Цитата: перегрев от 04.01.2017 19:27:53Чииво? Какие "пара лишних сотен тонн"? Курим формулу Циолковского. Для F-1 отношение масс первой и второй субракеты будет 2,43, для УИ НК-33 - 2,2, естественно без учета потерь. 2,42/2,2=1,105. При одинаковой массе первой субракеты, масса второй увеличится на те же 10,5%. Для Сатурна-5 это грубо будет 70 тонн. Подчеркиваю, без учета потерь. Но на 70 тонн можно будет увеличить массу не ПН, а второй субракеты (вторая ступень+третья+ПН). Впихнуть всю прибавку в массу ПН не получится, потому что для увеличения массы ПН придется увеличивать массу топлива второй и третьей ступени.
Цитата: ЦитатаКроме того Вы забыли добавить, что "сверстник" в отличии от F-1 так никуда и не улетел.
Цитата: ЦитатаЕсть такое эмпирическое правило - одна единица удельной для первой ступени в плюс, равносильно увеличению массы второй субракеты на 200-300 кг. А вот например для верхней ступени - одна единица удельной это примерно 30 кг к массе. Именно поэтому не гонятся за рекордной удельной на нижних ступенях ракет.
Поздравляю Вы только что открыли новую страницу в ракетостроении. До сих пор считалось, что из-за больших потерь нецелесообразно гнаться за рекордным УИ на нижних ступенях. Считалось, что высокий УИ важен для верхних ступеней. А оно вон оно как...
Цитата: ЦитатаКстати, предубеждение относительно "неэффективных" американских керосинок у Вас развеялось?
Цитата: ЦитатаЕще один. Прямо скажите, кислородно-водородный разгонный блок не нужен и закончим на этом. В ФКП его очевидно вредители с начала 2000 годов пихают
Цитата: ЦитатаВкрадчиво: А с цифрами, на основании которых Вы пришли к такому выводу ознакомится можно?
Цитата: ЦитатаЯ определенно не все. Я вот например решительно не понял, что Вы имеете ввиду
Цитата: kot45 от 04.01.2017 21:57:16В КБХА было 4 ОСИ кислородно-водородных движка по безгенераторной схеме с тарельчатым соплом с тягой 4 т для высотных ступеней, что позволяет обойтись без высотного стенда , да и длину сокращает неплохо.
Цитата: ЦитатаЭскизный проект безгазогенераторного двигателя 11Д58МД с тарельчатым соплом показал, что такой двигатель позволит увеличить удельный импульс тяги по сравнению с удельным импульсом тяги двигателя 11Д58М гга - 20 с, однако потребует проведения длительной и дорогостоящей НИР по созданию методики расчета теплообмена и потерь на трение в тарельчатых соплах, а также экспериментального подтверждения их характеристик и работоспособности конструкции в реальных условиях эксплуатации.
Цитата: krizis2003 от 04.01.2017 22:48:28Так где возражение? масса первой ступени заметно больше 2 тыс тонн, вот и получается разница в пару сотен.
Цитата: ЦитатаВообще ни о чём, учитывая тему разговора. Речь о Сатурне. Тем более, что таки улетел, хоть и гораздо позже.
Цитата: ЦитатаКонструктора Н1 и Энергии не в курсе
Цитата: ЦитатаВообще то до сих пор за УИ гонялись в любом случае,
Цитата: Цитатано если рост УИ сопровождается увеличением баков, на нижних ступенях овчинка выделки может и не стоить. Но касается это водорода, а не керосина.
Цитата: ЦитатаС чего? это причина их дороговизны.
Цитата: ЦитатаНа скажу, ибо зависит от. Сам по себе не нужен, если может быть альтернативой разработки нового носителя - имеет смысл. Всё зависит от того, будем ли делать заметно бОльший носитель, чем Ангара. Вот, если делаем подобие зенита, и старт под запуск его "пачек" либо Зенит + УРМ то не нужен.
Цитата: ЦитатаПротон переделывается чуть ли не в инициативном порядке, а с водородом попытки развести на деньги правительство продолжаются с переменным успехом. Это говорит о принципиально разной стоимости и без цифр.
Цитата: ЦитатаЯ имею в виду политику.
Цитата: перегрев от 04.01.2017 21:42:05А можно поинтересоваться, истоки вот этого "за глаза" откудова произрастают? Вот с чего Вы это решили?
