию ВКЛ Королевством Польским.
Подробное описание самого Великого княжества Литовского не входит в задачу данного материала, и будет касаться его лишь косвенно, в меру необходимости. За скобками останутся отношение различных групп населения к происходящим событиям, гонения на православных, нейтрализация русинской знати, желающей объединения с Россией и многое другое. Обратим внимание лишь на территориальные изменения рассматриваемых государств. Итак, …
28 июня 1569 года была заключена т.н. Люблинская уния – акт образования государственного союза между ВКЛ и Королевством Польским. С чем подошли стороны к этому союзу?
Княжество-гопникВпервые название «Литва» можно встретить в источнике[1] под 1009 годом, где описывается убийство миссионера Бруно Кверфуртского
«на границе [Прусии,] Руси и Литвы». Это уже однозначно показывает, что Русь и Литва воспринимались разными государствами, и полностью отрицает ложную гипотезу о ВКЛ, как «другой Руси». Русские земли попадали в состав Литвы в процессе завоеваний и изначально в ее состав не входили! Далее развитие происходит более бурно и ВКЛ встречается в источниках достаточно часто. К примеру, вторжение литовцев в новгородско-псковские земли в период конца XII – начала XIII вв упоминается девять раз: в 1183, 1200, 1210, 1214, 1217, 1224, 1225, 1229 и 1234 годах. Экспансия на север и северо-восток прослеживается легко.
Территориальные захваты Литвы хорошо заметны в титуле правителей ВКЛ. Так, Миндовг – основатель первой литовской династии, именовал себя «
король Литвы». После захвата Киевщины и других русских земель, титул меняется на «
король литвинов и многих русинов». Далее был «король литвинов и русинов, владетель и князь Земгалии» (после захвата земель современной Латвии), «великий князь вся Литовское земли и Жомойтское и многих Русских земель» (после присоединения Жемайтии). Полное название государства, встречающееся в более поздних официальных документах[2] - «Великое княжество Литовское, Русское, Жомойтское». После Люблинской унии осталось только ВКЛ.
Рассматриваемые времена не отличались добродушием – все любили отнять что-нибудь у слабого. Но даже в этих условиях ВКЛ отличалось особой задиристостью. Бросаться на русские княжества (позже Русское государство, еще позже Царство Русское), сцепиться с «любимой» Польшей за Галицко-Волынское наследство, а то и вовсе без повода, достать Тевтонов так, что
папа Римский четыре раза (!) объявлял крестовые походы на Литву – все это княжество проделывало с удовольствием. Оно влезало в династические дела Москвы, участвовало в ордынских интригах, было много раз бито, но не уставало сувать свой нос почти во все европейские дела.
Во многом ВКЛ действовало как агрессивный, но неопытный подросток, и, что интересно, так же как подобного рода подростки, постоянно «огребал». Почти все стычки, даже те, которые приводили к территориальным приобретениям, ослабляли княжество. И каждый раз, ослабнув, ВКЛ приползало к Польше за помощью, чтобы потом, набравшись сил, «кинуть» ее.
В 1385 литовский князь Ягайло заключает личную унию с Польшей: принимает католичество, «крестит Литву», принимает имя Владислав и становится королем Польши, оставаясь Великим князем Литовским. Получив поддержку Польши, ВКЛ начинает побеждать в противостоянии с Тевтонским Орденом.
Со временем, ВКЛ, официально под эгидой Польши, возглавляет двоюродный брат Ягайло – Витовт (Ягайло оставляет за собой номинальный титул «верховный князь Литвы»). Восстановив силы и осмелев, Великое княжество Литовское пытается проводить самостоятельную политику: снова лезет в дела Европы, Москвы, Орды, но снова и снова это заканчивается поражением и ослаблением. К примеру, ВКЛ захватывает Смоленск, но новгородцы с союзниками изгоняют его через пару лет (позже Смоленск был снова захвачен Литвой). Решается влезть в ордынские дела - поддержать свергнутого хана Тохтамыша против ставленника Тамерлана Тимур-Кутлука, и, разумеется, терпит тяжелое поражение (от татарского мурзы Эдигея, в битве на Ворскле). Подобных примеров масса.
В результате, ВКЛ снова идет на союз с Польшей, и в 1401 году заключает Виленско-Радомскую унию. В начале XV века совместные войска наносят сокрушительный удар по Тевтонскому Ордену. При этом юг ВКЛ терзает Орда. В 1416 году разоряется Киев, Печерский монастырь и десяток окрестных городов. В последующие годы было разорено Подолье.
Оклемавшись, ВКЛ снова забывает про Польшу, избирает себе князя без согласования с Королевством, тем самым разрывая в очередной раз унию. Дело доходит до военного конфликта за Волынь и, позднее, к феодальному конфликту внутри самой ВКЛ.
Возрождение РусиВ середине 15 века Литва заключает договор с Московским княжеством, разграничивая территории и сферы влияния (к примеру, Новгород признавался сферой московского влияния); гарантирующий, кроме прочего, что стороны не будут принимать у себя политических противников друг друга. Худо-бедно, ВКЛ исполняет договор до конца 15 века. Однако и в это время княжество строит интриги против нового союзника. Так, в Литве, в 1458 году была образована новая Киевская метрополия с центром в Вильно. Причем, изначально она была униатской[3], а после вошла в ведение Константинопольского патриарха, в то время, как московская метрополия сохраняла автокефалию. Духовная составляющая русских людей отсекалась от Москвы, чьи князья уже носили титул «
государя всея Руси», а митрополиты (вплоть до 1461 года) титуловались «
Киевскими и всея Руси», несмотря на то, что с 1325 года постоянно проживали в Москве.
