Джон Хелмер, Москва
Политическая и юридическая ответственность, как и гниение рыбы, начинается с головы. А именно с головы президента Барака Обамы и президента Владимира Путина.
Потому как факты гибели рейса MH17 авиакомпании Malaysian Airlines и 298 человек на его борту, о чем оба президента знали с самого начала, - на самом деле еще до начала - были раскрыты в телефонном разговоре, который у них состоялся через три часа после крушения самолета. Сегодня, четырнадцать месяцев спустя, уже известно то, чего они не знали и не обсуждали, потому что этого не было. Одной из таких вещей является взрыв ракеты "Бук" класса земля-воздух по левому борту самолета. Почему этого взрыва не было, выяснилось благодаря единственному прямому вещественному доказательству, которое на сегодня может быть принято в международных судах. Это свидетельство об исследовании трупов 296 человек и 700 частей тел, извлеченных из самолета.
Коронеры в Британии и Австралии говорят, что они не будут официально проверять эти свидетельства в обозримом будущем; из-за пробела в законе о коронерах (следователях, ведущих дела о насильственной или внезапной смерти - прим. перев.), они могут вообще отказаться их рассматривать. В Германии и Нидерландах, как говорят адвокаты, не существует независимых коронерских судов для расследования причины смерти. Германская федеральная полиция и возглавляемая голландцами Объединенная следственная группа (ОСГ) не являются независимыми от своих правительств; как и от права украинского правительства как члена ОСГ ветировать то, что расследуется, что сообщается и кого объявлять виновным.
Единственными судами, в которых можно будет рассмотреть эти свидетельства, являются Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге и Международный уголовный суд в Гааге. В первом сейчас находится дело, инициированное дочерью 55-летнего Вильхельма Теодора Гротсолтена, голландца, погибшего при крушении самолета MH17. Во втором должно быть принято решение о том, кто виновен в смерти 25-летней Фатимы Дычински, также голландки. Ответчиками, которым вменяется ответственность за потерю жизни этими голландцами, являются правительство Украины; голландские чиновники на момент крушения - министр безопасности и юстиции Иво Опстелтен и Фред Тевен, госсекретарь по вопросам безопасности и юстиции; Международная организация гражданской авиации; и Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль).
17 июля 2014 года, согласно
стенограмме Кремля, Путин и Обама имели телефонный разговор в 20:30 по московскому времени. Учитывая разницу в один час летнего времени в тот год между Москвой и Киевом, кремлевские часы показывают, что после крушения самолета
прошло три часа и десять минут.
Стенограмма Кремля более показательна, чем версии Белого дома. Она начинается так: "В соответствии с предыдущей договоренностью, Владимир Путин провел телефонный разговор с президентом Соединенных Штатов Бараком Обамой". Заканчивается стенограмма так: "Российский руководитель проинформировал президента США о докладе, полученном от авиадиспетчеров непосредственно перед их разговором о катастрофе малайзийского самолета над украинской территорией."
Разговор был инициирован Путиным, утверждают обе стороны. Но что это была за предыдущая договоренность? Обычная договоренность касательно
связи по постоянно действующей линии в ситуации своевременного предупреждения или для внештатных ситуаций? Или же конкретная договоренность, связанная с боевыми действиями в восточной Украине? Если второе, то тогда оба президента уже обсуждали и договорились, что существует опасность побочного ущерба? Пресс-секретаря Путина, Дмитрия Пескова попросили прояснить, являлось ли время, указанное в сообщении Кремля, временем начала телефонного разговора; когда разговор закончился; или же когда было опубликовано сообщение некоторое время спустя. Пескова также попросили объяснить отсылку к "предыдущей договоренности". Он ответил, что время было временем публикации сообщения; телефонный разговор состоялся раньше по времени. Договоренность, добавил он, была сформулирована по каналам министерства иностранных дел, чтобы определить повестку дня и вопросы для обсуждения перед звонком.
Федор Яковлев (на фото) является ветераном советской внешней разведки. Он опубликовал два подробных аналитических материала на основе свидетельств, накопившихся на сегодняшний день, - первый
12 сентября; и второй
15 сентября. Это наиболее всесторонние и авторитетные доклады, имеющиеся на русском языке, после подробной презентации российских генералов Андрея Картаполова (ВС) и Игоря Макушева (ВВС) журналистам 21 июля 2014 года. Детально об этом см.