Из которой следует, что доля геостационарных спутников с массой свыше 5,5 тонн может составить в ближайшем будущем 40%
Вы также капсом напишите - СОВРЕМЕННЫЕ СПУТНИКИ САМИ, БЕЗ РАЗГОННОГО БЛОКА, ДОПОЛЗАЮТ НА ГСО. С пруфами и примерами. Вообще прикольно, один из самых совершенных разгонных блоков "Фрегат" имеет базовый запас топлива 5 250 кг. Плюс маршевый двигатель весом 95 кг. Так, по крупному, не считая массы баков, клапанья, кабелей и пр. всего 5 350 кг. Значит "современный спутник", "самостоятельно" ползающий до ГСО, помимо целевой аппаратуры тащит на себе те же 5,3 тонны. Вопрос, а что там остается на аппаратуру и топливо и какую массу имеет этот керогаз на ГПО?
Вот в упор не заметил никаких обоснований. Чистое, ничем не замутненное имхо, без малейших намеков на аргументацию. И расскажите, пожалуйста, какие такие "колоссальные" деньги потратили на водород. Цифру просто назовите
Потому что на нее нечего возразить. Не одна страна использует водород для верхних ступеней и разгонных блоков. Все значимые космические страны используют водород для "верха" и/или РБ. Все кроме одной. Вы предлагаете просто игнорировать мировой опыт? Может вкратце тогда расскажите, каким путем нам идти и какие средства выведения развивать.
Цитата: caSmith от 05.01.2017 05:16:23По суммам уже потраченным - лень. Да и не впрок.
Цитата: ЦитатаА запланированные на будущее суммы на слуху: 12+ миллиардов деревянных. Цена "сохранения компетенций".
Цитата: ЦитатаПо спутникам и их выводу на ГСО был грандиозный "обмен мнений с посыпанием головы пеплом" не так давно на этом форуме. Уважаемый Лисс всем все прояснил и доказал. Вы требуете все повторить? Все равно читать не станете.
Но если все же захотите разобраться в вопросе, идёте в поиск по форуму, вбиваете слово "ГПО", период с 01.06.2016 по сегодня и просвещаетесь. Разгонники тянут спутники на ГПО. А дальше они сами.
Выдержка из вики, кому лень искать:Скрытый текст
Газпромовский вот не дотянули даже до ГПО, разгонник потух. И ничего, сам дошел. За счет половины ресурса.
Исходя из этого и 7 тоннах на ГПО (данные по вики для А5 + ДМ-3) весь диапазон весов перспективных спутников охвачен.
Цитата: ЦитатаПонятно что параметры геопереходной орбиты определяются космодромом пуска. Космодром Канаверал имеет широту 28,5 градусов, что требовало импульса ~1800 м/с для перехода от ГПО к ГСО. Космодром Куру с его широтой 7 градусов требует импульса перехода ~1500 м/с. Космодром Морской старт осуществляет пуск с экватора и его ГПО не требует коррекции наклонения, что дает импульс перехода ~1477 м/с. ГПО китайских и японских космодромов аналогичны Канавералу.
Высокая широтность космодромов СССР требовала гораздо больших импульсов для довыведения на ГСО (более 2400 м/с). К моменту выхода советских носителей на рынок коммерческих запусков конструкции западных геостационарных спутников уже устоялись с точки зрения требуемого импульса довыведения. Потому советским ракетам понадобилась дополнительная ступень, названная разгонным блоком и довыводящая нагрузку так чтобы уменьшить требуемый от спутника импульс формирования ГСО до западных стандартов в 1500..1800 м/с. Понятно, что здесь уже нельзя говорить о ГПО в ее изначальном понимании, но лишь о характеристике грузоподъемности ракеты носителя.
На современном рынке пусковых услуг, в качестве наиболее используемых ГПО негласно приняты 2 стандарта, ГПО-1500 м/с и ГПО-1800 м/с. Данные нехватки характеристической скорости для выхода на ГСО должны компенсироваться целевым космическим аппаратом, что прямо влияет на срок жизни космического аппарата(запас топлива в точке стояния для поддержания положения в пространстве). И естественно что вывод на орбиту ГПО-1500 дороже чем на ГПО-1800. К примеру РН Протон-М выводит на орбиту ГПО-1500 массу 6300 кг, для ГПО-1800 значение массы уже будет равно 7100 кг.
Цитата: ЦитатаНу а на наших широтах действительно все печально. Если взять легко достижимую переходную орбиту 47°, 185x35800 км, то с нее до ГСО еще 2300 м/с нужно. Спутников с такими запасами никто не делает. Именно поэтому "Бриз-М" вынужден выдавать в апогее дополнительный импульс, снижая наклонение и поднимая перигей. Только после него западному спутнику становится доступен подъем на ГСО. Это сказывается не только на формальном соотношении стартовой массы ракеты и массы полезного груза, но и имеет прямое отношение к надежности, потому что "Бриз-М" вынужден работать на несколько часов дольше, чем какой-нибудь условный Centaur , а за это дополнительное время много неприятностей на борту может произойти
Цитата: ЦитатаТак исторически сложилось, что в геостационарных спутниках второй импульс давался двигательной установкой самого спутника, а задачей ракеты носителя было только формирование переходной эллиптической орбиты.
