Цитата: Teiwaz от 06.03.2016 14:33:03Пресечение династии основателей Русского или русских государств - Рюриковичей и возведение на престол династии Романовых до сих пор оказывает сильное воздействие на разум потомков населения той эпохи.
Создаются странные легенды, но при этом не задаётся вопросов об очевидных "фигурах умолчания".
Влиянию Смуты на интернет посвещается.
Цитата: ЦитатаПочему Иван Грозный начал методично разрушать более менее функционирующую до него систему госуправления.
Цитата: Yuri Rus от 06.03.2016 19:55:27Не знаю, обсуждалась ли эта книга на форуме:
http://samlib.ru/f/f…tml#Glava8
Здесь есть и про Ивана Грозного, и про Смуту. Мне было интересно.
Цитата: ЦитатаА что же на востоке, на Руси? А там, как мы помним, "татаро-монгольское иго". Как оказалось, оно тоже имеет некоторое отношение к деятельности средиземноморской торгово-финансовой аристократии. Слишком уж много оснований, заставляющих рассматривать именно ее как заказчика, организатора и главного выгодоприобретателя от проекта "татаро-монгольское иго". Вот только результаты деятельности венецианско-генуэзской финансовой аристократии, прикрываемые на русских равнинах мифом "Монгольской империи", носят по понятным причинам прямо противоположный характер.
И главный для нас с вами результат - выдавливание великорусского этноса из всех позиций, где хотя бы гипотетически можно было ожидать появления сколько-нибудь серьезного слоя торгово-финансовой аристократии. Вышибание русского Торговца с мировых рынков . А это означает весьма печальную вещь. Праздный класс Московского царства вынужден формироваться на очень и очень тощей основе. Это - всего лишь военно-административная аристократия, московское боярство.
Цитата: ЦитатаА уж как Россия рвалась на Балтику!
• Три московско-новгородские войны
Цитата: Teiwaz от 06.03.2016 20:42:44Похоже на агитку. Со списком печалований на злую судьбу
А вот это уже тотальный аут. Можно я больше эту дичь читать не буду?
Цитата: Yuri Rus от 06.03.2016 19:55:27Не знаю, обсуждалась ли эта книга на форуме:
http://samlib.ru/f/f…tml#Glava8
Здесь есть и про Ивана Грозного, и про Смуту. Мне было интересно.
Цитата: Yuri Rus от 06.03.2016 21:13:09Конечно, не читайте. А я, в свою очередь, с Вами никогда переписываться не буду. Тейваз ведь не читатель. Ему достаточно одного параграфа, чтобы составить свое впечатление о книге.
Экстрасенс, не иначе.
Цитата: ЦитатаА уж как Россия рвалась на Балтику!
• Три московско-новгородские войны
Цитата: ЦитатаВ 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков
Цитата: ЦитатаВ 1567 году королева Елизавета Тюдор выдала компании новый патент. За компанией осталсямонопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казнепервой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.
Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологдеразрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару,Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.
Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.
Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.
В 1567 году через одного из руководителей компании — Энтони Дженкинсона — Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Брак обеспечивал царю возможность убежища в Англии в случае катастрофических последствий Ливонской войны.
Цитата: ЦитатаНи один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров.
Цитата: ЦитатаМожет быть всё было слегка наоборот? Новгородцы мешали англичанам?
Цитата: Ladogard от 06.03.2016 22:30:51Меня удивил факт основания этой торговой кампании при Иване Грозном ( словно с англичанами не торговали до того) и её угасание под конец его правления. Думаю- и чего начинать то было? Хоромы вон какие на казённые деньги отгрохали , а попользоваться толком так и не успели.
А оно вона чего, оказывается... Новгород то не спросили.
Цитата: Цитата«Московская английская компания» тогда прямо рекомендовала Ивану Грозному, какие местности Рф должны быть включены в опричнину – и эти земли туда попали.
Цитата: Ladogard от 06.03.2016 21:17:39Скажите, Юрий, а Вы сами согласны с выводами автора этой книги? И каковы они?
Не могли бы вы изложить вкратце, своими словами , кого или что вы считаете настоящей причиной Смуты?
А книгу , которая вам понравилась, я посмотрю.
При первом приближении это сочинение на тему природы власти и в частности о тирании и тиранах.
Считаете ли вы Ивана Грозного тираном, и в таком случае , почему?
Вот есть довольно популярная среди неохрнологов теория, что Иван Грозный это четыре разных человека, а сам Иван был добрейшей души человек, окончивший свою короткую жизнь в качестве Василия ( Базилевса) Блаженного.
При всей экзотичности этой версии, в ней есть один момент : с версией о четырёх воплощениях Ивана Грозного подспудно поднимается вопрос о взаимоотношении Власти и Ивана Грозного. Иначе не было бы причин искать ответы в таких казалось бы необычных формах.
Что в свою очередь требует ответа : что же на самом деле послужило началом конца сильной и успешной династии Рюриков, обрушивших Русь в геополитическую дыру, из которой потом выбирались не один десяток лет?