здесь.
В первом своем материале Яковлев приходит к заключению: "по прошествии года с этого трагического дня, приходится констатировать, что, пожалуй, единственная, в первую очередь официальная информация об этом крушении, которую можно считать бесспорной, однозначно доказанной и потому абсолютно достоверной и принятой всеми без исключения сторонами, это только то, что Boeing MH17 действительно упал, а все его пассажиры и члены экипажа действительно погибли. Об остальных обстоятельствах трагедии можно лишь предполагать, поскольку вся другая, в том числе информация от официальных инстанций, существует преимущественно на уровне предположений, недоговорок, слухов, домыслов и преднамеренных информационных вбросов, в основном с целью отвлечения внимания от реальных причин падения авиалайнера и затяжки расследования катастрофы."
По этому моменту существует широкое согласие среди неправительственных, не-российских экспертов, хотя и не единодушие. Яковлев и другие сообщают, что сами свидетельства в виде частей самолета, записей гражданских и военных диспетчерских служб воздушного движения и фотографий со спутников и наземных снимков являются неполными и непроверенными. Следователями из Нидерландов было собрано только 40% или 50% частей самолета. Данные "черных ящиков" являются
недостаточными. Единственные данные авиадиспетчеров, гражданских или военных, которые были обнародованы, получены на брифинге российского Генштаба; записи противной стороны, украинской, вообще не были предоставлены. Обязательный
перечень вопросов из 24 пунктов был представлен год назад, в письме к Совету безопасности Нидерландов (СБН) от российского Федерального агентства воздушного транспорта (РосАвиации); голландские следователи не сообщают, что они на это ответили. Росавиация не считает, что отчет СБН, запланированный на 13 октября, будет отвечать всем 24 пунктам перечня.
Белый дом
сообщает, что дискуссия Путина и Обамы началась с заявления пресс-офиса Белого дома, признавшего, что "мы пока не располагаем всеми фактами". Он также первым выступил с обвинением: "этот инцидент произошел в контексте кризиса в Украине, который разжигается российской поддержкой сепаратистов, включая посредством оружия, материальных средств и обучения". Время этого сообщения Белого дома отмечено как 10:38 североамериканского восточного времени. Это 18:38 по Москве.
К тому времени, также согласно другим
сообщениям Белого дома, Обама позвонил украинскому президенту Петро Порошенко и малайзийскому премьер-министру Наджибу Разаку (справа на фото). Эти телефонные звонки, как сообщила американская пресса, были сделаны Обамой в то время, когда он летел на самолете в штат Делавэр, чтобы там пообедать и объявить о плане инвестирования в местный порт. По
сообщениям в прессе Делавэра, Обама прибыл в штат примерно в 17 минут после полудня. Сделав поправку на время, которое потребовалось президенту, чтобы добраться до своего самолета в Вашингтоне и на получасовой перелет в Делавэр, Обама, судя по всему, беседовал с украинским и малайзийским чиновниками через два-три часа после крушения самолета; и, по крайней мере, через час после телефонного разговора с Путиным.
К вечеру 17 июля по времени восточного побережья США американские новостные
агентствапередали слова пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста: "Я могу подтвердить, что президент Путин ближе к концу сегодняшнего утреннего телефонного разговора с президентом Обамой отметил первые сообщения о сбитом пассажирском самолете рядом с российско-украинской границей." Еще позднее в тот день - уже около 4 утра по московскому времени - Обама
сказал: "Похоже, что это ужасная трагедия.. Мы сейчас работаем над тем, чтобы установить, были ли на борту американские граждане. Это для нас первоочередно."
Никакого намека на причину или виновных в высказываниях Обамы не было. Первые
обвинения такого рода были сделаны официальными лицами в Киеве и вице-президентом Джо Байденом. Порошенко сказал прессе, что крушение самолета является "актом терроризма". Антон Геращенко (ниже слева) из украинского Министерства внутренних дел объявил "на своей странице в Фейсбуке, что самолет летел на высоте 33000 футов, когда в него ударила ракета, выпущенная из установки "Бук"". Украинская служба безопасности (СБУ) обнародовала запись перехваченного разговора якобы между сепаратистами, заявившими о сбитии ими самолета. Байден (справа) заявил, что крушение "не было аварией" и что самолет был "сбит в небе".
