[29/04/2013]
Морское образование России: от количества к качеству: часть 1http://proatom.ru/mo…p;sid=4501 (примечание: proatom.ru это на редкость дурной портал, мусора на нем многократно больше, чем содержания, но в этом тексте есть и содержание. В основном слезы о совествой системе государственного распределения молодых специалистов после вузов...)Н.Н. Григорьев, проф. каф. ТСС ГМА им. адм. С.О. Макарова; А.М.Железняков, к.д.п., к.э.н.; М.М.Наконечный, к.д.п., советник Ген. директора ООО «СКФ Арктика»
Экономические преимущества увеличения объема перевозок российским флотом известны и очевидны. С учетом перспектив освоения новых месторождений углеводородного сырья, применение морского транспорта в перевозках грузов выводит задачу в разряд стратегических в экономике в России.
Наметившиеся темпы и объемы строительства российского флота позволяют надеяться, что эти планы могут быть реализованы, при одном «но» – где взять квалифицированные кадры?Из анализа процесса зарождения рыночных отношений в России напрашивается вывод, что зачастую эти отношения складываются, минуя объективные закономерности. Многообразие субъективных моментов в т.н. «рыночных» отношениях вызывает изумление. Одним из примечательных явлений подобных отношений является система морского образования России.
Кадровая «недостаточность» отечественного флота
После распада СССР в России сложилась парадоксальная ситуация в системе морского образования и на судоходном кадровом рынке. Государство тратит бюджетные средства на подготовку моряков, а результатами пользуются иностранные судоходные компании. Причем, в них уходят работать, как правило, наиболее подготовленные специалисты. Принимая во внимание кадровый голод в иностранных судоходных компаниях и более высокие заработные платы, вряд ли приходится рассчитывать на то, что наиболее подготовленные выпускники российских учебных заведений предпочтут работу в российских судоходных компаниях, за исключением, пожалуй, группы компаний «Совкомфлот», в которой для моряков созданы конкурентоспособные условия.
В сочетании с другими негативными факторами, это обстоятельство отрицательно сказывается на состоянии отечественной судоходной отрасли, в том числе, аварийности на морском флоте. С учетом перспектив роста флота и увеличения перевозок грузов судами под российским флагом ситуация складывается критическая. К морякам следует добавить работников нефтяных платформ, где также потребуются дополнительные кадры. Нужно незамедлительно искать выход из сложившейся ситуации. Требуется разработать механизм повышения качества подготовки специалистов и закрепления их в российских компаниях.
В настоящее время действует лишь один механизм для закрепления кадров в компаниях – гонка заработной платы. Но в недалеком времени этот механизм себя исчерпает. Это видно по тому, как растет и «молодеет» субстандартное судоходство. В том числе, и за счет российских моряков.
Несмотря на то, что существуют единые международные и национальные стандарты образования, наметилась четкая тенденция дифференцирования учебных заведений. Вне зависимости от их наименования и уровня подготовки у судовладельца формируется собственный рейтинг учебных заведений. Отсутствие распределения и контрактов на обучение вынуждает судоходные компании буквально вести охоту на специалистов с хорошим уровнем подготовки. Главным аргументом привлечения специалистов в компанию является заработная плата. Более состоятельные компании привлекают моряков с высоким уровнем подготовки высокой заработной платой. Менее состоятельные - вынуждены довольствоваться остаточным принципом, что может иметь негативные последствия для безопасности мореплавания, особенно в условиях, когда происходит негласный сговор, при котором судовладелец закрывает глаза на уровень и качество подготовки специалиста, на его возраст, физическое и психическое здоровье.
Выгода судовладельца кроется в том, что такому специалисту можно платить низкую заработную плату. За счет ведения двойной бухгалтерии и укрывательства от профсоюзов. Так возникает субстандартное судоходство, опасное не только эксплуатацией судов, не соответствующих техническим требованиям классификационных обществ, но использованием субстандартных экипажей. Расследование произошедших аварий подтверждает это.
Кадровая политика судовладельцевНынешняя судоходная кадровая политика весьма однобока. С одной стороны, судовладелец заинтересован в квалифицированных кадрах, с другой стороны, он боится вкладывать деньги в обучение моряков из-за того, что, повысив квалификацию, они перейдут работать в более перспективную компанию. Поэтому увеличивается влияние человеческого фактора на аварийность.
