Два старта - два финиша
Летом 1929 года германский воздушный корабль «Граф Цеппелин» LZ 127 совершил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелет.
Дирижабль имел длину 236,6 метра, максимальный диаметр - 30,5 метра, полный вес - 121 тонну. В движение корабль приводили пять 12-цилиндровых двигателей водяного охлаждения «Майбах» общей мощностью три тысячи лошадиных сил. Топливом для них служил специальный углеводородный газ, имеющий почти одинаковую плотность с воздухом и потому особенно удобный для транспортировки в специальных баллонах.
Еще во время постройки этого гиганта у одного из пионеров воздухоплавания - конструктора Хуго Эккенера - зародилась мысль совершить на нем полет вокруг земного шара.
Известный американский газетный магнат Уильям Рэндольф Херст профинансировал половину работ по подготовке путешествия с тем условием, что он сможет, публиковать эксклюзивные материалы о полете в газетах США и Англии. И еще Херст, по праву соучредителя проекта, настаивал, чтобы «Цеппелин» не только стартовал, но и заканчивал свой полет в Америке. Но Эккенеру, конечно, хотелось, чтобы дирижабль начал свое путешествие в Германии. К всеобщему удовольствию, они нашли компромисс - организовали два старта и два финиша: «американские» - в городе Лейкхерст (штат Нью-Джерси) и «немецкие» - в городе Фридрихшафен.
Итак, «Граф Цеппелин» вылетел из Фридрихшафена 27 июля 1929 года. Кругосветка началась.
Пройдя над французской территорией, дирижабль обогнул южный берег Испании и вышел в открытый океан. Над Азорскими островами была сброшена почта, и курс взяли прямо на Лейкхерст. Утром 4 августа «Граф Цеппелин» опустился на американский берег, покрыв весь путь в восемь тысяч километров за 95 часов 23 минуты. «Американский» полет стартовал 7 августа. Взлет удалось осуществить без всяких инцидентов, и дирижабль удалился в северном направлении.
В связи с метеорологическими условиями был избран восточный маршрут: через Сибирь в Токио, оттуда через Тихий океан в Лос-Анджелес, на западное побережье Соединенных Штатов, потом - в Лейкхерст и через Атлантический океан - обратно в Германию.
На борту «Графа Цеппелина» находились 60 мужчин и одна женщина, отважная леди Грэйс Драммонд-Хэй, журналистка, освещающая первый кругосветный перелет на дирижабле. А кроме пассажиров и команды на нем летело две тонны багажных посылок и одна тонна почтовой корреспонденции из Соединенных Штатов в Европу.
Крылатые связисты
Первоначальный план состоял в том, чтобы лететь по самому короткому пути, то есть через Ленинград и дальше держась 60-й параллели, но от этого отказались по метеорологическим причинам и для экономии времени и горючего.
Над Кизелом (Урал) с дирижабля был сброшен пакет, в котором содержалось шесть почтовых открыток, отправленных одним из пассажиров. От Верхотурья Эккенер повернул еще севернее, продолжая путь на северо-восток. 18 августа дирижабль появился над Николаевском-на-Амуре, откуда путь лежал на юг - в Японию. Вопреки опасениям, дирижаблю не только не пришлось преодолевать какие-либо особые трудности, но он даже сумел благодаря попутным ветрам развить скорость до 170 километров в час.
В Токио на борт приняли несколько новых пассажиров, в том числе представителя японской печати, который взял с собой почтовых голубей, чтобы иметь возможность отправлять сообщения вне зависимости от наличия или отсутствия радиосвязи. Необходимость в крылатых почтальонах возникла довольно скоро, когда дирижабль попал в полосу бурь и гроз. Прорываясь сквозь зону плохой погоды, дирижабль сначала понесло вниз холодной атмосферной струей, а затем его подбросило вверх теплым воздухом. Ввиду опасности. угрожавшей «Цеппелину» из-за молний, пришлось свернуть антенну, так что радиосвязь на время прервалась. Вот тут-то почтовые голуби и понадобились. кстати, они прекрасно справились со своей задачей.
Эккенер сумел вывести дирижабль из турбулентной зоны и, повернув на северо-восток, достиг области попутных ветров, которые значительно ускорили полет.
