Скрытый текст
«Я не представляю, как это будет происходить на практике. Кто этим будет заниматься? Это очень сложное мероприятие, непонятно, за чей счет оно будет реализовано, непонятно, когда оно будет реализовано и будет ли реализовано вообще», — прокомментировал вероятность проведения химического анализа партии угля сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Потребуется серьезное расследование, которое, скорее всего, никто не будет проводить. Опыт последних лет показывает, что для конфискации партии угля из РФ Киеву будет достаточно бездоказательных обвинений.
«На угле не будет написано, что он пришел из ОРДЛО. Скорее всего, это будут российские компании, а украинские будут его просто импортировать. Мне интересно, как государство будет объяснять, на каком основании проводится конфискация? Ведь для этого необходимо возбудить уголовное дело, доказать, что именно этот товар является контрабандой», — задается вопросом управляющий партнер «Национальной антикризисной группы» Тарас Загородний. Он также указал на огромные риски для имиджа Украины на международной арене и негативное влияние конфискации на инвестиционный климат страны. К тому же такой шаг может повлечь за собой вереницу судебных исков в международные арбитражи от украинских компаний-импортеров.
«У меня большие сомнения в правомерности конфискации, потому что доказать происхождение угля из Донецкого угольного бассейна тяжело», — считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. Эксперт подчеркивает, что, поскольку речь идет о международных договорах, для конфискации нужны «железобетонные правовые основания». Единственной юридически понятной мерой в этом направлении В. Землянский считает полный запрет на ввоз угля из РФ.
Переводить на топку кизяками
На практике конфискация первой же партии приведет к полной остановке импорта российского угля. «Это можно сделать только один раз, потом электростанции нужно будет переводить на топку кизяками», — прокомментировал инициативу П. Порошенко представитель ЛНР в минской политической подгруппе Родион Мирошник. Похоже, что Киев понимает, чем закончится конфискация, и сознательно намерен обострять ситуацию.
Еще 23 марта глава Минэнергоугля Игорь Насалик анонсировал официальный запрет на ввоз российского антрацита. «Проект постановления [Кабмина] на данный момент готовится. Решение будет принято», — отметил министр. Сторонником торгового эмбарго является и премьер-министр Владимир Гройсман. Говоря об источниках, которые могли бы заменить поставки угля из ЛДНР, он особо отметил, что не видит среди них Россию. «Нам необходимо закупать недостающие объемы угля – закупать у разных стран, и хочу подчеркнуть, что я сторонник того, чтобы мы закупали у США, Австралии, то есть у других стран, а не у страны-агрессора», — сказал премьер 11 апреля во время пресс-конференции, посвященной результатам работы правительства за год.
Судя по его словам, нормативный акт о полной остановке импорта угля из РФ – дело времени. «Пока еще постановления нет, но я считаю, что для нас очень важно диверсифицировать и никоим образом не поставлять из Российской Федерации», — высказал свое видение премьер. В качестве одной из мер по диверсификации В. Гройсман видит переоборудование ТЭС под альтернативные марки углей. При этом намекнул, что недавно исполнилось 500 дней с того момента, как «ни одной капли российского газа» Украина не покупает. Ситуации действительно похожи.
За первые два месяца импорт товаров из РФ вырос на 81%, в том числе благодаря торговой блокаде Донбасса, которая привела к наращиванию угольных поставок. 61,6% всего иностранного угля в январе-марте этого года пришло на Украину из России, но его все равно не хватает. В первом квартале 2017-го из-за дефицита сырья металлурги Украины снизили выплавку углеродистой стали на 7,9%, чугуна на 13,6%, проката на 8,1%. Одна за другой прекратили свою работу Приднепровская, Трипольская, Змиевская и Криворожская ТЭС. Причина все та же – экономия угля.
Ситуация действительно критическая, взять сырье негде. Письмо И. Насалика в Госдеп США с просьбой срочно отправить 2,5 млн. тонн угля для отечественных ТЭС, скорее, поднимет настроение вашингтонским чиновникам, чем реально поможет делу. Как подсчитал бывший министр налогов и сборов Александр Клименко, импортировать необходимое количество антрацита (9 млн. тонн в год) без поставок ЛДНР и РФ Украина физически не может. Во-первых, такой объем на мировом рынке отсутствует, во-вторых, морские гавани страны не в состоянии принять более 400 тыс. тонн антрацита в месяц, а в-третьих для покупки угля нужно много валюты, которой у Киева нет.
Операция «Реверс»
Но есть выход. «Мы продолжим покупать донбасский уголь под видом американского-африканского-австралийского. С дополнительной накруткой $40-50 на каждой тонне», — предполагает А. Клименко. Это позволит первым лицам государства отчитаться в очередной победе над агрессором, повысить тарифы на электроэнергию и «подзаработать», поскольку закупки заокеанского угля, как и «реверсного» газа, будут проходить через офшорные фирмы-прокладки.
«Вслед за российским газом европейские трейдеры начнут поставлять российский и донецкий уголь под видом польского или немецкого. А руководство страны сможет пафосно объявить, что “мы не покупаем российские энергоносители”. При этом будут покупать с наценкой посредника и накрученной стоимостью логистики», — прогнозирует бывший вице-премьер Сергей Арбузов. Он добавил, что таким способом можно даже отказаться от поставок российских ТВЭЛов для украинских АЭС и покупать их в Швейцарии, ведь за все будут платить из государственного бюджета.
Еще один мотив начать конфискацию и перераспределить финансовые потоки – политический. Изымать уголь, скорее всего, будут у украинских фирм-импортеров, связанных с бывшим днепропетровским губернатором Игорем Коломойским и нынешним главой МВД Арсеном Аваковым. Таким способом П. Порошенко опустошит кошелек своих политических противников и перераспределит финансовые потоки в свою пользу, поскольку сейчас президентской «политической команде катастрофически не хватает денег на потенциальную избирательную кампанию», предполагает политолог Иван Мезюхо.
* * *
На днях Верховная рада приняла закон «О рынке электроэнергии». Появятся посредники между продавцом и покупателем электроэнергии. Её стоимость не будет регулироваться государством. Электричество ниже себестоимости, естественно, никто продавать не будет. Значит, покупка антрацита за границей по любым ценам станет весомым аргументом в обосновании цены электроэнергии. А вот о проверках угля из других стран, кроме РФ, Киев ничего не говорит. «Рынок цвета угля» проявит себя очень быстро…