На прошлой неделе Германия взяла под контроль долю России в ключевых нефтеперерабатывающих заводах. Поскольку Европейский союз готовится запретить морской импорт сырой нефти из России, Италия должна поступить аналогично. В отличие от Венгрии или Болгарии, Италия не выторговала своим нефтепереработчикам разрешения покупать российскую нефть после 5 декабря, когда вступят в силу санкции ЕС. Если два связанных с Россией НПЗ на острове Сицилия вынужденно закроются, Италия — а в широком смысле и средиземноморский рынок — останутся без топлива.
Оба НПЗ ISAB вместе с электростанцией принадлежит российскому нефтяному гиганту "Лукойл". И тут кроется проблема: компания не подконтрольна Кремлю в той же мере, что и "Роснефть", чьи немецкие активы недавно национализировал Берлин. (Кроме того, "Лукойл" даже призывал к "переговорному решению" в надежде положить конец конфликту на Украине).
Совокупная мощность обоих НПЗ ISAB составляет порядка около 360 000 баррелей сырой нефти в день — почти треть спроса всей Италии на черное золото и почти 20% от общего объема ее нефтеперерабатывающих мощностей.
Нефтеперерабатывающие заводы и сопутствующая инфраструктура обеспечивают работой более тысячи человек на востоке Сицилии. Их продукция, в первую очередь дизельное топливо и топочный мазут, продается по всему Средиземноморью, поэтому на карту поставлено очень многое.
Прошлые европейские санкции против банковских и финансовых учреждений фактически запретили "Лукойлу" покупать на переработку на итальянских заводах любую нефть, кроме российской. При этом поставки поступали даже из Заполярья.
Однако через два с половиной месяца этот поток остановится: морской импорт российской нефти в ЕС окажется вне закона. Причем ситуацию едва ли изменит потолок цен на российскую нефть, который продавливают США. Президент Путин ясно дал понять, что продавать нефть по фиксированным ценам Россия не будет — и к его словам следует отнестись всерьез.
Взять сырье для своих НПЗ "Лукойлу" больше неоткуда. Они остановятся, попутно уничтожив рабочие места и лишив Европу столь необходимых запасов топлива. В апреле правительство Италии заявило, что национализировать ISAB не планирует. Что ж, ему следует хорошенько призадуматься.
Джулиан Ли — нефтяной стратег Bloomberg, в прошлом старший аналитик Центра глобальных энергетических исследованийhttps://inosmi.ru/20…01073.html