Группа европейских следователей под руководством
Макса ван дер Верффа собрала большой объем свидетельств, чтобы разоблачить фабрикацию свидетельств о предполагаемом месте запуска, траектории, шлейфе, транспортном грузовике и его маршруте, системе "Бук", наблюдениях очевидцев, фотографиях, записях телефонных разговоров и интернет-записях того, что они говорили друг другу. В поддержку украинских заявлений выступает Элиот Хиггинс, англичанин, публикующийся как
Bellingcat и также на лондонском веб-сайте под названием
Byline под девизом "ничего между вами и новостями".
Габриэле Гордон, опытный германский прокурор, изучила свидетельства, обнародованные на сегодня Советом безопасности Нидерландов и Объединенной следственной группой в отношении теории использования ракет "Бук".
11 августа два нидерландских агентства выпустили заявление, что они расследуют - обратите внимание на настоящее время - "несколько частей, возможно, от ракетной системы "Бук" класса "земля-воздух". Эти части были получены [обратите внимание на прошлое время] во время предыдущей миссии спасения в Восточной Украине [sic] и находятся в распоряжении группы по уголовному расследованию МН17 и Совета безопасности Нидерландов." С экспертно-криминалистической точки зрения Гордон толкует это как означающее, что окончательный доклад СБН, представленный для рассмотрения правительством двумя месяцами ранее, не может ссылаться на "Бук" и не мог быть окончательным. "Когда СБН и ОСГ заявили 11 августа, что все еще происходит анализ возможного фрагмента ракеты, то как может черновик доклада СБН от 2 июня содержать какие-либо свидетельства?" Одним словом, делается попытка найти свидетельства на месте крушения, которые не были обнаружены в телах или в обломках самолета.
Материальные свидетельства на месте происшествия продолжают появляться, их происхождение и подлинность такие же недоказанные и не принимаемые в суде, как и сборка половины самолета в ангаре в Хилверсум.
Согласно
вчерашнему заявлению Донецкой генеральной прокуратуры, 2500 фрагментов самолета и личных вещей пассажиров, недавно собранные на месте крушения, были только что отправлены в Нидерланды.
В двух отчетах австралийских коронеров-экспертов - Дэвида Рэнсона, патологоанатома из Викторианского Института судебной медицины (ВИСМ), и Йэна Уэста, заместителя коронера штата Виктория - раскрывается причина смерти жертв крушения, которая исключает шрапнель от боевой части ракеты "Бук". Первый отчет Рэнсона-Уэста, опубликованный в ноябре 2014 года, можно прочитать
здесь. Второй отчет в восемь страниц и написанный Рэнсоном, появился месяц спустя. Он был направлен коронеру штата Виктория судье Йэну Грэю. Тот затем разослал его семьям австралийских жертв крушения, а также семьям жертв крушения MH17 в других странах.
Рэнсон, участвовавший во вскрытии тел жертв крушения MH17 в казармах Хилверсум в Нидерландах, пришел к заключению: "Я считаю, они умерли в воздухе. Они умерли от воздействия разрушения самолета на высоте. И я считаю, что это было мгновенным." Из свидетельств вскрытия трупов, собранных самим Рэнсоном в Хилверсум, и из его анализа идентификационных документов, находящихся у ОСГ: "Пассажиры потеряли сознание сразу после разрушения в воздухе. Пассажиры умерли в течение секунд - задолго до того, как они оказались в нижней части атмосферы. Не было свидетельств кровотечения или ушибов, связанных с повреждениями из-за падения с большой высоты, что говорит о том, что смерть уже наступила. Отсутствие одежды на большинстве жертв указывало на увеличение/уменьшение скорости падения тела после катастрофического разрушения самолета, на воздействие быстрого воздушного потока во время долгого падения с большой высоты, на повреждение от взрыва или взрывной декомпрессии (т.е. разгерметизации - прим. перев.). Причины смерти от взрывной декомпрессии - сходной с волной давления от бомбы - включали гипотермию (переохлаждение), гипоксию (кислородную недостаточность), сильное повреждение внутренних органов, эмболию (закупорку сосудов) и сердечный приступ. Воздействие очень низких температур, ударов воздушного потока и малого содержания кислорода на высоте в 30000 футов (более 9000 м) также привело бы к смерти в течение секунд. Смерть также могла наступить из-за движения обломков на большой скорости."