В Московском княжестве в это время правил Иван III Великий. В 1480 году Государь и великий князь всея Руси[4] освобождает подвластные ему земли от ордынского ига. В 1487 принимает титул «князя Болгарского».
Начинается восстановление Русского государства. Присоединяется Новгород. «На службу» московскому государю переходят верховские князья вместе с землями, и в состав Русского государства возвращаются удельные княжества верховья Оки (т.н. Верховские княжества) бывшие ранее территорией (иногда условно) ВКЛ.
Это приводит к серии русско-литовских войн. Вот только несколько результатов этих кампаний (Иван III, Василий III, Иван IV): в 1500-1503 гг ВКЛ вынуждена вернуть Русскому государству Чернигово-Северские земли (около трети всей территории ВКЛ):
В 1514 году возвращаются смоленские земли. В результате войны 1534-1537 гг русские войска продвинулись далее на запад – основали Заволочье, Велиж, восстановили города Стародуб (в котором ранее литовцы уничтожили всех жителей) и Почеп (ранее сожженный Литвой).
Отдельного внимания достойна Ливонская война (1558-1583 гг). Начатая как конфронтация большого числа участников, на определенном этапе она превратилась (в основном) в русско-литовское противостояние, в котором Фортуна так же далеко не всегда была на стороне ВКЛ. Это послужило очередным поводом Великому княжеству Литовскому вспомнить о Польше и простить ее защиты. По мнению многих историков, неудачи в Левонской войне стали одной из причин, приведших к Люблинской унии.
Русские пушкари в сражении под Венденом (Цесисом) во время Ливонской войны. Картина художника В.А.Нечаева
Ситуация шла к полному поглощению ВКЛ Русским Царством.
«Вор у вора дубинку украл»Поляки, несмотря на общего с Литвой короля, не спешили помогать изменчивому союзнику. Так или иначе, унии между Польшей и ВКЛ заключались (и нарушались) - до подписания Люблинской -
шесть раз: Кревская (личная) уния 1385 года, Виленско-Радомская уния (1401 год), Городельская уния (1413), Гродненская уния (1432), Краковско-Виленская уния (1499) и Мельницкая уния (1501). Доверия к ВКЛ у Польши не было, но и допустить восстановления Русского Царства в его исторических границах Польское королевство не хотело.
Проведя ряд неудачных переговоров с ВКЛ – переговорщики от Литвы постоянно требовали условий, неприемлемых для польской шляхты - в марте 1569 года, польский король Сигизмунд II Август издает универсал, по которому
происходит аннексия Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева, ранее принадлежащих ВКЛ. Известно, что Польша планировала поступить аналогично и с остальными землями Литвы. Более того, «запретить навеки» само ее название, а земли эти именовать «Новой Польшей».
Планы осуществились, хоть и с некоторыми коррективами. Представители Литвы протестовали против аннексий, умоляли вернуться к переговорам, забыв о прежних своих притязаниях. В мае 1569 года переговорщики принесли присягу польской короне, но, несмотря на это, было объявлено о новых аннексиях:
к Королевству Польскому присоединялись Киевское и Брацлавское воеводства.
Под условной юрисдикцией ВКЛ оставались только
две русские земли: Берестейщина и Пинщина (названия происходят от городов Бреста и Пинска, сейчас - Республика Беларусь).
«Великое княжество» входило в состав Речи Посполитой состоя только из Берестейщины и Пинщины. Польша, несомненно, получала максимум преференций от такого союза. Произошло усиление государства, перелом в Ливонской войне. В этом были плюсы и для остатков ВКЛ, однако, нельзя отрицать главного -
большая часть Великого княжества Литовского была аннексирована Польшей перед подписанием Люблинской унии!
Заключение«Союз великих»? «Уния равных»? Тогда и аннексия Франции Третьим Рейхом – это «Союз великих», а взаимоотношения чернокожих и белых в США времен рабовладения – это, видимо, «Уния равных». При этом делили ВКЛ и Польша русские земли!
С другой стороны, в образовании Речи Посполитой можно найти признаки «Союза равных» - стороны были равны в своей нечестности, хитрости и, часто, подлости. Неверно видеть в Королевстве Польском «несчастного страдальца» от «гадкой» ВКЛ. Польша и сама, как только представлялась возможность, хватала, терзала, унижала. Так было и до Люблинской унии, и при аннексии ВКЛ, и в Смутные времена, и гораздо позже - в 1920-х, и 1938-ом…
Пройдут годы с момента подписания Люблинской унии, и Россия перешагнет через Смуту, изгонит врагов из самого сердца страны – Москвы; пушечный выстрел прахом польского ставленника[5]в сторону Речи Посполитой станет сигналом к началу нового этапа расцвета Русского Царства. И Польше придется ответить за содеянное, вернув украденное и на долгие годы позабыв о самостоятельности.
[1]Кведлинбургские анналы
[2]Статут Великого княжества Литовского 1529 года
[3]Речь идет об унии, «утвержденной» на Ферраро-Флорентийском соборе
[4]Полный и окончательный титул Ивана III: «государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных»,
[5]После свержения Лжедмитрия I, его труп был сожжен. Прах, вперемешку с порохом, забили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда Лжедмитрий появился – в сторону Польши.