Цитата: VVSector от 13.02.2019 08:13:40Ну ничего себе, а я-то думал, что у старых некошерных Ту-144Д и "Конкорда" как раз и был бесфорсажный сверхзвук, а оно вона как...новое качество!
Что тогда, что сейчас, проблема не в материаловедении или двигателях - проблема в экономике и здравом смысле. Сверхзвуковой самолет дает только преимущество по времени, что никак не компенсирует высокой стоимости инвестиций в разработку, аэродромную инфраструктуру. Заплатить за билет как за чугунный мост, получив в итоге 1-2-3 часа выигрыша на маршруте средней протяженности? Сомнительная затея. А низкого удельного расхода топлива, сравнимого с нынешними паксовозами, вы не получите - для суперкруза вам нужны движки с низкой степенью двухконтурности, а они по умолчанию прожорливы.
А я согласен с rommel.lst, со времен Ту-144 много воды утекло. Технологии шагнули далеко вперед. В конце 60-х сверхзвуковой пассажирский самолет был скорее понтом, что у нас, что на Западе. Денег у населения было меньше, населения на планете было меньше, аэродромов было меньше, сами аэродромы были гораздо примитивнее, электронные технологии были слаборазвитыми, ненадёжными.
С конца 1960-х по начало 2020-х разработано 5-6 новых поколений двигателей, они стали в 2 раза более экономичными, в 2-3 раза легче и на порядок надёжнее.
Появились новые совершенные композиционные материалы (тоже несколько поколений).
Появилось новое современное радио-электронное оборудование (гораздо легче и надёжнее чем было в 1970-е).
Всё это позволит создать сверхзвуковой пассажирский самолёт с расходом топлива в 2 раза меньше чем у Ту-144Д и "Конкорда", при этом с дальностью на 30-40% больше.
__________________________________________________________________
Давайте рассмотрим Ту-144Д.
Было выпущено всего 5 штук Ту-144Д, они были очень проблемными и не возили пассажиров.
Крейсерская и максимальная скорость Ту-144Д была ниже чем у Ту-144 с форсажными двигателями НК-144 (2120 и 2285 км/ч против 2200-2300 и 2443-2500 км/ч соответственно), зато дальность выросла с 3080 км до 4500-5330 км.
Первый серийный Ту-144Д совершил первый полет 27 апреля 1978. А 23 мая 1978 он загорелся в воздухе и потерпел катастрофу, летчики испытатели погибли. Данная катастрофа стала основным поводом для прекращения полётов Ту-144 с пассажирами.
1 июня 1978 года было принято решение о прекращении эксплуатации Ту-144, то есть Ту-144Д так и не успел повозить пассажиров.
Характеристики:
ЦитатаДвигатели для Ту-144, в соответствии с рекомендациями ЦИАМ, задавались двухконтурные турбовентиляторные с форсажными камерами. ОКБ Н.Д. Кузнецова на основе газогенератора ДТРД НК-8 бралось создать для будущего советского СПС ТРДДФ, получивший обозначение НК-144, с взлетной тягой 20000 кгс и удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме на уровне 1,45 кг/ кгс час. Следует отметить, что успех проекта Ту-144 в большой степени зависел от успехов двигателестроителей. Выбор для Ту-144 ТРДДФ, работающего на форсаже на крейсерских режимах отнюдь был небесспорным, он давал возможность получить для Ту-144 менее напряженный в температурном отношении двигатель, а также более оптимизированный двигатель для выполнения полетов в широком диапазоне высот и скоростей, чем в случае выбора одноконтурного ТРД. Большие сомнения вызывала возможность получения умеренных расходов топлива на крейсерских режимах на данном типе двигателя и, как следствие обеспечение требуемой дальности полета. Все это не было большим секретом ни для туполевцев, ни для МАП.
Англо-французы, выбирая тип двигателя для своего "Конкорда" пошли промежуточным компромиссным путем, выбрав для него одноконтурный ТРДФ Бристоль "Олимп" 593 с небольшой степенью форсирования и удельным расходом топлива на форсаже 1,327 кг/кгс час (взлетная тяга на форсаже 17200 кгс).
Вскоре, в 1964 году, когда полным ходом шло проектирование Ту-144 с НК-144, решено было реанимировать работы по экономичным мощным бесфорсажным ТРД для СПС: в ОКБ-36 под руководством П.А.Колесова началось проектирование одноконтурного ТРД РД-36-51 для Ту-144 с максимальной взлетной тягой 20000 кгс и ожидаемым удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме полета 1,23 кг/кгс час.