Рэнсон (фото ниже) однозначно исключает предположение, что зафиксированные повреждения тел или причина смерти стали следствием попадания металла из боевой части "Бука" или других снарядов. "Не путайте значение фразы (в отчете от ноября 2014 года) "повреждения от снарядов". Это означает летящие предметы, наносящие удары по телу."
В интервью Рэнсон говорит, что для похорон в Британии "вам нужно определить причину смерти". В Австралии же, в отличие от этого, "вам не нужно знать причину смерти для похорон или кремации". Что было написано в свидетельствах о смерти, выданных в Нидерландах, спросили Рэнсона, для возвращения на родину не-голландских жертв? "Я не помню", - ответил Рэнсон. Голландские чиновники отказываются сообщить что-либо.
Свидетельства австралийских коронеров являются ясными; так как они были подготовлены для коронерского суда штата Виктория, то их проверили на приемлемость в суде. Также их очень много. Эти свидетельства поддержаны голландским прокурором и главой ОСГ Фредом Вестербеке, который признал, что было найдено 25 металлических частей, осколков или фрагментов. Заявления Вестербеке можно посмотреть
здесь. Голландские источники, попросившие не называть их, не думают, что Вестербеке намеренно лжет. Они считают, что он делает заявления публичного характера о поддающихся проверке свидетельствах, а также сообщает интерпретацию, на которой настаивают украинское и американское правительства. Голландские источники вменяют Вестербеке в заслугу раскрытие этого противоречия.
Другие голландские следователи считают, что причина, по которой нынешний министр безопасности и юстиции Ард ван дер Стер (на фото) уволил патологоанатома Георга Маата после его лекции об идентификации жертв рейса MH17, была в том, что правительство хотело предостеречь голландцев от раскрытия того, о чем уже сообщили австралийцы - что нет никаких свидетельств о более чем 7800 фрагментах шрапнели из боевой части "Бука". Подробно об этой истории и о попытках Маата добиться опровержения от ван дер Стера, можно прочитать
здесь.
Данные членов австралийской команды Маата в Хилверсум говорят о том, что не могло быть взрыва "Бука", который бы не затронул тела пассажиров по левому борту, с передней стороны кабины, но данные вскрытия тел показывают, что этого не было. Прямые
свидетельские показания сестры пилота рейса MH17, капитана Ван Амрана (Хамрин), подтверждают, что то, что взорвалось и разрушило самолет, произвело мало осколков и ни один из них не попал в ее брата. Пилот сидел с левой стороны в кабине. Проверенные фотографии из района крушения частей внешних панелей кабины, собранные в этом фотомонтаже блогером BellingCat, показывают повреждение фюзеляжа.
Ван Лайлатул Мастура, сестра пилота (ниже слева), ездила в Хилверсум для опознания тела ее брата (справа). Представляя интересы его жены, она сопровождала его гроб домой, для похорон недалеко от Куала-Лумпур.
"Они показали мне снимки на фотоаппарате. Это был снимок в полный рост, и он не был поврежден, только слегка обожжен. Я смогла опознать его. Человек, который мыл тела, сказал нам, что тело нашего брата было в самом лучшем состоянии, все было
на месте."
Малайзия не только не позволяет проводить коронерские расследования. Она запретила членам семей 43 малайзийских жертв открывать гробы. Никому из родственников тех, кто погиб, не было разрешено увидеть жертв в гробах, сказала Ван Лайлатул Мастура. "Нам не разрешило правительство, никто не должен был видеть. Все трупы, что прибыли обратно, нельзя было открывать."
Второй пилот, капитан Юджин Чу, по-видимому, был кремирован в Нидерландах, до того, как его останки были возвращены на родину.
