Мрачные
прогнозы Минфина о дырах в бюджете и гигантских недополученных доходах
- пока остаются только на словах:
- в опубликованных в четверг Основных направлениях бюджетной политики на 2014-2016 годы
- содержатся лишь незначительные изменения
- озвученных ранее параметров бюджета на ближайшую трехлетку.Министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства 4 июля,
- представляя проект бюджетной политики пугал коллег тем,
- что уже в этом году госказна может недополучить до 1 триллиона рублей доходов
- и в скором времени власти будут вынуждены распечатать Резервный фонд
- для покрытия дефицита, как уже делали в кризис 2008-2009 годов.
Однако, несмотря на свои предсказания,
- изменения в бюджетную политику практически не были внесены. Минфин увеличил дефицит федерального бюджета на 2014 год
- только на 34,5 миллиарда рублей,
- не изменив прогноз на 2015-2016 годы.
Наибольшие изменения коснулись Резервного фонда,
- однако вместо обещанного сокращения объемов
- или хотя бы более медленного пополнения кубышки,
- власти надеются на то, что он будет, наоборот, наполняться быстрее. Все параметры бюджета на этот год
- в документе приводятся согласно закону без изменений,
- озвученных министром.
Минфин незначительно уточнил параметры федерального бюджета на 2014-2016 годы:
- дефицит федерального бюджета РФ в 2014 году вырастет до 361,5 миллиарда рублей,
- что составляет 0,5% ВВП против предыдущей оценки 327 миллиарда рублей - 0,4% ВВП. В 2015 и 2016 годах дефицит, по уточненной оценке,
- составит соответственно 468,3 миллиарда рублей
- и 543,7 миллиарда рублей — по 0,6% ВВП.
Доходы федерального бюджета прогнозируются
- на уровне 13,5 триллиона рублей - 18,2% ВВП в 2014 году,
- 14,768 триллиона рублей - 18% ВВП в 2015 году
- и 15,908 триллиона рублей - 17,4% ВВП в 2016 году. Снижение доходов бюджета в процентах к ВВП
- обусловлено сокращением нефтегазовых доходов.
Изменения, связанные с новациями в налогах,
- пошлинах
- и дивидендной политике могут увеличить
- доходы федерального бюджета в 2014 году на 142,8 миллиарда рублей - 0,2% ВВП,
- в 2015 году — на 197,3 миллиарда рублей - 0,2% ВВП,
- в 2016 году — на 389,8 миллиарда рублей - 0,4% ВВП.Параметры расходов федерального бюджета на следующую трехлетку
- Минфин сформировал исходя из бюджетного правила,
- ограничивающего использование доходов от экспорта из РФ углеводородов.
Расходы федерального бюджета будут расти в номинальном выражении,
- но сокращаться в процентах в ВВП
- и составят 13,847 триллиона рублей - 18,7% ВВП в 2014 году,
- до 15,236 триллиона рублей - 18,6% ВВП в 2015 году
- и 16,452 триллиона рублей - 18% ВВП в 2016 году.В номинальном выражении планируется рост объема расходов
- федерального бюджета в 2014 году
- по сравнению с предыдущим годом на 3,4%,
- в 2015 году — на 10%
- и в 2016 — на 7,5%.
В реальном выражении в 2014 году
- ожидается снижение расходов федерального бюджета на 1,5%
- по сравнению с предыдущим годом,
- начиная с 2015 года — рост:
- в 2015 году на 4,8%,
- в 2016 году — на 2,4%.Не отразили власти в документе и опасений об ухудшении положения регионов
- в связи с возросшими у них обязательствами,
- более того, Минфин прогнозирует,
- что доходы субъектов РФ будут только расти
- в общем объеме бюджетной системы.
А вот доля федерального бюджета сократится
- с 52,4% в 2013 году
- до 50,6 % в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов
- бюджетов государственных внебюджетных фондов
- с 18,1% в 2013 году
- до 17,4% в 2016 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
- в общем объеме доходов бюджетной системы
- вырастет с 29,3% в 2013 году
- до 31,9% в 2016 году. Доходы бюджетов регионов, по оценке Минфина,
- будут расти с 8,593 триллиона рублей в 2013 году
- до 9,332 триллиона рублей в 2014 году,
- 10,233 триллиона рублей в 2015 году
- и 11,342 триллиона рублей в 2016 году.