...
Намечалось в 1966-1967 гг. построить пять экземпляров Ту-144 (два экземпляра для прочностных испытаний). Специально для Ту-144 ОКБ Н.Д. Кузнецова спроектировало двухконтурный турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой, получивший обозначение НК-144. Его взлетная тяга (17500 кгс) была несколько больше, чем у "Олимпусов", но и удельный расход топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме составлял 1,56 кг/кгс·ч (у англо-французского конкурента - 1,33 кг/кгс·ч). В дальнейшем тяга двигателя на форсаже была доведена до 20000 кгс (НК-144А). Выбор для Ту-144 двухконтурного ТРДФ, работающего на форсаже на крейсерских режимах, отнюдь не был бесспорным.
Позднее в ОКБ-36 под руководством П.А. Колесова началось проектирование одноконтурного бесфорсажного ТРД РД-36-51 для самолета Ту-144 с максимальной взлетной тягой 20000 кгс и удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме полета 1,27 кг/кгс·ч. РД-36-51А - первый в мире газотурбинный двигатель, предназначенный для осуществления длительного сверхзвукового полета без использования форсажной камеры. К сожалению, его создание затянулось, да и масса у него оказалась на 600 кг больше, чем у НК-144А
Максимальная тяга двигателей Ту-144 составляла 18-20 тонн, а на сверхзвуке - 13-14 тонн.
Масса бесфорсажного двигателя РД-36-51А была на 600 кг больше чем НК-144А и составляла порядка 4050 кг.
...
Теперь вернемся ближе к третьему десятилетию 21-го века.
Характеристики двигателя АЛ-41Ф-1С (изделие 117С), который используется на истребителях Су-35С (первый российский серийный истребитель, на котором достигнут бесфорсажный сверхзвук):
ЦитатаТяга на максимальном боевом режиме: 8800±2% кгс
Удельный расход топлива на режиме: ≤1,78+0,04 кг/кгс·ч
Удельный расход топлива на максимальном боевом режиме: ≤0,77+0,0 кг/кгс·ч
Масса сухая: ≤1604+2% кг
http://roe.ru/catalo…al-41f-1s/На 100% бесфорсажной тяги расход АЛ-41Ф-1С - менее 0,77 кг/кгс·ч.
Двигатель первого этапа для Су-57 - АЛ-41Ф-1 является дальнейшим развитием АЛ-41Ф-1С, он еще экономичнее.
На данный момент из всех серийно производящихся в России турбореактивных двигателей он является вершиной эволюционного развития:
Двигатель второго этапа (Изделие 129, Тип 30) будет ещё более экономичным чем Ал-41Ф-1.
Примерные характеристики двигателя "Тип 30":
Максимальная бесфорсажная тяга - 11000 кгс
Максимальная тяга на форсаже - 18000 кгс
Удельный расход топлива на бесфорсажном режиме - 1,6 кг/кгс·ч
Удельный расход топлива на форсаже - 0,6-0,65 кг/кгс·ч
Масса двигателя - 1600 кг (1450 кг если убрать ненужную для пассажирского лайнера систему управляемого вектора тяги).
Двигатель дает сравнимую тягу с Д-36-51А, но при этом в 3 раза легче, в 2 раза экономичнее и гораздо компактнее!
...
Дальность Су-57 с двигателем первого этапа - 4300 км на дозвуке (5500 км с ПТБ), 2000 км на сверхзвуке.
Скорее всего, дальность Су-57 с двигателем второго этапа составит 4800 км на дозвуке и 2500 км на сверхзвуке.
Запас топлива Су-57 - 11,1 тонн.
Получаем примерный расход топлива 4,4 т на 1000 км.
У гипотетического самолета с 4-мя двигателями расход составит 9 т на 1000 км, или 60 тонн на 7000 км.
__________________________________________________________________
Если создать чуть более компактный чем Ту-144 самолет с более совершенной аэродинамикой, 4-мя двигателями "Тип 30", разместить в салоне 100 пассажиров (против 130-140 у Ту-144 и 100-120 у "Конкорда"), поставить современную авионику (в разы легче и компактнее той, что устанавливалась на Ту-144), использовать двухчленный экипаж (на Ту-144 - 4 человека), использовать легкие прочные композиты как в Су-57, то удельный расход топлива на пассажира будет в 2 раза ниже чем у Ту-144Д и "Конкорд"!
За основному можно взять проект КБ Сухого - С-51:
Максимальная дальность будет порядка 8000-9000 км.
