Малые АЭС... да удалые (длинный текст по частям, Часть 2)
Атомная дрезина
Что не под силу колесным или гусеничным шасси, способен увезти железнодорожный эшелон. По проекту блочно-транспортабельная АТЭЦ с быстрым натриевым реактором и газотурбинной установкой БН-ГТ-300 занимает 7 вагонов, перемещается по железной дороге, устанавливается под легко возводимым капониром и готова к работе. Она обеспечивает потребителей как электрической, так и тепловой энергией широкого диапазона параметров – от промышленных до коммунальных.
«Железнодорожный» вариант обеспечивает лучшую радиационную защиту и легкость в обеспечении эксплуатации: по мере выработки топлива заменяется и отправляется на завод только один «реакторный» вагон.
Недостаток такой АСММ фактически один: районы применения станций обычно не имеют железнодорожного сообщения с «большой землей».
Одноразовые станции
В последнее время появились проекты АСММ, рассчитанные на «оседлость»: они точно так же почти полностью монтируются «под ключ» на заводе, доставляются к месту работы и устанавливаются стационарно. Одной загрузки ядерного топлива им должно хватать на весь жизненный цикл: 25-30 лет. Остальные критерии – надежность, безопасность, недоступность для посторонних, нераспространение ядерных материалов, минимум управления и обслуживания и т.д. – такие же, как и для стационарных АЭС. По окончании жизненного цикла такая АСММ демонтируется и вместе с накопленными радиоактивными отходами и использованным топливом увозится на завод – либо насовсем, либо для «перезарядки».
Подобные станции могут использоваться в коммунальном хозяйстве в качестве районных ТЭЦ, ориентированных на отопление и горячее водоснабжение. К их числу можно отнести проекты АСТ «Рута» с реактором бассейнового типа, АТЭЦ «Елена» с выработкой электроэнергии термоэлектрическим способом, блочно-модульную АТЭЦ «Ангстрем» с быстрым реактором, саморегулируемую по мощности АЭС «Унитерм», «Мастер» и многие другие.
Однако такие виды АСММ все же требуют существенных строительных работ на месте установки и не отвечают критерию мобильности.
По морям, по волнам
Проект АСММ, которому повезло воплотиться в металле – плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС). Именно это судно строится на стапелях «Балтийского завода».
Плавучая АЭС удовлетворила всему спектру требований к АСММ. Плавучий энергоблок (ПЭБ) – это крупнотоннажное морское несамоходное судно (длина 144 м, ширина 30 м, водоизмещение 21,5 тыс. т) способно нести полновесную радиационную защиту. Ему не нужны автомобильные и железные дороги. Все радиационные и ядерные материалы локализованы внутри ПЭБ.
Комплект из четырех активных зон обеспечивает длительный период эксплуатации между заводскими ремонтами. Изготовление – также почти полностью заводское, на месте установки возводятся лишь причальные гидротехнические сооружения и береговые устройства для приема и передачи электроэнергии и горячей воды (при необходимости). Расчетный срок эксплуатации – три периода по 12 лет, разделенных одногодичными интервалами для техобслуживания и перегрузки топлива в заводских условиях. Серия из нескольких ПАТЭС позволит «тасовать» их так, чтобы потребители в местах их установки не лишались энергоснабжения в течение срока эксплуатации.
В средней части судна располагаются реакторный отсек и отсек обращения с ядерным топливом, защищенный конструкцией судна. В носовой части размещены турбогенераторный и электротехнический отсек, в кормовой – отсек вспомогательных установок и жилой блок. На борту одной ПАТЭС – две независимые ядерные энергетические установки электрической мощностью по 35 МВт, чем достигается необходимое резервирование для потребителей в условиях недоступности других источников энергоснабжения.
Реакторная установка КЛТ-40с – модернизированный вариант РУ типа КЛТ-40, проверенной многолетней эксплуатацией на атомных судах. В России такие реакторы успешно работают на лихтеровозе ледового класса «Севморпуть» (с 1988 г.) и ледоколах с малой осадкой «Таймыр» (1989 г.) и «Вайгач» (1990 г.). Отличие реакторов ПАТЭС от типовых судовых установок, наряду с более совершенными системами безопасности, заключается в меньшем обогащении ядерного топлива (чтобы удовлетворить требованиям МАГАТЭ в экспортном варианте ПАТЭС).
Выдача электроэнергии от ПАТЭС к потребителям напрямую осуществляется по кабельной сети 10 кВ, к удаленным потребителям – через береговую подстанцию, повышающую напряжение до 110 кВ. Контур выдачи тепловой энергии ПАТЭС обеспечивает передачу сетевой воды температурой 150-170°С береговому теплопункту.
Географическое положение России способствовало тому, что наша страна стала единственной в мире обладательницей атомного ледокольного флота (всего было построено девять ледоколов и одно транспортное судно ледового класса). А отечественный военно-морской флот накопил огромный опыт эксплуатации надводных и подводных кораблей с атомными силовыми установками. Не случайно среди отечественных АСММ наиболее подготовленным к воплощению оказался проект ПАТЭС. При этом возможности удачно совпали с потребностями: в эффективных источниках электроснабжения нуждаются не только удаленные районы Камчатки и Чукотки, но и газодобытчики новых месторождений Крайнего Севера и шельфовой зоны Баренцева моря.