Публичные свидетельства Ари де Бруин, одного из ведущих следователей ОСГ, заключается в том, что из всех 298 жертв тела 176 были возвращены "более или менее целыми". Вот
документ нидерландского правительства. Еще 527 частей тел были "приобщены к делу". На 8 августа 2014 года были опознаны двадцать три тела. После сообщений в прессе о возвращении на родину и похоронах тех отдельных имен, которые были опознаны быстрее всех, их можно соотнести с планом размещения в самолете, опубликованным
"Уолл Стрит Джорнал" и полученным от авиакомпании Malaysian Airlines.
На сегодняшний день единодушным определением источника внешнего взрыва является точка по левую сторону самолета, перед левым крылом. Это говорит о том, что в дополнение к пилоту, сидевшему слева в кабине, пассажиры на местах А, В и С в рядах с 1-го по 17-й должны были быть наиболее повреждены и поэтому медленнее всех опознаны. Пассажиры, сидевшие на соответствующих местах справа (по правому борту) в самолете, должны были пострадать менее всего и остаться целыми, а также быстрее всего быть опознаны и возвращены на родину.
Обзор британской, австралийской, малайзийской и канадской прессы указывает на то, что первыми были возвращены и похоронены пассажиры, сидевшие в самолете по правую сторону. Те, кто был возвращен на родину ранее других и сидел по левую сторону, находились в хвостовой части самолета, позади зоны взрыва. Данные показывают, что это не более чем логически выведенная и непрямая улика, основанная на неполных данных.
Однако отчет для семей жертв, написанный Рэнсоном в декабре прошлого года, является единственным официальным и определенным источником свидетельств причины смерти. Рэнсона и коронера Грэя попросили предоставить копию отчета. Они отказались. Рэнсона попросили ответить, имел ли отчет официальный гриф секретности, когда его передали семьям погибших. Он ответил: "Отчет сделан для коронера, поэтому подпадает под действие судебных процессов и, насколько я понимаю, не был пока что обнародован судом". На вопрос о том, когда был наложен гриф секретности, так как он не действовал в декабре, когда, как сообщалось, он был разослан семьям погибших, Рэнсон теперь заявляет: "Я не думаю, что его разослали семьям". Он отказался сказать, когда именно был засекречен отчет.
Кэролин Форд, местная журналистка, взявшая интервью у Рэнсона в декабре, и которая сообщила, что ей предоставили копию этого отчета, говорит, что он не был засекречен или иным образом ограничен в доступе к нему, когда она его читала и когда сообщила о нем в Журнале юридического института (Law Institute Journal, LIJ) Юридического института штата Виктория, профессиональной ассоциации адвокатов австралийского штата. Ее статья под заголовком "Мрачное возвращение на родину является испытанием для нового морга" закрыта для тех, кто не является членом
института. Она предоставила вот эту
копию статьи. Форд вспомнила, что Рэнсон сказал ей, что копии этого отчета были разосланы семьям погибших.
В исковых материалах по двум судебным делам, которые начаты в Европе, не упоминаются австралийские свидетельства в отношении тел. Элмар Гимулла (выше на фото) из Берлина является адвокатом семьи г-на Гротсолтена, который занимал в самолете место
1D. Гимулла пока что обходит стороной свидетельства коронеров и взрыв, оказавший воздействие на рейс MH17. Письменное заявление Гимуллы в ЕСПЧ можно прочитать
здесь.
Оно начинается со слов: "Обнаруженные повреждения фюзеляжа и кабины пилотов указывают на удар большим количеством предметов, которые попали в самолет извне. Самолет разрушился из-за этих ударов в воздухе. Примечание: изложение фактов базируется главным образом на английской версии отчета предварительного расследования правомочным Управлением расследований на воздушном транспорте (Совет безопасности Нидерландов: предварительный отчет / Крушение "Боинга 777-200" авиакомпании Malaysia Airlines, рейс MH17)". Идут поиски дополнительных свидетельств, включая свидетелей, утверждается в исковом заявлении.