Расход топлива сократится с 230,0 г/пасс.-км у Ту-144С и 160-170 г/пасс.-км у Ту-144Д, до
80 г/пасс.-км.
450 кг топлива на 5700 км, 520 кг на 6500 км.
А это уже вполне хорошая экономика. Стоимость керосина - 46,8-48,3 тыс. рублей за тонну (в январе 2019, Шереметьево).
Расстояние от Нью-Йорка до Лондона, Парижа, Мадрида - 5600-5800 км.
Расстояние от Нью-Йорка до Берлина, Милана, Рима, Вены - 6400-6800 км.
Значит, себестоимость перелета "Лондон - Нью-Йорк" по топливу составит 21-22 тысяч рублей на пассажира, а "Берлин - Нью-Йорк" - 25 тысяч рублей.
Интереса ради глянул, сколько стоит перелет из Нью-Йорка в Лондон на обычном дозвуковом паксовозе в обычном
бизнес классе (даже не в первом классе):
Самый дешевый - 410 тысяч рублей. Первым классом - 604-830 тысяч рублей
И ведь летают по таким ценам тысячи пассажиров, каждый день летают
Так что и на новый сверхзвуковой пассажирский лайнер спрос будет.
Подчеркиваю, речь шла про билеты бизнес класса, а то там один оппозиционный чудак начал кривляться, найдя эконом класс за 30 тысяч. Он наверное вообще не в курсе, что такое бизнес класс и первый класс в салонах самолётов.
_____________________________________________________________________
Цитата: VVSector от 13.02.2019 08:13:40Деньги, кои не безграничны, надо вкладывать в МС-21, SSJ-100 новых компоновок, ПД-14, 7 и 35, широкофюзеляжник, Ил-114 и 112, побыстрее и побольше. А не отвлекать их на прожектерство.
Во-первых, в другие программы деньги и так вкладываются. Огромные деньги.
Из недавних новостей:
ЦитатаПравительство выделит из госбюджета для МС-21 еще 10,5 млрд рублей
29.01.2019
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидировании создания, производства и обслуживания самолетов МС-21. Об этом сообщается на сайте кабмина.
Субсидированию подлежат 90% затрат изготовителя, связанные с реализацией и обслуживанием самолетов МС-21, а также предусмотрено субсидирование 90% затрат изготовителя на уплату процентов по кредитам.
Господдержка изготовителя предусмотрена госпрограммой «Развитие авиационной промышленности на 2023–2025 годы» (подпрограмма «Самолетостроение»).
http://www.ato.ru/co…lrd-rubleyhttps://www.rbc.ru/r…1ff04795feЦитатаПравительство выделит 9,8 млрд рублей на поддержку льготного лизинга SuperJet
31.07.2018
«Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) получит меньшую, чем рассчитывала, сумму для поддержки поставок перевозчикам российских самолетов Sukhoi SuperJet 100, следует из проекта постановления правительства, опубликованного Минтрансом.
«Предоставить в 2018 г. субсидию в размере 9,8 млрд руб. ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» для приобретения воздушных судов «Сухой Суперджет 100» производства АО «Гражданские самолеты Сухого» в целях пополнения парка воздушных судов авиакомпаний в рамках подпрограммы «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», – говорится в проекте постановления правительства, опубликованном на портале regulation.gov.ru во вторник.
https://www.vedomost…o-superjetЦитатаПравительство выделит 6 млрд рублей на уменьшенный Sukhoi Superjet 100
10.04.2018
Правительство РФ в этом году выделит 6 миллиардов рублей на создание уменьшенной 75-местной версии самолета Sukhoi Superjet 100.
"Разработка этого самолета начнется уже в этом году за счет средств в объеме 6 миллиардов рублей, которые будут выделены из резервного фонда правительства РФ, — сказал он. — Проект распоряжения правительства внесен и готовится к выпуску".
Вице-премьер напомнил, что "в настоящее время принято решение о развитии семейства самолетов этого типа путем создания новой 75-местной модификации, в рамках проведения которой будет проведена русификация этого самолета, то есть замещение максимально возможного количества иностранных комплектующих".
https://ria.ru/20180410/1518318232.htmlЦитатаВ реконструкцию производства Ил-112 в Воронеже вложат почти миллиард рублей
07.02.2019
В реконструкцию производства Ил-112 вложат более 900 миллионов рублей. Воронежский авиационный завод опубликовал на сайте госзакупок четыре соответствующих тендера. Торги по всем лотам пройдут 4 марта, сообщает ГТРК "Воронеж".