Цитата: Teiwaz от 06.03.2016 22:57:07Торговать то по-разному можно. Можно по-людски, а можно предоставив монополию иностранцам на всю внешнюю торговлю. Вот Грозный всю торговлишку и продал за пацалуйки английской королевны. Бечь в Англию собрался.
Новгородцы торговали по-людски. Сами сгребали, сами паковали, сами продавали. Возили не сами, хотя это ещё вопрос. Чем подрывали картельчик с англичанами царя.
А набег видать связан в первую очередь с разграблением, может быть по жалобам англиков на "неплатежи" в том числе, да с конфискацией новгородских земель в Опричну. Потому то в Новгроде и учинили массовые побоища над помещиками, что сперва кажется не очень понятно. А это нотариальная очистка вымороченного имущества.
К 70-году Грозный всё наладил, а Лисаветка, лахудра, всё равно замуж не взяла. Пришлось дальше крутиться как уж на вилах.
А потом сам самодержец валенки откинул, позже у англиков проблемы начались, головы там какие-то рубили друг другу.
Цитата: ЦитатаСо времени появления англичан на Белом море в 1553 году Россия завязала регулярные торговые сношения с Англией.
Перед самой Ливонской войной московское правительство позволило англичанам устроить «пристанище корабельное» на Белом море и разрешило им «торг по всему государству поволной». Но суровые естественные условия сильно стесняли развитие торговли на Белом море.
Гораздо больше для этой цели подходило Балтийское море.
Накануне Ливонской войны Россия владела обширным участком побережья Финского залива, всем течением реки Невы, по которой проходил древний торговый путь «из варяг в греки». Русским принадлежал также правый берег реки Наровы, в устье которой заходили корабли многих европейских стран.
Едва закончив войну со шведами, правительство решило основать морской порт в устье Наровы. В июле 1557 года выдающийся инженер дьяк Иван Выродков построил на Нарове «город для бусного (корабельного) приходу заморским людем», первый русский порт на Балтийском море.
Царский указ воспретил новгородским и псковским купцам торговать в ливонских городах Нарве и Ревеле. Отныне они должны были ждать «немцев» в своей земле. Но попытка наладить морскую торговлю с Западом через устье Наровы не дала результатов. Корабельное «пристанище» на Нарове было готово, а иноземные купцы продолжали плавать в немецкую Нарву.
Тем временем в московском правительстве образовались две партии: Адашев настаивал на продолжении активной восточной политики и снаряжал экспедиции против Крыма, а его противники выступали за войну с Ливонией. Планы Ливонской войны получили поддержку со стороны московского дворянства,
Первое вторжение русских войск в Ливонию, по-видимому, предпринято было вопреки воле Адашева. Военные действия в Ливонии приобрели серьезный оборот после того, как в Ивангород прибыл боярин Алексей Басманов, сторонник решительной войны с ливонцами. Не дожидаясь исхода дипломатических переговоров в Москве, Басманов обстрелял Нарву и, как только в городе вспыхнул пожар, повел своих воинов на штурм крепости. Силы, которыми располагал воевода, были ничтожны, но ливон-цы не устояли перед внезапным и стремительным натиском, Неприступная крепость, основанная рыцарями на древнем новгородском рубеже, пала. Царские воеводы заняли Дерпт (Юрьев) и подвергли страшному разгрому Южную Ливонию.
Успехи русского оружия могли быть еще более значительными, если бы не раздор в высших правительственных сферах, который привел к страшной неразберихе и сделал невозможным проведение единой согласованной внешнеполитической программы. Вместо того чтобы продолжать успешно начатое наступление против Ливонии, московское правительство, по настоянию Адашева, предоставило ордену перемирие с мая по ноябрь 1559 года и одновременно снарядило новую экспедицию против татар.
Цитата: ЦитатаОтец Грозного Василий III решал дела в кругу нескольких доверенных советников – «сам-третий у постели».
Иван IV, отставив Сильвестра и Адашева, попытался возродить отцовские порядки. В связи со вступлением во второй брак он дополнил свое завещание несколькими важными распоряжениями.
В случае своей смерти Иван приказал образовать при 7-летнем наследнике царевиче Иване опекунский совет.
Следуя по стопам Василия III, царь назначил себе 7 душеприказчиков.
Облеченные регентскими полномочиями бояре принесли присягу на верность наследнику и скрепили подписями специальную «запись», сохранившуюся до наших дней.
Как видно, Грозный во всем следовал отцовскому примеру.
Тем не менее опекунский совет, созданный им, казался бледной тенью первой семи-боярщины.
Василий III поставил во главе совета своего младшего брата князя Андрея Старицкого, человека влиятельного и располагавшего большими средствами. Иван IV сделал старшим регентом племянника – князя Мстиславского, фигуру вполне бесцветную.
Отец Грозного ввел в семибоярщину помимо брата и советников влиятельнейших вождей думы – бояр Шуйских. Иван IV назначил душеприказчиками помимо Мстиславского бояр Данилу Романовича и Василия Михайловича Юрьевых-Захарьиных, Ивана Петровича Яковлева-Захарьина и Федора Ивановича Умного-Колычева, а также князей Андрея Телятевского и Петра Горенского, не имевших боярского чина. Из пяти бояр, входивших в регентский совет, трое принадлежали к семье Захарьиных, а четвертый был их однородцем.
