Цитата: НАлЕ от 23.12.2015 19:50:00Должны знать.
Нормальный ЖРД (а я считаю Мерлины приличными движками) не проектирует проектант-одиночка. Там есть подразделения со спецами во всех околодвигательных вопросах. Каждый элемент ЖРД вылизывается автономно, параллельно идет их интеграция, потом вылизывание всего этого барахла в сборе., всё это сопровождается огромным количество м испытаний, автономных, комплексных, доводочных, зачяетных и так далее. Не говоря уже о том, что и служба метрологов тоже участвует в этом всем.
Так понимаю, что в солидных КБ Вы не работали, всё как-то у Вас смахивает на сопли молодого спеца, который сетует на то, что он бы горы свернул, да старперы не дают развернуться. Не понимая при это исчо не хрена в процессе создания сложного комплексного 2изделия" каковым являются и ЖРД.
Разумеется, что в любом тщательно вылизанном ЖРД, в любой самой совершенной ракете всегда можно найти резервы, но это уже высший пилотаж, а не "поиски по справочнику".
PS. Зашел бы сюда Перегрев, что ли, он бы рассказал, как делаются ЖРД.
Вспомнилось из собственного опыта.
РДТТ "160", он же 9Ж2001, для ракеты Х-15.
Машина уже несколько лет в производстве, хотя отработка до конца не закончена и серийный завод до сих пор работает по документации ОКБ с литерой О1. Заказчика никак не устраивают достигнутые на текущий момент параметры двигателя. "Облизаны", кажется, все возможные варианты конструкции, но нужного результата нет. Разработчики топлива обещают новую, более прогрессивную рецептуру с повышенной энергетикой лет через
n. Заказчик рвёт волосы на заднице.
И в этот момент в результате напряжённого мыслительного процесса у кого-то возникает вспышка в мозгу и предлагается совершенно нестандартное решение, которое, казалось бы, лежало на виду с самого начала разработки машины.
В силу особенностей эксплуатации ракеты сопловой блок двигателя выполнен с газоводом, имеющим достаточно большую длину. Его задача - обеспечить необходимый разброс центровок основного изделия при выработке топлива в процессе работы.
Идея состоит в том, чтобы цилиндрическому газоводу придать форму конуса, сформировав из него первую ступень нового, общего с прежним, сопла. Отработка опытной машины с новым сопловым блоком показала, что идея оказалась перспективной и себя оправдала.
К чему это я?
А к тому, что все участники проектирования имели громадный опыт разработки РДТТ и использовали его по возможному максимуму в процессе отработки изделия, но если бы не сложилась описанная выше ситуация, то и не было бы соответствующего ей решения, которое, кстати, было оформлено в принятом тогда порядке как изобретение.
Получилось как в поговорке "нужда заставит мышей ловить". В тот момент нужда заключалась в том, что отечественная промышленность не могла обеспечить двигателистов-твердотопливников ракетным топливом с таким уровнем энергетики, который имели их штатовские коллеги при разработке своей машины, послужившей прототипом для нашей, а потому пришлось пойти на риск принятия нетрадиционного решения, которое в данном случае оказалось оправданным.
Сейчас, когда традиционные пути отработки конструкции и принципов управления рабочим процессом ГТД практически исчерпаны, сложилась благоприятная ситуация для использования в этих областях ранее нетрадиционных решений, поэтому там и "выжимают" энергетику за счёт применения систем регулирования подачи горючего на новых принципах и значительно более точного регулирования режимов рабочего процесса двигателя, чем в более ранних конструкциях. А ведь вполне можно было бы пойти более
консервативным традиционным путём использования в ГТД новых, более энергетичных, но зато и более токсичных, горючих, хотя бы на основе дециллина, которые применяются на отечественных крылатых ракетах большой дальности в качестве боевого горючего. И, наверняка, так и было бы, если бы на этом пути не стояли ограничения "зелёной" экономики, принятой сейчас на Западе, в качестве определяющего пути развития производительных сил.
В силу вышеизложенного я полностью согласен с соображениями высказанным в сообщениях
Фёдор144 от 23.12.2015 11:04:58 и
Фёдор144 от 23.12.2015 17:37:39 . В настоящее время для Маска
объективно не сложилась ситуация, побуждающая его конструкторов мыслить нешаблонно и применять нетрадиционные для ЖРД проектные и конструкторские решения. Пока что соображения здорового конструкторского консерватизма позволяют обеспечить минимизацию возможных рисков от применения этих решений и тем самым, уменьшить экономические затраты на отработку конструкции в целом. Не стоит забывать, что от Маска ждут, да и он сам ждёт тоже, конкретных результатов, поэтому ситуация, когда конструкторский риск минимален, для него является наиболее оптимальной.
Отредактировано: osankin - 24 дек 2015 21:57:13
Пессимист - это хорошо информированный оптимист
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев