Цитата: tango от 08.02.2017 15:01:33Версии про теракты, гусей - ерунда. Очень малая вероятность чисто технической неисправности.
Цитата: Южный Крест от 09.02.2017 00:07:40\
а вообще меня поражает насколько мы подвержены мозко-промывке СМИ. Как в нас легко блокируется возможность рассуждать самостоятельно.\\\\И мы такие, с серьезным видом головой киваем, да, да, типа какой такой теракт??!! :).
Цитата: Барристер от 09.02.2017 01:05:56Почитайте расследования МАК. Сколько катастроф и сколько там терактов. Вы может быть и подвержены истерии -
Цитата: Наблюдающий от 07.02.2017 21:43:25Вы уверены? Вот пусть будет некий сфероконический агрегат, которым управляют несколько человек, условный КВС и условный второй пилот, в сферу ответственности которого входят тормоза. Вы - КВС. Случается нечто и Вы, сообразуясь со своим опытом и зная, что у "второго" опыта не меньше, почти мгновенно (на здоровом инстинкте) придя к выводу, что надо экстренно тормозить, что ему крикните? Я думаю - "тормози". Или - если управление теми тормозами более сложное, то "тормоза"... А потом - что то еще добавить. Для уточнения.
Так почему же не может пройти команда "закрылки" с последующим "неразборчиво записанным" дополнением? По моему - психологически вполне реальная реконструкция развития событий в пилотской кабине в самом начале особой ситуации, когда еще ничего не понятно. На месте КВС я вел бы себя именно так. Главное - не привлекать дополнительных сущностей и ничего не додумывать. Здесь же - вполне естественная реакция КВС на неожиданное событие, не важно какое. И реакция - вполне здоровая и правильная.
Кстати, как вариант - действительно механическое воздействие на самолет. Словила наша Тушка тушку какого гуся перелётного. Но не в двигатель, а в лобовое стекло. На скоростях в 400 км/ч эти 3-5 килограммов в перьях вполне себе убойный агрегат. Может ли экипаж управлять самолетом, у которого вынесено лобовое стекло такой тушкой? Я сомневаюсь. Надо резко сбрасывать скорость (сохраняя подъемную силу). Отсюда и начальное крепкое слово, затем команда второму на предмет закрылок, тот поймет сам, что их надо выпускать, а КВС снижает тягу двигателей до минимума и увеличивает максимально угол атаки, чтобы идти на минимальной скорости обратно к аэропорту. А вот здесь уже и возможно ошибиться, запаса нет ни по скорости, ни по высоте... Но ошибка эта - вынужденная внешним фактором и скоротечностью развития событий, а не сотворенная экипажем по собственной инициативе на стандартном взлёте.
Но это - не объясняет большого разлёта отдельных обломков. С гусем в лобовом самолёт будет падать до самого конца целым. Если не попадёт в плоский штопор, где его могут разорвать перегрузки.
Цитата: Южный Крест от 09.02.2017 08:38:15Позволю последний раз на сегодня злоупотребить вниманием многоуважаемого форума.
Эпиграф:
...не найдены пока факты, указывающие на теракт.
Камрад Барристер интересный аргумент привел, зачем вообще серъезно рассматривать версию теракта, пока не найдено никаких фактов указывающих на эту версию. \\\\
Ну а теперь главный вопрос, если следовать логике уважаемого камрада не обсуждать того, у чего нету или мало фактов, то какого черта, мы вообще обсуждаем версии “ошибки пилотов” и “техническую неисправность”?!
Цитата: Барристер от 09.02.2017 10:27:38Предполагаю, что слова КВС это не штатная команда на уборку закрылок, а реакция на появившуюся информацию - либо КВС увидел, что закрылки слишком рано убраны в 0 и обратил на это внимание, а до этого он, уверенный, что закрылки выпущены полностью, не мог понять, почему самолет проседает, думая о центровке или неисправности, а по факту он строил свои выводы на неверном основании о положении закрылок. Увидя, что они убраны\несинхронно убраны, появляется эта фраза. Но уже высоты нет, скорости нет, да еще крен. Вот вам и сваливание и удар и разброс осколков.