Работы по модернизации предприятия завершатся до августа 2020 года. В рамках технического переоснащения завода обновят ряд производств, в том числе металлургическое, заготовительно-штамповочное, производство полимеров и концевых частей крыла для военно-транспортного самолета.
Сумма инвестиций составит около 910 миллионов рублей. Работы по модернизации Воронежского авиазавода пройдут в рамках государственной программы по развитию оборонно-промышленного комплекса.
https://www.vesti.ru…564&cid=17ЦитатаОАК получит 1,32 млрд рублей на реконструкцию производства самолетов Ил-96-400М
28.07.2018
Объект введут в эксплуатацию в 2020 году
МОСКВА, 28 июля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым предоставляются бюджетные инвестиции Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в размере 1,32 млрд рублей на финансирование объектов производственной инфраструктуры самолета Ил-96-400М. Документ опубликован в субботу на сайте правительства.
https://tass.ru/ekonomika/5410723ЦитатаНа проект нового самолета Ил-114 в следующем году выделят 2,2 млрд рублей
15.11.2018
Минпромторг разработал проект постановления правительства, согласно которому уставной капитал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, 92,31% принадлежит Росимуществу) будет увеличен на 2,2 млрд руб., эти средства ОАК должна направить своим дочерним компаниям, занимающимся проектом регионального самолета Ил-114-300. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Деньги в 2019-2021 гг. получат следующие авиационные заводы ОАК: 492 млн руб. - ульяновский завод «Авиастар-СП» на техперевооружение для изготовления панелей фюзеляжа, дверей, люков самолета; 562 млн руб. - РСК «МиГ» для организации серийного производства самолета; 340 млн руб. на эти же цели - нижегородский авиазавод «Сокол» и 827 млн руб. - воронежский ВАСО, также на запуск серийного выпуска. К 1 сентября 2019 г. заводы должны согласовать проекты техперевооружения, говорится в проекте постановления.
https://www.vedomost…/786591-naЦитатаНа разработку двигателя ПД-35 выделят более 64 млрд рублей
11.01.2018
При разработке ПД-35 будут использованы технологии ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) выделит 64,3 млрд руб. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию двигателя сверхбольшой тяги ПД-35 для китайско-российского самолета CR 929. Такая информация опубликована на сайте госзакупок.
http://www.ato.ru/co…lrd-rubleyИ т.д. и т.п.
Инвестиции из госбюджета во всевозможные программы авиастроения в России сейчас беспрецедентно большие.
...
Во-вторых, такие мегапроекты как сверхзвуковой пассажирский самолет, атомный ледокол "Лидер", космические ракеты сверхтяжелого класса, космические корабли с ядерной энергодвигательной установкой, автомобили "Аурус", танки "Армата", истребители Су-57, боевые лазеры "Пересвет", ракеты с ядерным двигателем "Буревестник", торпеды с ядерным двигателем "Посейдон" - всё это работает на престиж страны как одного из мировых лидеров в высоких технологиях. Это поднимает патриотизм, уменьшает отток молодёжи с лозунгами "у них Илон Маск, а у нас ничего, позор".
В лидирующую страну больше иностранные инвестиции, больше приток молодых умных людей из других стран.
Кроме того, многие перечисленные вами проекты уже на финишной прямой или полностью реализованы. А многочисленным российским КБ и НИИ нужна загрузка реальной работой. Вот пусть создают новые прорывные технологии, новые модели, продувают их, используют суперкомпьюетры, Пусть ученые аэродинамики, двигателисты, материаловеды зарабатывают деньги в России и платят налоги в России, развивают российскую науку и промышленность.
Самолеты вроде МС-21, SSJ-100 и Ил-112/Ил-114 производятся/разрабатываются сразу в нескольких странах, конкурировать там непросто (прежде всего по политическим причинам), а вот в деле сверхзвуковых пассажирских самолетов у России есть все шансы стать абсолютным мировым лидером (как и в освоении Арктики, в мирном и военном атоме). Так что пусть работают, я полностью солидарен с Путиным и его советниками в этом вопросе.
И 2026-й год называется не просто так. Это не из-за того, что срок Путина закончится в 2024, а просто такие серьезные вещи быстрее и не разрабатываются. Но если вы хотите чтобы РФ занимала лидирующие позиции в науке и технике, вкладываться в прорывные мегапроекты нужно уже сейчас.
Отредактировано: Zeratul - 13 фев 2019 16:38:37