На трудном пути
Путь создания ПАТЭС берет свое начало еще в последние годы жизни Советского Союза. Международный конкурс проектов ПАТЭС, на котором, кстати, победили отечественные разработчики, состоялся еще в 1991 г. Но вернулись к этой идее лишь по прошествии десятилетия экономических катаклизмов. В 2002 г. техпроект плавучего энергоблока был утвержден и прошел экологическую экспертизу. В 2003-м получил государственную лицензию.
Заказчиком-инвестором выступает Госкорпорация «Росатом» в лице одного из своих подразделений – ОАО «Концерн Росэнергоатом», в котором для реализации этого проекта создан специальный филиал: «Дирекция строящихся ПАТЭС». В 2006 г. конкурс на сооружение ПАЭС выиграл завод «Севмаш» (Северодвинск), где в апреле 2007 г. состоялась закладка первой плавучки «Академик Ломоносов».
В качестве задела «Севмаш» успел изготовить порядка 120 секций корпусных конструкций ПАТЭС. Однако загруженность завода оборонными заказами и ряд экономических проблем привели к тому, что в 2008 г. «Концерн Росэнергоатом» передал строительство ПАТЭС другому изготовителю – «Объединенной промышленной корпорации» (куда входит ОАО «Балтийский завод»). Это одна из крупнейших компаний судостроительной отрасли России, имеющая опыт постройки атомных и дизельных ледоколов и судов ледового класса, крупнотоннажных грузовых судов и военных кораблей. Представители заказчика рассматривали в качестве альтернативы разные судоверфи, в том числе Кореи, Японии, Китая. Но остановили выбор именно на «Балтийском заводе», со стапелей которого в свое время сошли атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», а сейчас идет подготовка к строительству ледокола нового поколения. Строящаяся ПАТЭС должна совместить в себе нормативные требования сразу нескольких видов: Российского морского регистра судоходства, Ростехнадзора и Международной морской организации по безопасности торговых атомных судов.
«Начинку» для ПАТЭС изготовят другие организации. Главным конструктором и комплексным поставщиком реакторных установок КЛТ-40с стало ОАО «ОКБМ Африкантов», а изготавливает их ОКБМ и «Нижегородский машиностроительный завод». Проектированием и изготовлением паровых турбин ТК-35/38 (35 МВт – номинальная электрическая мощность в режиме отпуска тепла, 38 МВт – максимальная электрическая мощность при прекращении отпуска тепловой энергии) занимается «Калужский турбинный завод».
Генеральным проектировщиком ПАТЭС является ЗАО «Атомэнерго», привлекшее для проектирования плавучего энергоблока ОАО ЦКБ «Айсберг», по проектам которого создано более 100 кораблей и судов ледового класса, в том числе с ядерными установками (ледоколы «Ленин», «Арктика», «Таймыр», «Вайгач» и др.).
Всего, с учетом контрагентов, при сооружении ПАТЭС задействованы более 130 предприятий и организаций атомной, машиностроительной, судостроительной и других отраслей России.
Стапельная сборка плавучего энергоблока началась на «Балтийском заводе» в мае 2009 г. После спуска на воду в конце июня 2010 г. судно будет достраиваться на плаву. В конце 2010 г. должно начаться возведение береговых гидротехнических сооружений на месте будущей работы ПАТЭС. Начало испытаний ПАТЭС планируется на конец 2011 г., физический пуск станции должен состояться в 2012 г., сдача заказчику – в конце 2012 г., ввод в промышленную эксплуатацию – 2013 г.
Перенос сооружения с «Севмаша» на «Балтийский завод» сказался на выборе места дислокации первой ПАТЭС: оно «переехало» из архангельского Северодвинска в камчатский Вилючинск. Впрочем, сходство очевидно: оба города являются крупными военно-морскими базами, поэтому опытная эксплуатация пилотной ПАТЭС пройдет в заведомо подготовленных и благоприятных условиях.
Не должно возникнуть проблем и с заводскими площадками для квалифицированного технического обслуживания и замены топлива. ПЭБ можно будет отбуксировать в Мурманск, на базу гражданских судов «Атомфлота», или использовать военные судоремонтные заводы Камчатки и Дальнего Востока.
По данным Госкорпорации «Росатом», удельная стоимость строительства ПАТЭС достаточно высока и составляет (в ценах 2009 г.) 240 млн руб. за 1 МВт установленной мощности. Однако, по прогнозам, станция полностью окупит себя не позднее чем через 7 лет, а серийное строительство позволит снизить стоимость ПАТЭС на 30-40%.
В дальнейших планах – флотилия из нескольких ПАТЭС. В качестве перспективного рассматривается Чукотский автономный округ, и следующей может стать ПАТЭС в Певеке, а затем – в Черском. Дело в том, что на Чукотке планируется промышленная разработка месторождений золота, палладия, платины, олова, меди. Кроме того, через десять лет начнут выводиться из эксплуатации мощности Билибинской АТЭЦ, еще раньше произойдет выбытие Чаунской ТЭЦ, и потребуется их замещение новыми энергоисточниками.
Также Росатом подписал соглашение о строительстве 4-х плавучих АЭС с правительством Якутии. Кстати, этой республике предрекают большое будущее: по прогнозам изыскателей, Якутия может стать основным центром добычи урана в России. Более того, правительство Якутии уже обратилось в «Росатом» с просьбой об ускорении работ по созданию ПАТЭС в пос. Усть-Куйга, где разрабатывается новое золотоносное месторождение «Кючус».
Отредактировано: Dobryаk - 15 июл 2010 09:04:44
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола