Скрытый текст
Украинским властям ожно только рассчитывать на затягивание решения. Впрочем, стоит признать, что хотя бы услышать мнение Киева по транзиту ЕС был обязан: это как минимум предусматривает договор об интеграции ЕС и Украины.
Действия украинской стороны ничего уже не изменят, уверен , начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Даже если судебные тяжбы за доступ к мощностям Opal продолжатся, строительству Северного потока-2, в который российская монополия с партнерами инвестирует свыше 8 млрд евро, это не помешает. Претензии Еврокомиссии, в основном, были к дистрибуции газа, по этому вопросу Газпром готов к переговорам, и, возможно, непринципиальным уступкам. Первая нитка сейчас забита на 100%, и расширение мощности еще на 55 млрд куб. в год, необходимо.
Как отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко в этой ситуации следует учитывать финансовое положение Украины и ее нефтегазовой компании «Нафтогаз», которе становится все более шатким. Следует также учитывать, что многое может проясниться в конце этого года после судебных решений по взаимным претензиям Нафтогаза и Газпрома по поводу газовых контрактов. Как напоминает эксперт, общая сумма претензий Газпрома к Нафтогазу за невыбранный газ и не оплаченные поставки до 2014 года – более 50 млрд долл и сумма может вырасти до 80 млрд долл., в то время как Нафтогаз в ответную требует от Газпрома выплатить компенсацию за несоблюдение обязательств по прокачке газа через ее территорию – договор составлен таким образом, что Газпром должен прокачивать ежегодно определенные объемы газа, но в ходе обострившихся конфликтов перестал это делать. Также по мнению украинцев Газпром должен выплатить компенсацию за несоразмерно высокую цену контрактного газа.
Согласно контрактам 2009 года она была равна 450 долл за тыс куб, привязана к нефти и откровенно говоря была явно завышена по отношению к рыночной конъюнктуре тех лет. Общая сумма ответных требований к Газпрому составила в итоге 50 млрд долл, из них 17 млрд Украина, по ее мнению переплатила за газ. Что же касается транзита газа то по утверждениям Нафтогаза – Газпром ни разу не выполнил своих обязательств по полноценной прокачке газа по ее территории, по контракту газ должен идти в объеме не менее 110 млрд куб, а с годами объем стал падать еще сильнее.
Несмотря на то, что аргументы у обеих сторон весьма сильные, все же Газпром обладает более четкой аргументацией в своих требованиях, между тем вряд ли суд примет одноугольное решение, указывает Кирилл Яковенко. По его мнению, в текущей экономической ситуации, победа Газпрома просто обанкротит Нафтогаз и Украинский бюджет поэтому, скорее всего, исковые требования двух сторон будут частично удовлетворены а выплаты разделены на длительные транши.
Что же касается будущих перспектив украинской ГТС, продолжает Кирилл Яковенко, то похоже что Еврокомиссия изо всех сил пытается дать СП-2 право на существование, скорее всего, между членами ЕС будет проведено что-то вроде голосования и решение будет принято на основе решения большинства, а не консенсуса, как это обычно происходит при принятии ключевых решений ЕС. Учитывая, что против "Северного потока-2" выступают только поляки и прибалты, а всего в ЕС более 20 государств, то можно прогнозировать позитивный исход дела.
Это, по мнению эксперта, пророчит Украине если не полный отказ от ее услуг как транзитера, то как минимум сильнейший удар по ее экономике – только от доступа в Opal, который временно приостановлен благодаря Нафтогазу и Польше, потери от прокачки 10-11 млрд куб м газа составили 290-320 млн долл, а в случае продолжения зеленого света в Opal – потери составят до 425 млн долл. Соответственно СП-2 просто отбросит необходимость в услугах стареющей ГТС Украины, а истекающий срок транзитного договора – только усилит агонию украинской экономики.
Между тем ,не стоит забывать – что украинская ГТС это государственный актив и Нафтогаз выступает как оператор и эксплуатант, этот актив требует значительных финансовых вложений на регулярный ремонт, но в результате сложившейся неопределенности – ни государство ни Нафтогаз не торопятся инвестировать в него деньги, это в свою очередь может стать весомым аргументом в решении ЕС по СП-2, так как важное условие в поставках энергетического ресурса – бесперебойность и стабильность.
Также важно прокомментировать слухи о продаже Украинской ГТС итальянской госкомпанией Snam – госкомпания якобы готова купить актив за 2 млрд долл. и отремонтировать его, но в новостях об этом нет главного ответа на вопрос – для чего это нужно, если Италия, вероятнее всего, не откажется от СП-2. По словам Яковенко, остается только догадываться, но вряд ли это будет благотворительность. На сегодняшний же день – никто кроме Газпрома из близлежащих к Украине стран не сможет обеспечивать транзит газа в ЕС через Украину на выгодных для Нафтогаза и для себя условиях. Скорее всего, в случае успеха решения по теме СП-2 в Европе, ГТС Украины будет вынуждена перейти в статус резервного газопровода с не большими объемами прокачки. С другой стороны, до этого еще относительно далеко и ситуация может поменяться если решение ЕС по СП-2 будет отрицательным.