Дождь из огурцов
Затем было установлено радиосообщение с Америкой, а несколько позднее пассажиры и команда пережили «парадокс 180-го градуса», когда время на 24 часа «отстает» или «уходит вперед», в зависимости от того, движутся ли люди навстречу восходу или закату солнца. Наконец дирижабль достиг американского материка в районе Сан-Франциско, и таким образом первый в истории воздухоплавания перелет через Тихий океан был завершен за 68 часов 1 минуту. Из них 40 часов пришлось «пробираться» в густом тумане, что невозможно ни для одного самолета. Средняя скорость полета была 120 километров в час, наивысшая - 175 километров. И вот «Граф Цеппелин» приземлился в Лос-Анджелесе.
|
Еще во время постройки дирижабля конструктор Хуго Эккенер задумал облететь на нем вокруг Земли
|
Ну а старт оттуда оказался далеко не самым легким делом и едва не закончился катастрофой. Дирижабль слишком сильно нагрузили, так что пришлось избавиться от некоторого запаса воды. Тем не менее «Цеппелин» поднимался очень медленно, и Эккенер велел выбросить еще часть продовольствия, из-за чего на аэродром посыпались консервы, томаты, огурцы и фрукты. В последний момент задний руль высоты зацепился за электрический кабель высокого напряжения, и только благодаря искусному маневрированию удалось освободить дирижабль без особого вреда. И все-таки руль оказался поврежден, но не настолько, чтобы прервать из-за этого полет. Воздушный корабль взял курс на восточное побережье США, развивая скорость в 80 - 100 километров в час. Когда «Цеппелин» достиг Чикаго, ему навстречу поднялась эскадрилья самолетов. Колоссальные массы людей на тротуарах и крышах домов приветствовали дирижабль, а деловая жизнь в городе на некоторое время просто остановилась. 29 августа в 6 часов 55 минут дирижабль достиг Лейкхерста и благополучно совершил посадку. Для американцев кругосветное путешествие было закончено. Но теперь предстоял перелет назад в Германию.
Возьмите автомобили с собой!
Перед отлетом команда дирижабля получила массу богатых подарков: каждому вручались новейший радиоприемник и золотые часы - щедрые янки пытались презентовать путешественникам даже автомобили! Старт несколько задержался из-за того, что в оболочке дирижабля была обнаружена дыра. Происхождение ее выяснить не удалось, но предположили, что в «Графа Цеппелина» выстрелили во время его полета над штатом Техас. Дыру залатали, но тут какой-то американский фотограф, заказавший место на дирижабле, но получивший отказ вследствие перегрузки корабля, добился у суда наложения ареста на «Цеппелин» в обеспечение предъявленного иска о моральных и материальных убытках в 125 тысяч долларов. Коменданту аэродрома в Лейкхерсте с трудом удалось предотвратить арест. Пришлось сослаться на то, что постановление вынесено местным судом и не имеет силы на аэродроме, находящемся в подчинении федеральных властей. Все же командование дирижабля решило депонировать в суде 25 тысяч долларов, чтобы избежать новой попытки ареста дирижабля. Наконец «Граф Цеппелин» плавно поднялся и вскоре исчез в восточном направлении. Но приключения еще не закончились!
Один из пассажиров, посаженных в Лейкхерсте, сделал попытку курить на борту дирижабля, чем подверг всех крайней опасности («Граф Цеппелин» был наполнен взрывоопасным газом -водородом). Только под угрозой применения силы удалось заставить курильщика отдать спички и табак командиру.
Затем дирижабль попал в поток очень горячего воздуха, шедшего с раскаленных плоскогорий Испании. Между температурой газа в корабле и температурой наружного воздуха мгновенно образовалась разница в 11 градусов, и из-за этого дирижабль потерял четыре тонны подъемной силы. С высоты 500 метров он спустился до 200 метров и удержался на этой высоте только благодаря искусству экипажа.
Приблизительно в полночь с 3 на 4 сентября «Граф Цеппелин» достиг французского побережья и продолжал полет над ночной Францией в северовосточном направлении. В 8 часов 48 минут дирижабль благополучно опустился перед ангаром во Фридрихшафене и тут же был окружен восторженной толпой. Из США он летел 67 часов 35 минут. Так закончился великий кругосветный перелет LZ 127. Официальные данные о нем таковы: весь путь протяженностью около 35 тысяч километров был пройден за 20 дней и 4 часа, причем в воздухе он находился 12 суток и 11 минут.
Вячеслав Шпаковский
-------------------------------------------------------
Источник: Журнал "Тайны ХХ века" № 28 2011 г.