Цитата: Наблюдающий от 10.02.2017 11:16:03Кстати, как развитие варианта. Проходила информация, что экипаж для взлёта в Сочи запросил всю полосу, ибо "тяжелый". 92 человека с балалайками не сделают самолёт "тяжелым", скорее топлива было залито по максимуму на дальний перелёт и (предположим) что-то тяжелое везлось, о чем нам знать не положено. А теперь все рассуждения на уровне курса физики 6-го класса средней советской школы. Эта самая физика нас учит, что чем больше масса предмета, тем меньшее ускорение он будет испытывать при воздействии на него силой вполне стандартной неизменной величины. Двигатели Тушки не имеют безграничной мощности, больше чем они могут выдать тяги - не выдадут. Ну а чем меньше ускорение, тем дольше нужно времени, чтобы разогнаться до той или иной скорости.
Цитата: Наблюдающий от 10.02.2017 11:16:03Кстати, как развитие варианта. Проходила информация, что экипаж для взлёта в Сочи запросил всю полосу, ибо "тяжелый". 92 человека с балалайками не сделают самолёт "тяжелым", скорее топлива было залито по максимуму на дальний перелёт и (предположим) что-то тяжелое везлось, о чем нам знать не положено. А теперь все рассуждения на уровне курса физики 6-го класса средней советской школы. Эта самая физика нас учит, что чем больше масса предмета, тем меньшее ускорение он будет испытывать при воздействии на него силой вполне стандартной неизменной величины. Двигатели Тушки не имеют безграничной мощности, больше чем они могут выдать тяги - не выдадут. Ну а чем меньше ускорение, тем дольше нужно времени, чтобы разогнаться до той или иной скорости.
Отсюда начав на "тяжелом" самолете процедуру уборки закрылок в нужный момент (по значению набранной скорости), но проводя её как для "легкого" самолёта, мы вполне можем получить ситуацию, что закрылки уже убраны, а должная скорость к моменту уборки закрылков (обеспечивающая нужную подъёмную силу) еще не набрана. Ну не вытягивают двигатели такую массу за такое время. А дальше - все последствия. Хотя, всё равно это будет отражено в параметрии, скорость и положение закрылков. И если положение закрылков не соответствует набранной скорости - имеем ошибку экипажа.
Этой ситуации не было в Москве, так как явно планировалась дозаправка в Моздоке, следовательно, топлива в Москве заливалось меньше (зачем его везти до Моздока?), на 1500 километров перелёта, и самолёт был на несколько тонн легче. Следовательно - разгонялся пошустрее и в Москве прошел по краю. А в Сочи надо было принять на борт топлива уже на 2500, если не 3 тысячи километров полёта. То есть - чуть ли не вдвое больше. На закрылках оторваться от полосы сумели, а вот разогнаться до скорости, на которой можно лететь без закрылков - не смогли.
Цитата: ЦитатаОшибочная уборка закрылков после взлета
Василий Васильевич Ершов
Редкая, но имевшая место - и, кстати, не раз - ошибка экипажа после отрыва: когда на высоте 5-10 метров правый пилот по команде капитана «Шасси убрать» вместо уборки шасси бездумно, автоматически, переведет вверх рычаг закрылков. Скорость в этот момент, вместо необходимых для уборки закрылков 350 км/час, пока еще едва достигает 300-310, а закрылки уже начинают убираться, и подъемная сила на крыле плавно начинает уменьшаться.
Убираются закрылки довольно долго, и подъемная сила на крыле уменьшается не спеша, в течение 10-20 секунд. При этом выпущенные шасси создают огромное добавочное сопротивление и тормозят разгон.
Но за эти 20 секунд, пока закрылки ошибочно убираются, требуется, чтобы не свалиться, обязательно разогнать самолет на малой высоте до безопасной скорости с «чистым крылом», 400 км/час, не допуская ни малейшей просадки самолета. Только на этой скорости можно продолжать набор высоты.