Фактически в новой «седьмочисленной» комиссии распоряжались родственники умершей царицы Анастасии, не пользовавшиеся авторитетом и популярностью среди знати. К ним присоединились молодые друзья царя – Телятевский и Горенский – люди новые и никому не известные.
Таким образом, в отличие от Василия III его сын создал на редкость неавторитетную семибоярщину. Вне нового правительства остались не только старшие удельные князья – Старицкие и Вельские, но и руководители Боярской думы, вершившие дела при «Избранной раде»,- ближние бояре князь Дмитрий Курлятев, Иван Шереметев и Михаил Морозов, покоритель Казани князь Александр Горбатый и другие лица.
Знать легко простила бы Грозному отставку его худородных советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы Боярской думы. Попытки Ивана править единодержавно, без совета с великими боярами, с помощью нескольких своих родственничков, вызвали повсеместное негодование. Кичившаяся своей «царской кровью» аристократия всегда с пренебрежением взирала на родню Анастасии Захарьиной. Теперь их стали считать узурпаторами.
Захарьиным в самом деле удалось сосредоточить в своих руках все нити правления. Когда царь по случаю второго брака «разделился» с сыновьями, Захарьины возглавили думу и «двор» царевичей. Отныне в отсутствие Грозного управление государством переходило формально в руки малолетнего наследника, фактически в руки Захарьиных.
Прекрасно сознавая значение новых органов управления – приказов, Захарьины попытались взять под контроль приказной аппарат. Их ставленник Никита Фуников, подвергшийся опале при Адашеве, был возвращен из ссылки и возглавил центральное финансовое ведомство – Казенный приказ. Сподвижник Фуникова дьяк Иван Висковатый стал государственным печатником. Важнейшая приказная документация теперь должна была проходить утверждение в канцелярии Висковатого, хранителя царской печати. Новый «канцлер» (так называли его иностранцы) начал свою деятельность с того, что заменил «меньшую» великокняжескую печать большой печатью, украшенной символом самодержавия: «орел дво-сглавной, а середи его человек на коне, а на другой орел же двоеглавной, а середи его инърог» (единорог).
Цитата: Teiwaz от 08.03.2016 20:51:07Польский гетман Жолкевский сообщил в своих записках, что Марфа Нагая через некоего шведа подала королю весть о самозванстве русского царя.
Цитата... после смерти Юхана III, правившего в Швеции в 1568-1592 годах, Сигизмунд наследовал по отцу шведский престол. Но еще при жизни отца в 1587 г. он был избран польским королем после смерти Стефана Батория благодаря своим наследным правам по материнской линии. Швеция, в силу этого, оказалась в династической унии с Польшей, как и Литва.
Но Швеция со времени короля Густава Васы (1496-1560) приняла лютеранскую веру, а Сигизмунд был воспитан своей матерью как убежденный католик. История европейских стран XV-XVI вв. давала множество печальных примеров того, как трагически складывалась судьба страны, если туда проникала религиозная распря. Стабильность государства требовала, чтобы верховный правитель и страна имели одну религию, – традиция, которая восходила еще к родовым культам древнейших времен. Тревога за то, что Сигизмунд постарается вернуть Швецию в лоно католической церкви и в стране начнется религиозная война быстро создала этому королю оппозицию во главе с дядей по отцу – герцогом Карлом. Эта оппозиция добилась свержения Сигизмунда как шведского короля в 1599 г. и поставила у власти герцога Карла. Понятно, что не только политические, но и чисто человеческие отношения между двумя этими монархами были отравлены подозрительностью и духом соперничества.
В 1601 г. в ходе выполнения курьерского поручения в Польше следы Петрея теряются. Но очень быстро обнаруживаются в Москве. По замечанию Таркиайнена, совершенно неизвестно, как он туда попал, возможно, он был приглашен на службу царем Борисом Годуновым.2 ...
...В 1602-1603 гг. в пределах Речи Посполитой объявился самозванец, именовавший себя сыном Ивана Грозного – царевичем Дмитрием, счастливо спасшимся от смерти. Обращает на себя внимание тот факт, что в первые годы Смуты и самозванщины правящие круги Швеции и король Карл IХ сохраняли нейтральное отношение к событиям в Русском государстве. Объясняется это очень просто. Во время борьбы за шведский трон между Карлом и Сигизмундом все симпатии царя Бориса Годунова были на стороне Карла, поскольку объединение в руках Сигизмунда польской и шведской корон имело бы негативное значение для Русского государства.
Поэтому, когда в Польше появился Лжедмитрий I и многие усматривали причастность Сигизмунда к этому явлению, то Карл IX стал объективным союзником царя Бориса: вражда между Борисом и Сигизмундом была лучшей порукой Карлу IХ в том, что союз между Польшей и Русским государством будет невозможен. Но внезапная кончина Бориса Годунова в 1605 ...г