Автор статьи отмечает, что рейтинг правительства Медведева упал до «беспрецедентно низких отметок», а в стране растет недовольство ухудшением экономических условий и далекими от жизни народа чиновниками. Это ставит перед президентом Владимиром Путиным вопрос необходимости смены главы кабинета министров.
«Стоит ли ему (Путину — авт.) подчиниться общественному мнению и уволить Медведева, который часто выступал в качестве удобного козла отпущения для российских экономических и социальных проблем, или позволить своему непопулярному правительству по-прежнему шататься, рискуя получить в процессе еще один удар по своим стремительно падающим рейтингам?» — спрашивает Politico.
Действительно, россияне перестали безоговорочно доверять не только кабинету министров, но и президенту России. Согласно опросу ВЦИОМ, в январе 2019 года Путину доверяли лишь 32,8% респондентов. И это при том, что эта социологическая служба имеет репутацию «прогосударственной». Кажется, у Путина реальные проблемы с рейтингом.
Подобные показатели не удивляют, ведь жизнь простого россиянина ухудшается прямо на глазах. Пятый год подряд падают реальные доходы. За последние 19 лет — время правления Путина, подешевела лишь одна единственная услуга — междугородние телефонные звонки, жестоко иронизирует ВВС. Остальные услуги и товары стали только дороже и недоступнее.
Благодаря воссоединению с Крымом, россияне чуть было не простили власти эти нерадостные итоги. Патриотический дух для нашего народа традиционно важнее желудка. Однако, пробуксовка на Донбассе и особенно «мутные» планы в связи с Курилами, которые Кремль, кажется, готов отдать Японии, свели на нет доверие граждан.
В создавшейся ситуации экстренным выходом из положения для Путина могла бы стать отставка Медведева и замена либеральной экономической линии на политику в интересах большинства. Но решится ли президент на такой шаг?
Ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского социологического центра Леонтий Бызов уверен, что фигура Медведева удобна Путину.
— Надо понимать, что бывают активные и пассивные рейтинги. Людям либо предлагают самим назвать политика, которому они доверяют, либо предлагают список, из которого надо выбрать. Рейтинг Путина в 33 процента — это как раз активный рейтинг. Год назад он был 43 процента. То есть он действительно сильно упал, но все же не в два раза, как думают некоторые. Этот факт надо учитывать, давая оценки происходящему.
«СП»: — Ценное пояснение. Но слабое доверие россиян, например, к Медведеву очевидно даже без социологических замеров…
— Конечно, Медведев сам по себе ничего не значит. Над ним все смеются. Вряд ли его кто-то даже ненавидит. Это очень удобно для Кремля, потому что смех — чувство, противоположное ненависти. Когда вместо того, кого могут ненавидеть, выставляют смешного человечка, то ненависть вроде бы испаряется, люди начинают хихикать в кулак и довольны.
По этой причине сама по себе отставка Медведева не даст ровным счетом ничего. Если конечно она не будет сопровождаться серьезным изменением всей команды и всей социальной политики. Но этого не произойдет, потому что автором нынешней социальной политики является сам Путин. Именно он её сформулировал, он назначил людей на ключевые посты, которые проводят ее в жизнь. Это Силуанов, Голикова, Орешкин, Набиуллина и др. Путин им доверяет и я не думаю, что он захочет их менять.
«СП»: — Но в стране есть и другие экономисты, прогосударственные, пронародные…
— Есть такие. Например, советник Путина Андрей Белоусов (требовавший изъятия свердоходов у крупных компаний — авт.). Он, кстати, рассматривался в свое время как кандидат на должность первого вице-премьера. Белоусов — больший «дерижист» и меньший монетарист. Но при той ситуации, которая сложилась в России, думаю, и у него ничего не получится. Один в поле не воин. Нет ресурсов сменить на ходу весь экономический блок. Он будет примерно такой же как сейчас.
С Медведевым или без Медведева — это никакого значения не имеет. После того, как Путин выступил в поддержку пенсионной реформы этот курс прочно связывается с именем президента, а никакого не Медведева.
Замруководителя Международного Евразийского движения, политолог Валерий Коровинсчитает, что Медведев дает политическую «крышу» целому сословию чиновников, чьи идеологические взгляды вредны для страны.
— Дело даже не в фигуре Медведева, который является прагматичным политиком и следует за коньюнктурой, а скорее в масштабном присутствии либералов и в правительстве и в окружении президента. Главная проблема в том, что либеральные экономические рецепты почему-то до сих пор считаются эффективными для развития экономики, что категорически не соответствует действительности.
Просто при Медведеве во главе правительства либералы активнее поднимают голову и навязывают свои рецепты не считаясь с ним, как с откровенно слабым политиком. Его присутствие позволяет им развернуться и наступать широким фронтом и в экономической и политической сфере. Сейчас мы наблюдаем возвращение либералов и во внутриполитические структуры, начиная с общего кураторства внутренней политики и заканчивая представительством носителей либеральной догматики во всех органах власти вплоть до госкорпораций.
«СП»: — Ещё бы, гайдаровец Владимир Мау до сих пор возглавляет главную кузницу государственных кадров — академию госслужбы при президенте РФ. Она же является главным организатором Гайдаровского форума, этого либерального шабаша…
— Сам Медведев в меньшей степени является либералом, хотя эти идеи ему явно симпатичны. Он скорее пособник либерального наступления в силу неумения удержать его и направить усилия государства на минимализацию этой доктрины.