Конечно, специалист даже самой высокой квалификации не застрахован от ошибок, но этому имеются свои причины и объяснения. Исключить аварии полностью вряд ли когда-нибудь удастся. «Законы человеческих пертурбаций не могут быть установлены логикой распределения элементов очевидности. Как без изучения всех окружающих процессов можно расчленить узлы мыслящего аппарата?» [Н.К.Рерих]. Однако изучение многих окружающих процессов позволит существенно повлиять на уровень аварийности на морском флоте. Главное препятствие на этом пути - нежелание судовладельцев нести дополнительные расходы, необходимые для проведения масштабных исследований. Но расходы на ликвидации аварий существенно выше, чем затраты на исследования и применение их результатов на практике. Природа не принимает денежные компенсации за нанесенный ей ущерб. Поэтому очевидно, что дальнейшая эксплуатация существующего флота специалистами сомнительной квалификации чревата серьезными последствиями для человечества.
Система морского образованияОдним из серьезных вопросов «изучения окружающих процессов» является система морского образования. Россия, являющаяся правопреемницей СССР, и объявившая себя великой морской державой, фактически, не имеет дееспособного флота, а флотские кадры за весьма сомнительные дивиденды готовит для западных судоходных компаний. Таким образом, наша страна добровольно превратила себя в кадрового донора иностранных компаний. Попытки объяснить выгоду России тем, что, работая в иностранных компаниях, моряки тратят свои заработки в нашей стране, не убедительны.
Высококвалифицированные кадры нужны нашей стране, если она претендует на звание великой морской державы. Рост аварийности на морском флоте в 1,7 раза в 2010 г. по сравнению с 2009 г. еще одно подтверждение того, что проблема эксплуатации отечественного флота стоит чрезвычайно остро. Существенно повлияла на рост аварийности весьма низкая готовность плавания в ледовых условиях. Из 54 аварий, произошедших на морском транспорте, 13 аварий (23%) произошло при плавании в ледовых условиях [1]. Эта проблема весьма актуальна, так как дальнейшее освоение трассы Севморпути потребует, прежде всего, от судоводителей знаний и умений, учитывающих специфику ледового плавания. Существующий опыт ледового плавания не аккумулирован нынешним поколением судоводителей, поэтому с увеличением интенсивности ледового плавания следует ожидать роста аварийности.
Учитывая рост аварийности на морском флоте, возраст судов, низкую квалификацию экипажей, увеличение числа задержаний в иностранных портах, можно сделать вывод о том, что российский флот вступил в фазу субстандартного судоходства. Если не прервать подобную динамику, то России уготована участь Грузии, морские дипломы которой не признаются европейским сообществом.
Для ликвидации диспропорции в кадровых вопросах необходима разработка государственной кадровой политики, прежде всего, в тех отраслях, где отток специалистов наиболее ощутим. Что касается кадров морского флота, все чаще российскими и зарубежными судовладельцами поднимается вопрос о необходимости заключения трехсторонних контрактов на подготовку моряков. Специалисты – это образовательный продукт, подготовка которого оплачена государством. Произведенные затраты должны быть возвращены налогоплательщику для реализации новых проектов, в том числе, и в области образования. Процесс перехода на контрактную систему подготовки специалистов морского флота идет, но дает пока серьезные сбои.
«Щедрость», а, точнее, неразумность государства в сфере образования - серьезная проблема социального характера. «Всеобщее» высшее образование неминуемо ведет к снижению его качества. В системе должны быть разумные ограничения, прежде всего, по численности высших учебных заведений и численности студентов. Понимание необходимости реальных шагов, направленных на повышение качества образования, пришло, когда численность вузов и учащихся в них превысило разумные пределы.