Для удержания самолета в воздухе пилоту в данной ситуации приходится постоянным миллиметровым увеличением угла атаки поддерживать теряющий подъемную силу самолет, чтобы он не снизился и не зацепился за близкую землю, – и в то же время выжидать, пока нарастет скорость, а значит, тонкими движениями прижимать самолет к земле. При этом запас по сваливанию неизбежно уменьшается из-за того, что угол атаки все ближе подбирается к критическому углу. Если чуть передрать штурвал – самолет выйдет на закритический угол атаки, сработает звуковая и световая сигнализация и произойдет сваливание; при этом еще сработает сирена опасного сближения с землей. А если чуть сильнее отдать от себя – самолет просто зацепится за землю.
Пройти по этому сужающемуся коридору скоростей и углов атаки и дождаться разгона скорости на минимальной высоте сможет только очень, очень опытный, чующий машину пилот, с твердой рукой. И то – потом он будет отмечать этот день как второй день рождения.
Спасти полет можно, если командир осознает, какая произошла ошибка, и правой рукой, оторвав ее на секунду от штурвала, сам немедленно снова выпустит закрылки. При этом под самолетом взбухнет воздушный пузырь, машину станет подпирать снизу возникшая дополнительная подъемная сила, и пилоту легче будет разгонять скорость, отдавая штурвал от себя. Давать команды и вообще разговаривать в данной ситуации просто некогда.
Говорят, что в подобной нестандартной ситуации ясность может внести штурман, в обязанности которого входит контроль за уборкой-выпуском закрылков, предкрылков и стабилизатора. Но контроль этот начинается только после цепи обязательных, как молитва, команд и докладов: «Высота 50 метров», «Фары выключить, убрать», «Фары убраны». И только после уборки фар штурман обращает внимание на соответствие роста скорости и высоты, дожидается набора высоты 120 метров; при этом скорость должна быть не менее 330. Только в этом случае он докладывает: «Высота 120, скорость 330». Если скорость не достигла этого значения, он предупреждает капитана: «Скорость 300!» Скорость 310!» «Скорость мала!»
После достижения скорости 330 капитан дает команду «Закрылки убрать». Вот тогда штурман начинает контролировать синхронность уборки, перекладку стабилизатора, уборку предкрылков и громко докладывает об этом: «Закрылки убираются синхронно, стабилизатор перекладывается на ноль, предкрылки убираются».
Но когда ни скорость, ни высота не растут, а растет угол атаки и при этом самолет просаживается, пилот уже с первых секунд набора высоты начинает нервно оценивать ситуацию: а почему скорость мала? Почему самолет просаживается, и не разгоняется, и надо все время подтягивать на себя штурвал? Все ли нормально с двигателями? А каков угол атаки? Большой! «Ё-моё!» Почему скорость не растет? Отдать чуть от себя! Ох, высота мала! Чуть на себя! Запас по сваливанию мал – сейчас запищит АУАСП! Чуть от себя! И т. д.
Капитан лихорадочно задает себе кучу вопросов и с тоской ожидает, когда же наконец кончится просадка и появится возможность все-таки чуть прижать машину и разогнаться над близкими крышами… или угол атаки успеет подойти к красному сектору и машина резко потеряет подъемную силу из-за срыва потока?
Весь экипаж в эти долгие секунды мечется взглядами по арматуре кабины, пытаясь понять: в чем же дело?
А потом кого-то, наконец, озаряет: «Закрылки, сука!»
И вот в этот, самый последний момент – сунь капитан закрылки на выпуск – еще есть возможность вытянуть. Самолет начнет подпирать снизу набухающий под закрылками воздушный вал, нос опустится, скорость моментально (моментально!) нарастет; а дальше – как при нормальном взлете.
Но если капитан неопытный, он просто психологически не сможет оторвать руку от штурвала. Он еще чуть-чуть, ну самую малость, попытается поддержать машину штурвалом на себя… и свалится.