Цитата: ЦитатаPS
На "Буран+Энергия" именно подобным образом лошков в политбюро и развели: "Все значимые космические страны используют... многоразовые системы... Вы предлагаете просто игнорировать мировой опыт?"
А у нас и своего опыта полно, девать некуда. И как практика показывает, вполне себе конкурентный
Цитата: перегрев от 05.01.2017 13:31:50Знаете вот это Ваше "лень" выглядит просто жалко.
Цитата: ЦитатаДа? А 30+ млрд. на ядерную установку это цена чего? Всего по ФЦП "ФКП" на НИОКР предусмотрено 1 017 млрд. рублей за период 2016 - 2025 годы. Сколько КВТК потянет в процентах?. 1,1%, что в два с лишним раза меньше, чем запланировано на ядерную установку. Вот вопрос, а чего у Вас так водород возбудил, а ядерный буксир не возбудил? Что-то личное? Было б вообще неплохо, если б свой личный вариант ФКП предложили. Ну чисто поржать
Цитата: ЦитатаА чего ж мы так под спойлер-то? Или сами не читали? Или читали, но отвечать надо, ибо иначе нельзя? Там все правильно написано.
Цитата: ЦитатаМеня вот другой вопрос волнует - насколько нужно быть альтернативно одаренным, что бы из заурядного факта:
...
додуматься до фразы "Современные спутники САМИ доползают до ГСО" Как, Карл?!
Цитата: caSmith от 05.01.2017 16:08:05Не-а. Это просто лень. И выглядит как лень. Все, что поскипано, лишь подтверждает очередное "сохранение компетенций", теперь уже водородных.
Цитата: ЦитатаЯ пытаюсь обосновать свою позицию, что в наших условиях, сложившихся на текущий момент времени, и на ближайшую перспективу, водород вообще не нужен. А на него деньги тратят колоссальные.
Цитата: ЦитатаЯдерный буксир - это хотя бы попытка. Сделать что-то реально новое и прорывное.
Цитата: ЦитатаА чисто пожрать - это можно и сейчас над официальной ФКП. Тут мое творчество без надобности. Ржите.
Цитата: ЦитатаКонечно правильно там написано. И правильно показывает Вашу... ошибку. Так скажем. Или Вы по прежнему утверждаете, что разгонники выводят спутники на ГСО, а вовсе не на ГПО?
Цитата: ЦитатаВот ваши вычисления по массе полезного оборудования и топлива на спутниках в сравнении с разгонниками в данном контексте выглядят действительно смешно.
Цитата: ЦитатаКак!? Опять? Вы опять утверждаете, что спутник на ГСО доставляет разгонный блок?! После всего написанного? Ну извините. Вы противоречите самому себе в одном посте, да с таким заумным видом... это надо уметь.
Цитата: ЦитатаКогда полетит КВТК, я первый спляшу джигу. Если доживу.
Цитата: caSmith от 04.01.2017 17:25:02Вы опять все напутали.
Речь о А5 + ДМ-3 с Плесецка на ГПО. Если верить вики, заявлена возможность выводить до 7т. И на ближайшую перспективу этого за глаза.
Цитата: перегрев от 05.01.2017 23:23:23Я почему спрашиваю, по самым скромным оценкам, для того, что бы реально сделать межорбитальный буксир с ЭРД и ядерной силовой энергетической установкой понадобится не менее 350 млрд. рублей. в ценах 2012 года и минимум лет 10 -15 напряженной работы. И то не факт, что получится.
Цитата: Foxhound от 06.01.2017 10:37:59Но это как бы это оправданное вложение средств, в отличии от очередных моделей химических ракет. Тем более что главная подзадача тут сама ЯЭУ с системой охлаждения, на основе которой потом делай хоть спутники хоть буксир, хоть космическую станцию. И если я не ошибаюсь эта подзадача близка к завершению.
Цитата: ЦитатаРакеты надо делать с двумя целями на мой взгляд - снижение стоимости вывода ПН, которое способно окупить разработку и импортозамещение различных небратьев, в том числе по космодромам. В этом смысле новый РБ имеет смысл с новыми РН (так как вместе с импортозамещением можно повысить характеристики), но сам по себе, например под Протон/Союз он не нужен.