Однако правовым основанием и приоритетом в деле Гимуллы является то, что смерть Гротсолтена была "вызвана бездействием украинского правительства. Вопреки своей юридической обязанности, [правительство не закрыло воздушное пространство, включая эшелон полета. Украинское правительство действовало преднамеренно... из-за его бездействия погибли люди". Выдвинуто требование компенсации в 1 миллион евро.
В случае с делом Дычински (на фото) в Международном уголовном суде (МУС) - она находилась на сиденье 20D - адвокаты также избегали свидетельств вскрытия тел и споров в отношении причин взрыва, разрушения самолета и смертей пассажиров и экипажа. Дело Дычински сконцентрировано, как и дело Гимуллы в ЕСПЧ, на виновности правительства, позволившего рейсу МН17 лететь в воздушном пространстве в зоне боевых действий, в то время как чиновники - украинские, голландские и органы международного авиационного надзора - уже знали о рисках для безопасности самолета.
Согласно
краткому описанию журналиста Бенсманна, в Киеве прошла конференция 14 июля, за три дня до крушения самолета, на которой украинский министр иностранных дел Павло Климкин и чиновники из администрации президента Порошенко недвусмысленно сделали предупреждение, что воздушное пространство над зоной боевых действий является опасным для самолетов. За месяц до этого был сбит украинский военный транспортный самолет "Илюшин-76", когда он заходил на посадку в Луганске; в день конференции другой украинский транспортный самолет, "Антонов-26" был
атакован на высоте 6200 метров. Свидетельства, на основе которых адвокаты Дычински представляют их дело, заключаются в том, что ответственные голландские чиновники в министерстве безопасности и юстиции получили предупреждение по официальной внутренней связи, но проявили преступную халатность, не предприняв никаких мер, и не распорядились, чтобы авиакомпании, самолеты которых вылетали из Амстердама, не летали в затронутом (боевыми действиями) воздушном пространстве.
Голландские чиновники, названные в судебных документах, это Опстелтен (ниже слева) и Тевен (справа), покинули свои должности в марте. Они просят суд отклонить юрисдикцию и отказать в удовлетворении иска Дычински.
Европейские адвокаты, которые следят за этими делами и международными дебатами в отношении вины, говорят, что имеются достаточные основания для уголовного и гражданского судебного разбирательства. Они отмечают, что политические дебаты и дебаты в СМИ почти исключительно сконцентрированы на цепочке событий, приведших к роковому взрыву, за чем последовала гибель пассажиров и крушение самолета. "Главная ответственность", - говорит один из них, "должна касаться того, кто заставил рейс МН17 лететь над зоной военных действий. Украэрорух позволило, таким образом, 300 самолетам в день пролетать над этой зоной военных действий. Украэрорух как совместная гражданско-военная служба управления воздушным движением была полностью осведомлена о рисках. Украэрорух выпустило извещение НОТАМ (оперативная информация для пилотов - прим. перев.), которое позволило пассажирским самолетам летать на высоте более 10 км. Украэрорух одобрило план полета, представленный рейсом МН17, и контролировало МН17 в украинском воздушном пространстве, пока его не сбили. Согласно Международной организации гражданской авиации (ИКАО), именно на власти страны возложена обязанность и ответственность закрыть воздушное пространство страны, если необходимо".
Украэрорух расшифровывается как Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины, входящее в Министерство инфраструктуры в Киеве. НОТАМ означает сообщение для пилотов, стандартное предупреждение от авиационной администрации, оповещающее пилотов воздушных судов о потенциальных рисках на маршруте полета. В заявлении от 15 июля 2015 г. Украэрорух сказано: "17 июля стало горьким доказательством высочайшего уровня цинизма тех, кто спровоцировал эту трагедию и погубил жизни невинных людей. Весь мир ждет расследования причин и обстоятельств крушения, чтобы избежать подобных трагедий в будущем. Все виновные в этом преступлении должны быть осуждены. Эта трагедия глубоко опечалила специалистов авиационной сферы, для деятельности которых безопасность воздушного движения является главным приоритетом. Тем не менее, даже в трудные времена, когда на востоке нашей страны больше года проводится Антитеррористическая операция, украинское правительство, авиационная администрация и специалисты Украэрорух делают все возможное, чтобы обеспечить безопасность полетов в воздушном пространстве Украины".