Говорят, бортинженер из-за плеча штурмана может проконтролировать уборку закрылков, а по своему прибору определит неуборку шасси. Но бортинженер на взлете занят одним: контролем работы двигателей; он весь собран в готовности к возможному отказу одного из них. Темп роста скорости – не его прерогатива. Он смотрит на свои приборы – а их у него хватает – и ждет привычную формулу команд и докладов, звучащих в накрепко затверженном порядке, одна за другой.
Второй пилот в этой ситуации вряд ли сознает, что первопричиной явилась его ошибка. Он, так же, как и капитан, вцепившись мокрыми руками в штурвал, следит за миллиметровыми изменениями в показаниях приборов. Он так же точно ищет причину, перебирая в мозгу варианты и операции. У него и в мыслях нет, что он перепутал рычаги.
А самолет удаляется от полосы со скоростью 80 метров в секунду. За двадцать секунд, пока машину еще держат остатки подъемной силы, она отойдет от торца полосы на полтора километра, набрав едва ли сто метров высоты. Затем происходит срыв потока; при этом подъемная сила пару секунд еще поддерживает машину за счет последнего взятия штурвала на себя. После этого машина опускает нос и плоско валится вниз, вполне возможно, и на крыло. За оставшиеся десять секунд падения самолет по инерции пролетит еще метров 800 и упадет в пяти километрах от начала полосы, практически в ее створе...
. Ошибочная уборка закрылков после взлета Василий Васильевич Ершов
Цитата: Виктор 1964 от 10.02.2017 19:49:54Ершов как раз об этом случае и писал, о сочинском самолёте. Публикация 2017 года, однако.
Цитата: Виктор 1964 от 10.02.2017 19:49:54Ну сказал же Ершов по ссылке на предыдущей странице, что уборка закрылков начинается на высоте не менее 120 и скорости не менее 330. Вне зависимости от того, тяжёлый самолёт или лёгкий. Кстати, по энерговооружённости Ту-154 значительно превосходит Боинги и Эйрбасы и легко залазит на эшелон в 12000. Для невимательных - приеду цитату, на которую сослался
Ершов как раз об этом случае и писал, о сочинском самолёте. Публикация 2017 года, однако.
Цитата: Виктор 1964 от 11.02.2017 16:29:29По пунктам - самолётом управляли молодые не очень опытные пилоты с не очень большим налётом часов - если общий налёт в 3 тыс часов на всех типах самолётов, включая обучение в училище - то сколько на Ту-154? 500? 300? Вообще в в гражданской авиации пилота с таким налётом никогда не ставили КВС! Тем более на самом сложном в пилотировании советском пассажирском самолёте - Ту-154! У того же Ершова общий налёт - 20 тыс. часов.пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 4000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч., или общий налет - 3000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2500 часов, налет в качестве КВС(пилота)-инструктора 1500 часов.
....
Цитата: Виктор 1964 от 11.02.2017 16:29:29По пунктам - самолётом управляли молодые не очень опытные пилоты .
А на "танцующем борте" ни КВС, ни второй пилот не были, а был ШТУРМАН 49-летний подполковник Александр Николаевич Петухов. А не 35-летний командир и не 33-летний второй пилот...
Цитата: Южный Крест от 10.02.2017 23:26:11.....
Более корректный вопрос, сколько таких пилотов было в именно в Министерстве Обороны, которые допускали подобную ошибку?
Министерство обороны конкретно заявило, что у нас таких случаев, при нашей системе подготовки летного состава было 0 целых, 0 десятых.
.....
Цитата: В. Вилежаня от 11.02.2017 19:30:16То есть. вероятность такой ошибки, уборка закрылков вместо шасси в гражданской авиации значительно больше, чем в военной.
Цитата: В. Вилежаня от 11.02.2017 18:51:35Раньше для первого класа нужно было 1000 часов ночью. Возможно 100 часов ошибка?