Цитата: перегрев от 06.01.2017 11:14:33Вы ошибаетесь. Это если коротко. Нет мне очень импонирует идея такого планетолета. Я романтик. Помню, мне тогда очень хотелось картинки запостить этого керогаза. Классные картинки. Но нужно таки соизмерять желания с реальными возможностями.
Виталий Романович Рубинский, главный конструктора РД-0410, как-то обмолвился про ЯРД: "Мы еще не доросли до такой техники. Мы, это имеется ввиду человечество". Там столько проблем выявилось, мам не горюй. Ладно там прочность, химия, ожидаемо, но там еще и своя собственная, отличная от классической, газодинамика обнаружилась.
К слову, помер Виталий Романович перед Новым годом...
Цитата: Foxhound от 06.01.2017 11:34:10Так тут речь не о ЯРД, а о более "приземленной" схеме с реактором как источником электроэнергии, но не на термоэмиссии (как делали раньше) с турбиной и с бОльшей мощностью. То, что ЯРД на порядок сложнее я согласен, но кстати данный реактор это шаг вперед именно к таким планетолетам - .без ЯРД планелет возможен, а вот без мощного и долговременного источника энергии (ГЭУ если хотите) нет.
Цитата: перегрев от 06.01.2017 11:47:24С чего Вы решили, что космическая ядерная электростанции по циклу Брайтона штука более приземленная, чем ЯРД? Изначально КБХА предлагался жирный кусок в виде турбинной части этого агрегата (турбина, клапаньё и пр.). Рачук наотрез отказался. Потому как помимо чисто технических проблем (как сделать турбинный агрегат с высокими параметрами, непрерывно работающий без обслуживания годами), в полный рост вставал вопрос методологии отработки и подтверждения параметров. Той же надежности, например. Классические методы тут не годятся. Так к примеру, подтверждение ВБР 0,98 при гамма 0,8 двигателя 14Д23 потребовало порядка 25 000 секунд наземной наработки при летном ресурсе в 300 секунд. Могу посчитать, сколько потребуется наземной отработки для подтверждения ВБР агрегата работающего хотя бы месяц... Овердохрена получится...
Цитата: Foxhound от 06.01.2017 11:55:00Потому что это эволюционное развитие, как думаете сколько времени реакторы на ПЛ работают без обслуживания?
Цитата: ЦитатаТо что понадобится много нового это понятно, но в отличии от ЯРД это не совершенно новый агрегат, аналогов которому нигде нет. Да что там спорить - наземные испытания этой штуки уже идут, думаю стоит подождать какие будут итоги.
Цитата: перегрев от 06.01.2017 12:30:48При чем тут реактор вообще и АПЛ в частности? Речь идет о турбинной группе - турбина, генератор и т.д. Сколько у нас лодок с необслуживаемой турбинной группой?
А ссылочку можно, про уже идущие наземные испытания? А то у меня информация, что там только бумага в основном. Причем по турбинной части и бумаги еще нет.
Цитата: mse от 06.01.2017 13:45:50Реакторы, а речь, получается, о турбине. Хотя, наверное, какие термоэлектрические преобразователи можно. КПД, конешно, тот ещо, зато ничо не двигается. Но с Солнцем бяда... Да!
Цитата: перегрев от 06.01.2017 12:34:22А Вы за него не переживайте. Он и денег заработал, и славу России принес. РД-0120, РД-0124, РД-0146, 3Д37, 15Д312 и куча еще всего разного. Всем бы так. Посмотрим чего "следующие игроки" осилят. Покудова у "следующих игроков" не особо получается...
Цитата: перегрев от 06.01.2017 15:30:38Предположим Вам предложили возглавить создание фотонного звездолёта. Дают 12 трлн долларов и чтоб через 15 лет полетели к Тау Кита. Славы будет выше крыши, а уж революция будет всем на загляденье! Возьметесь?
Цитата: перегрев от 06.01.2017 15:30:38Предположим Вам предложили возглавить создание фотонного звездолёта. Дают 12 трлн долларов и чтоб через 15 лет полетели к Тау Кита. Славы будет выше крыши, а уж революция будет всем на загляденье! Возьметесь?
Цитата: slavae от 06.01.2017 16:49:55Гипербола хороша в литературе, как приём. Ему предлагали сделать турбину. Хоть какую-нибудь, для начала. Я так понял. Всё-таки турбина работает на известных принципах, в отличие от звездолёта. Опыт длительной работы вращающихся элементов у нас есть - центрифуги.
Ну, будем ждать молодых.