Предполагается сокращение объемов межбюджетных трансфертов регионам
- при повышении доли их собственных доходов. Без учета помощи федерального бюджета
- консолидированные доходы регионов
- будут увеличиваться с 7,199 триллиона рублей в 2013 году
- до 8,023 триллиона рублей в 2014 году,
- 8,929 триллиона рублей в 2015 году
- и 10,033 триллиона рублей в 2016 году.
Доля расходов бюджетов субъектов РФ в 2016 году
- останется практически на уровне 2013 года
- и составит 33,7%. Общий объем консолидированных расходов регионов
- будет расти с 8,787 триллиона рублей в 2013 году
- до 9,439 триллиона рублей в 2014 году,
- 10,285 триллиона рублей в 2015 году
- и 11,364 триллиона рублей в 2016 году.
Расходы субъектов без учета трансферта из федерального бюджета
- увеличатся с 8,4 триллиона рублей в 2013 году,
- до 8,961 триллиона рублей в 2014 году,
- 9,649 триллиона рублей в 2015 году
- и 10,727 триллиона рублей в 2016 году.Бюджетная система РФ будет иметь дефицит
- в 2014 году на уровне текущего года — 0,7% ВВП,
- в 2015 году он снизится до 0,5% ВВП
- и в 2016 году останется на этом же уровне.
В абсолютных цифрах дефицит бюджетной системы России
- практически не изменится:
он прогнозируется в объеме 477,1 миллиарда рублей в 2013 году,
- 509,6 миллиарда рублей - 475,1 в 2014 году,
- 428,3 - 415,5 миллиарда рублей в 2015 году,
- 443,5 - 470 миллиарда рублей в 2016 году.Доходы бюджетной системы РФ в целом вырастут в абсолютном значении
- с 24,515 триллиона рублей в 2013 году
- до 25,9 в 2014 году,
- 28,6 в 2015 году
- и 31,4 в 2016 году.
В процентах к ВВП доходы
- будут составлять 35,1%, 34,9%, 34,4%. Расходы бюджетной системы
- увеличатся с 24,992 триллиона рублей - 37,6% ВВП в 2013 году
- до 26,5 в 2014 году, 29 триллионов в 2015 году,
- 31,9 триллиона в 2016 году.
В доле к ВВП они будут снижаться, соответственно,
- до 35,8%, 35,4% и 34,9%.На конец 2013 года объем Резервного фонда РФ
- будет практически таким, как и планировался по закону о бюджете
- 3,157 триллиона рублей,
- что на 16,7 миллиарда рублей меньше, чем заложено в законе.
То есть речь не идет, о покрытии из бюджета триллионных потерь доходов,
- более того, пока не закладываются в бюджет
- и более умеренные оценки выпадающих доходов.Резервный фонд вырастет на конец 2014 года до 3,594 триллиона рублей - 4,9% ВВП
- против 3,194 триллиона и 4,3% ВВП, прогнозировавшихся ранее.
На конец 2015 года фонд увеличится до 4,026 триллиона рублей - 4,9% ВВП,
- а к концу 2016 года Резервный фонд составит 4,645 триллиона рублей или 5,1% ВВП. По прогнозу объем Резервного фонда достигнет 7% ВВП к концу 2019 года.
В 2014-2016 годах не планируется зачисление дополнительных нефтегазовых доходов
- в Фонд национального благосостояния. Объем фонда за счет положительных курсовых разниц
- будет расти в номинальном выражении с 2,76 триллиона рублей - 4,1% ВВП в 2013 году
- до 2,848 триллиона рублей - 3,9% ВВП в 2014 году,
- 2,883 триллиона рублей - 3,5% ВВП в 2015 году
- и до 2,923 триллиона рублей - 3,2% ВВП в 2016 году.
С учетом планируемого размещения в 2014-2016 годах
- средств Фонда национального благосостояния в объеме до 450 миллиардов рублей
- в российские ценные бумаги,
- связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов,
- к концу 2016 года объем средств ФНБ,
- размещенных в финансовые активы на территории РФ,
- составит 872,6 миллиарда рублей - 28,7% объема фонда.