Требования к квалификации специалистов ГА изложены в Положении о классификации специалистов гражданской авиации (Приложение №2 к Сборнику "Безопасность полётов, сертификация и лицензирование", 1998 г.) http://crown-airforce.narod.ru/treb.html#ATPL |
Цитата: Цитата5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается:
5.3.5.1. пилотам многодвигательных самолетов, имеющим:
5.3.5.1.1.общий налет 4000 часов; из них:
самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не менее 1500 часов, из которых 500 часов - на многодвигательных самолетах. Применение пункта 4.2.13 настоящего Положения допускается только для налета свыше 500 часов на многодвигательных самолетах;
налет ночью не менее 500 часов, из которых 200 часов не подлежат компенсации в соответствии c п. 4.2.13 настоящего Положения;
4.2.13. Пилоты коммерческой авиации и линейные пилоты вертолетов, представляемые на повышение в классе, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь самостоятельный безаварийный налет соответственно на 500 ч. больше.
Линейным пилотам, представляемым на повышение в классе, недостающий до требуемого налет ночью может быть компенсирован общим налетом днем вдвое превышающим недостающий налет ночью. В этих случаях наличие общего налета ночью должно быть не менее 200 ч., в т.ч. на эксплуатируемом типе ВС не менее 100 ч.
Кандидатам на повышение в классе, налет в качестве второго пилота без права выполнения взлета и посадки или стажера (по другим специализациям) засчитывается в общий налет, требуемый для повышения в классе, с коэффициентом 0,5, а налет в качестве второго пилота с правом взлета и посадки в общий налет засчитывается полностью и может быть засчитан в качестве самостоятельного налета, требуемого для повышения в классе, с коэффициентом 0,5, если в требованиях по конкретному классу не предусмотрено ограничение по применению настоящего правила.
допуск к полетам по метеоминимуму 1-й категории или предельному метеоминимуму для некатегорированных ВС в качестве КВС многодвигательного самолета или налет в качестве второго пилота самолета 2 - 1 класса не менее 500 часов.
Цитата: Цитата5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается:
5.3.4.1. пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1. настоящего Положения, имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2 не менее 1000 часов, самостоятельный налет не менее 250 часов.
5.3.4.2. кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2-го класса линейного пилота, должны иметь оценки "пять" по НПП ГА и РЛЭ ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре", по летной подготовленности (техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь оценки не ниже "четыре".
Цитата: ЦитатаКто такой «Линейный пилот»?
Линейный пилот — это высший уровень квалификации пилота, который подтверждает, что пилот имеет более 1500 часов налета и сдал экзамены в соответствии с требованиями к линейному пилоту гражданской авиации. Все командиры воздушных судов на регулярных перевозках (в больших авиакомпаниях) точно имеют квалификацию “Линейного пилота”. Вторые пилоты как правило имеют квалификацию “Коммерческий пилот”.
Читать еще: http://www.topcrop.ru/persons/kak-stat-pilotom.html#ixzz4YPLOi8VT
Цитата: В. Вилежаня от 11.02.2017 07:58:41Разговаривал со специалистом. Самые плохие отзывы о пилотах из Чкаловского. Опыта никакого, постоянные сознательные нарушения, контроля ни какого, амбициозные. Когда переходят в гражданскую авиацию - приходится заново призывать к порядку.
Расследование тормозится по причине, кого наказать из генералов.
Цитата: folk от 12.02.2017 09:33:26И что вы предлагаете? На военные самолеты посадить гражданских командиров? Или летать без командира двумя вторыми пилотами?
Цитата: Виктор 1964 от 12.02.2017 11:26:02Да ничего я не предлагаю, я просто процитировал документы, из которых следует, что военный лётчик первого класса отнюдь не равен коммерческому пилоту первого класса и, тем более, линейному пилоту первого класса по налёту часов... и по гражданским меркам командир и второй пилот не были очень опытными пилотами и по налёту не дотягивали не только до первого класса линейного пилота, но даже до первого класса коммерческого пилота... Возможно, они имели большой опыт полётов в экстремальных ситуациях, сложных погодных условиях, даже скорее всего. Я говорю только о чисто формальной стороне...