С другой стороны, у президента существует заблуждение, что либералы являются специалистами в области развития экономики. Это ошибочный тезис, который в течение двадцати лет подтвердился неоднократно. Либералы в меньшей степени думают об экономике государства, а в большей степени заботятся о проникновении своей социальной доктрины в институты государственного управления.
«СП»: — Они ссылаются на успехи Запада…
— Либерализм для Запада, США и Евросоюза, — экспортный продукт. Сами они не чураются ни протекционизма, ни нелиберальных методов воздействия на экономику или политическую среду. Политическая система США закрыта и тоталитарна, в Европе мы видим, как жестоко сейчас представитель транснациональной олигархии Макрон подавляет восстание собственного народа. Так что либерализм используется Западом для разложения государств, которые не вписываются в глобалистский проект.
«СП»: И?..
— Поэтому нам по прошествии 25 лет надо сделать вывод о том, что либерализм нам не подходит и лишь ослабляет нашу государственность и экономику. Отсюда возникает вопрос о целесообразности присутствия в институтах власти носителей этой идеологии, людей зачастую одержимых. Зачем они нам нужны во власти?! Надо пересмотреть подходы. Идеи имеют значение. От того, представителем какой идеологии является тот или иной человек зависит то, как он будет работать на государственном посту.\
Путин по-прежнему считает, что взгляды не важны, главное, чтобы чиновник был эффективным менеджером. Так вот эти самые технократы буквально за два года разрушили весь социальный консенсус, все достижения, реализованные в области консолидации общества. Казалось бы, они делают все четко, выполняя распоряжения президента. Но как это всё исполнено?! Несмотря на то, что буква воли президента соблюдена, дух полностью извращен и развернут противоположным образом.
Отторжение этими людьми позиции большинства видно всем и приводит к отторжению людьми структур власти. Сначала это фоновый ропот, а потом уже прямая артикуляция неприятия режима. Хотя еще недавно был крымский консенсус, патриотический ренесанс и т. п. Все это разрушено, загажено и демонтировано. Как видим по публикации в Politico, это заметили даже американцы, которые указывают нам на наши же ошибки и предлагают решение. Вот до чего довели патриотическую среду.
«СП»: — Что же теперь будет?
— Отчуждение политического класса от власти стало фатальным. Диалог с администрацией президента прекратился. Что, конечно, настроило его против власти. А это и есть главный интерфейс взаимодействия власти и народа. Если ты отчуждаешь политический класс, жди отчуждения со стороны масс. Это все результат работы «молодых технократов». Еще не поздно все исправить, но для этого надо кардинально поменять кадровую политику.
«СП»: — Американцы предлагают уволить Медведева…
— Мы знаем, что Путин не любит менять кадры. Он считает, что назначив чиновника сможет сам в режиме ручного управления поправить любую ситуацию. Но в государственной машине это не всегда работает. Президента на всё не хватает, он не может разорваться. Выстроив систему вертикального ручного управления, он рискует однажды оказаться в ситуации управленческого коллапса, когда количество вызовов превысит его физические возможности решать всё самостоятельно.
Однако, чем больше раздаётся призывов к Путину снять кого-то с поста, тем меньше шансов, что это будет сделано. Путин не любит давления и делает всё наоборот. Поэтому я и не призываю его сменить Медведева, но призываю больше внимания уделять сфере мысли и идеологии, носителями которой являются назначаемые им государственные чиновники. Это принципиальный момент.
По мнению руководителя петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрея Дмитриева, для Путина личная преданность Медведева выше долгосрочных интересов России.
— Дмитрий Медведев, как известно, является политическим сыном Владимира Путина. Причем это сын, который определенное время подержал для него трон, что для ВВП, который не терпит предателей и выполняет негласные договоренности между своими, очень важно. Поэтому нет такой причины, чтобы он мог пожертвовать этим человеком во главе правительства.
К тому же — чем провинился ДАМ перед «верховным»? Вся ультралиберальная экономическая политика правительства, все антисоциальные реформы, включая повышение пенсионного возраста, одобрены самим президентом. И очень забавно читать проклятья патриотической общественности в адрес предательского курса Грефа-Чубайса-Набиуллиной-Орешкина, когда определен он лично Владимиром Владимировичем.
«СП»: — Критика в адрес премьера понятна. Медведев — очевидное слабое звено…
— Можно еще отметить интересную закономерность: в целом негативный образ Медведева уже настолько сформирован в народном сознании, что не имеет особенного значения, что именно он говорит и делает. Так, на митинге против возможной передачи Курил Японии на Суворовской площади был транспарант «Правительство — в отставку». К тому же призывали едва не все ораторы. Хотя Медведев несколько раз на Курилы ездил и говорил там, что это наша земля, вызывая гнев МИД Японии.
Кремль же в лице Путина с Песковым занимал более уклончивую позицию, рассуждая о мирном договоре на основании декларации 1956 года (которая, как известно, предусматривает возможность передачи двух островов). Скорее всего, президент не хотел лично идти на обострение с Токио, поэтому посылал Медведева, и тот послушно ездил… Как бы там ни было — факт: ДАМ не воспринимается как самостоятельный политик.
В определенном смысле такая конфигурация для Путина удобна. Правительство козлов отпущения во главе с непопулярным сыном и сакральный нацлидер над ними. Ну а что «народишко» чем-то периодически недоволен — так это его проблемы. Выборы-то еще через пять лет и можно по этому поводу не париться.