Следующая карикатура связана уже с Итальянским походом Суворова.
Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию. 16 мая 1799 года:
Интересно, что хотя Суворов и выглядит на ней довольно симпатичным (хоть и совершенно непохожим на себя), на рукаве у него видна нашивка "Варшава" с изображением хищной птицы, терзающей младенца, с головы которого свалился фригийский колпак - напоминание о все том же штурме Праги.
После подвигов Суворова лондонской публике стало интересным, как он выглядит. Издатели принялись выпускать его "портреты".
Джон Чапмен. Генерал Суворов:
Фельдмаршал граф Суворов:
Франсуа-Луи Куше. Суворов. Генерал-аншеф армии русского императора:
Памятная медаль в честь победы Суворова в сражении на реке Адда.
Некоторые шустрые издатели просто меняли подписи под уже имеющимися портретами:
Чарльз Говард Ходжес. "Суворов" (здесь под видом Суворова публике впаривают портрет Вашингтона):
Валентайн Грин. Фельдмаршал граф Суворов-Рымникский. ("
с подлинного рисунка, сделанного в Милане в мае 1799 года лейтенантом Фрисом, драгуном Карачаевского полка"):
Хавел Гальбенк с портрета работы Генри Синглтона по рисунку лейтенанта Бискевнини, драгуна Уолдекского полка:Карикатурист Джеймс Гилрей также решил присоседиться к этой моде и создал портретную карикатуру (для лица он использовал портрет работы Джона Чапмена):
Джеймс Гилрей. Фельдмаршал граф Суворов-Рымникский. 23 мая 1799 года:
В нижнем правом углу имеется подпись: "
Награвировано Дж. Гилреем с рисунка, снятого с натуры лейтенантом Шварцем, барко-гусаром Императорского полка" (лейтенант Шварц - один из псевдонимов Гилрея).
Внизу имеется так же текст (якобы цитата из "Венской газеты" ): "
Этот замечательный человек находится сейчас в расцвете жизненных сил, он ростом шесть футов и десять дюймов; он не пьет ни вина, ни водки; есть лишь раз в день и каждое утро погружается в ледяную ванну; одежда его состоит из простой рубашки, белого жилета и таких же брюк, коротких сапог и русского плаща; он ничего не носит на голове ни днем ни ночью; когда испытывает усталость, то заворачивается в простыню и спит на открытом воздухе; он предводительствовал в 29 генеральных сражениях и участвовал в 75 битвах".
В свою очередь, эта карикатура, вероятно, стала прототипом еще трех портретов Суворова вышедших в июне-июле 1799 года в разных издательствах:
Впрочем, возможен и вариант, что прототипом и самой карикатуры, и этих портретов был вот этот "портрет" Суворова:
Фамилия Суворов была созвучна английскому Swallow (Глотка), что успешно обыгрывали карикатуристы:
"Генерал Глотка, пирующий французским фрикасе". Май 1799:Исаак Крукшенк. "Генерал Глотка, истребляющий французскую армию подобно Гулливеру, уносящему пятьдесят кораблей сразу, причем без всяких усилий!". 1 июня 1799 годаВ левой части гравюры текст: "
О, Боже мой! Если он дойдет до Парижа, то Директории ему не хватит даже на завтрак!.."
Исаак Крукшенк. "Русский Колосс, предприняв путешествие по Италии, Франции и так далее, несет домой несколько подарков для императрицы". 15 июля 1799На поясе у Суворова лядунка с надписью "Les Directorie". Сидящие в ней члены Директории кричат:
"Это чудовище уничтожит всех нас!"Суворов пускает в них дым со словами "
Эй вы там, сейчас же замолчите!" (окуривание врага - частый мотив карикатур, основанный на двойном значении глагола "to funk": "вонять" и "пугать" ).
Одновременно Суворов пускает ветры в сторону Испании (отношения России с Испанией в это время испортились в связи с отказом Карла V признать Павла I Великим магистром Мальтийского ордена). В нижнем правом углу изображен Петербург, в котором на башне сидит Павел I, кричащий: "
Он идет, вот он идет - засунув всех их в свой ранец!" (возможно, здесь есть намек на то, что Суворов, вернувшись из Парижа скинет с трона Павла I).
Уильям Холланд. "Триумфальное вступление Суворова в Париж!!". Август 1799Томас Роуландсон. "Нечто новое, или Суворов и его зеркало!". 7 сентября 1799Подпись под заглавием отсылает к трагедии "Ричард III": "
С тех пор как влез я в милость сам к себе, на кой-какие я пойду издержки... (смотри Шекспира)"
Надпись на зеркале "
Не использовалось последние 40 лет" (возможно, отсылка к событиям Семилетней войны).
Джон Коуз. Великий Всепожиратель!!! Извержение, или Французская говядина слишком горяча для медвежьего желудка. 29 октября 1799Генерал Массена заставляет Суворова извергать съеденных французов (а заодно ордена с надписями на лентах "Варшава", "Прага", "Измаил", "Мальта" ) со словами: "
Как же так, генерал, неужели ваш желудок отказывается принимать это французское рагу? Извергните еще немного..." и, обращаясь к солдатам: "
... выкажите ему такое же уважение, какое вы оказали бы и самому Императору".
Суворов отвечает: "
Проклятье этому Массене, он дал мне такую порцию, что я изрыгну все, что я взял. Эти побрякушки столь омерзительны при выходе, что, боюсь, они разорвут мою глотку!!! Будь проклято ваше почтение!.."
И последняя карикатура. Суворов уже почти год как скончался, но по прежнему фигурирует в качестве персонажа карикатуры.
Томас Роуландсон. "Поединок на Болотных полях, или Великодушный Павел бросает вызов всем!". 30 января 1801.Поводом для карикатуры послужил вызов на поединок, брошенный Павлом I всем монархам Европы.
Павел изображен в виде медведя. На ошейнике надпись "
Paul Bruin" ("
Павел-медведь" ). В руках у него сабля с надписью "
Закалено по суворовски" и щит с надписью "
Всепожиратель" (очередное обыгрывание "генерала Глотки" ). Рядом с медведем Суворов, зачитывающий ультиматум: "
Да будет известно всем, что мой господин, самый великодушный, самый могучий, самый сильный и самый чудесный Великий Медведь Севера, находясь в здравом уме и твердой памяти, вызывает на поединок целый Мио и предлагает помериться силой и ловкостью здесь, на Болотных полях, после чего намеревается продолжить путешествие и посетить все дворы в Европе, Азии, Африке и Америке!"
Павлу противостоит премьер-министр Уильям Питт. На его сабле надпись "Закалено по нельсоновски", на щите - имена адмиралов: "
Хау, Дункан, Нельсон, Джервис, Уоррен, Паркер"
Надпись на здании слева "
Болотные поля" указывает место действия - окрестности Бедлама, знаменитого сумасшедшего дома.
P. S. Все картинки и примечания взяты из книги "
Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века"