Сокращение числа вузов и учащихся создаст предпосылки для здоровой конкуренции при поступлении в вуз, но при условии отмены ЕГЭ, как неэффективного и необъективного инструмента оценки знаний. Не поступившие в вуз смогут продолжить образование в системах среднего профессионального образования или профессионального технического образования, которое нужно возрождать. В конечном итоге, имеющие амбиции и упорство добьются своего - получат со временем высшее образование. В советские времена подобная схема работала, и работала хорошо. Ныне же доступность высшего образования низвела на нет конкурс при поступлении, особенно в технические вузы. В настоящее время число мест в вузах, практически, равняется числу абитуриентов. Конкурсы на некоторые модные специальности не в счет. Потребности в «модных» специалистах также весьма ограничены. Негласно существующий рейтинг вузов расставляет всё на свои места, а невостребованный специалист вместе с дипломом получает психологическую травму, либо чиновничье кресло по протекции, зачастую в сфере, далекой от указанной в дипломе специальности. Вряд ли можно переоценить вред, наносимый сегодняшним образованием российской экономике, а также урон личности, получившей диплом, но не получившей знания, предусмотренные образовательным стандартом. Стремление вуза минимизировать процент отчислений из-за низкой успеваемости любой ценой не является достижением.
Контрактная система обучения Контрактная система обучения может не только привести в соответствие «спрос и предложение», но и способствовать повышению качеству морского образования. Для реализации контрактного обучения в сфере морского бизнеса необходимо понять, что тормозит развитие этой системы. К числу проблем, тормозящих процесс внедрения контрактной системы образования, следует отнести:
1. отсутствие правовой базы об обязательной отработке выпускником определенного срока, оговоренного контрактом, за оплату его обучения, что делает этот проект не привлекательным для судовладельца.
2. судовладелец привык получать специалистов бесплатно («Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где найти такого Служителя, не слишком дорогого?» [А.С. Пушкин, «Сказка о Попе и его работнике Балде»].
3. курсант понимает, что ему так же не выгодно заключать контракт с определенной компанией, потому что, обучившись за бюджетные деньги, он свободен в выборе места трудоустройства.
4. существующая система оплаты труда преподавателей в учебном заведении также не способствует заинтересованности в контрактной системе.
5. на обучение моряков тратятся бюджетные деньги, но наиболее подготовленные из них идут работать не в российские, а в зарубежные судоходные компании. При этом государство несет потери.
Не прекращаются дебаты по поводу самих образовательных стандартов. Какое образование должен иметь моряк - высшее или среднее? Право на существование имеют обе системы, что проверено опытом десятилетий.
Как сделать систему морского образования престижнойКак же сделать систему морского образования престижной в глазах всех вовлеченных в этот процесс сторон? Для защиты российского судоходного рынка, роста престижности морских профессий, в том числе, профессии преподавателя морского учебного заведения, предлагается проект, который будет способствовать укреплению статуса российского моряка. Для этого требуется решить две главные задачи:
1. обеспечить законодательно обязательства всех трех сторон, участвующих в заключении контракта, к его исполнению.
2. пересмотреть механизм финансирования подготовки специалиста таким образом, чтобы он был приемлемо для всех.
Для этого предлагается разделить учебные программы на две части. Первая - должна включать дисциплины, предписанные в качестве федеральной компоненты. Вторая - специальные дисциплины и тренажерная подготовка.
Первая часть учебных программ (главным образом, первые два года обучения) может финансироваться из трех источников:
1. бюджетное финансирование, для большей доли приема в морское учебное заведение (в пределах контрольных цифр по приему в учебное заведение).
2. финансирование компаниями на принципах целевого приема.
3. оплата за обучение самими учащимися, для тех, кто не может (например, гражданин иностранного государства) или не хочет воспользоваться финансированием из первых двух источников.
Бюджетное финансирование федеральных программ необходимо для того, чтобы снизить давление судоходных компаний на содержание образовательных программ. Судовладелец ориентирован на специальные дисциплины, поскольку его интересует узконаправленный специалист. «Переученный» моряк для него менее привлекателен, потому что свободен. Свободен в выборе места работы. Переученный моряк независим от прихотей судовладельца. Но он нужен, а порою и незаменим, для государства. Образование, работа на судне, контакты с менеджерами разных уровней в различных странах, дают неоценимый опыт, повышают потенциал морских кадров, востребованный в России. Формирование такого специалиста вряд ли может быть привлекательным для западного судовладельца. Именно поэтому федеральная составляющая российского морского образования должна быть сохранена и в дальнейшем усовершенствована, причем не только для обучения в учебном заведении, но и в последующем, через системы курсов повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.
Вторую часть (специальные дисциплины и тренажерная подготовка) следует финансировать из двух источников. Первый – за счет компаний, которые заключили трехсторонний контракт на подготовку специалиста. В этом случае у компаний появляется право выбора учебного заведения, курсанта и возможность влияния на образовательные стандарты и программы.
Курсант также получает свободу выбора компании, выступающей в качестве потенциального работодателя. Для того чтобы такое право появилось, необходимо зарекомендовать себя наилучшим образом. Учебное заведение также получает право выбора компании и абитуриента, что в дальнейшем приведет к заинтересованности в повышении качества подготовки. При этом создаются условия для здоровой конкуренции между учебными заведениями за право получать заказы на подготовку специалистов. Реальные расходы государства на морское образование сократятся. Численность учащихся будет определена потребностью рынка. Возможно, что для судоходных компаний, особенно малых, такая система покажется не привлекательной. Но пора понять, что главная ценность любой компании – это люди. Переход на контрактную систему подготовки моряков принудит компании ценить имеющиеся кадры и формировать на перспективу кадровую политику.
Второй источник – оплата за обучение самими учащимися. Это касается тех, кто не хочет связывать себя договорными обязательствами или не был востребован в результате заключения контракта с компанией. В случае самофинансирования существует опасность недобросовестного отношения к качеству подготовки или откровенной торговли дипломами, но это уже компетенция прокуратуры.
В местах нахождения морских университетов необходимо осуществлять единый прием на высшее образование на базе полного среднего образования. При этом следует предусмотреть перевод менее успевающих курсантов на обучение по стандартам среднего образования с согласия, прежде всего, самого курсанта, при готовности работодателя оплачивать этот вид подготовки.
Было бы справедливым, чтобы судоходная компания сама регулировала отношения с курсантом в части его обучения и графика выполнения учебного плана. Естественно, такую работу должен выполнять компетентный специалист в области морского образования. Регулирование отношений между курсантом и потенциальным работодателем в режиме online, позволит стимулировать и мобилизовать учащегося. В случае недобросовестного исполнения обязательств действие договора может быть приостановлено или прекращено любой из сторон.
Учебное заведение обязано исполнять требования международного и национального стандартов образования. Что же касается дополнительных программ (для специализации), они должны быть оговорены и оплачены отдельно.
Иностранные судоходные компании составили для себя негласный рейтинг российских морских учебных заведений. Ориентируясь на него, Союз норвежских судовладельцев, датских судоходных компаний и др., все активнее пытаются проникнуть на кадровый рынок России. Более того, компании Норвегии проводят отбор кандидатов для работы у себя среди курсантов. Несмотря на реальные риски, они готовы к заключению трехсторонних договоров на подготовку моряков. Это обстоятельство ухудшает и без того слабые позиции российских судоходных компаний в части кадрового обеспечения. Интерес к морским учебным заведениям России имеется также и у судоходных компаний Германии, Японии и других стран.
Предлагаемый проект по кадровому обеспечению флота позволит поставить иностранные компании в общую очередь. Привилегии же, в первую очередь, должны быть предоставлены российским судоходным компаниям. При отборе потенциальных кандидатов в учебном заведении следует организовывать нечто вроде аукциона. Само участие в аукционе должно быть оплачено компанией, изъявившей желание получить специалистов, подготовленных в конкретном учебном заведении (на льготных для российских судовладельцев условиях).
Сохраняется опасность, что по истечении срока отработки в российской компании моряки будут уходить работать под иностранный флаг. И получится, что они (российские компании) будут выполнять, и уже выполняют, роль курсов повышения квалификации. Бороться с этим можно только выплатой заработной платы, эквивалентной зарубежным, и формированием корпоративной культуры в судоходной компании. Последнее особенно важно, ведь российские компании ближе к учебным заведениям, хотя бы потому, что в них работают выпускники этих заведений. Это обстоятельство необходимо умело использовать. Путей сотрудничества много, в том числе, тренажерная подготовка в учебных заведениях, что является дополнительным стимулом для сотрудничества.
Финансирования из двух источников позволит государству экономить бюджетные средства за счет передачи части финансирования по подготовке моряков судоходным компаниям и самим учащимся. При этом на каждую из сторон ложится определенная ответственность.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола