Нацбанк, когда
объяснял, почему в мае 2017 года потребительская инфляция ускорилась до 13,5% в годовом исчислении, между делом напомнил, что “рост цен и тарифов, регулируемых административно, ускорился до 28,1% г/г (за месяц повысились на 11,4%). Это прежде всего отражало повышение тарифов на холодную воду и водоотвод с 12 мая”.
Замечу, речь идет о повышении цены на водоснабжение (в разных регионах от 7% до 28%, в Киеве 14%), которое было в мае. Подчеркиваю, не в марте 2017 года, когда цены на электроэнергию взлетели на 26%. И не в феврале, когда газ стал дороже на 22%, а в апреле подорожал снова. Даже не в прошлую субботу. 1 июля, когда тарифы на содержание домов выросли в 1,5-2 раза. Кто не знал об этом – поздравляю с “приятной новостью”.
И ведь не коммуналкой единой отмечено наше ценовое “покращення”. Темпы роста цен на самые “негурманские” продукты питания достигли 50% в зависимости от товарной группы.
Сообщается, что рекордсменами по подорожанию с начала года стали продукты из борщового набора. По данным Госстата, к примеру, капуста стала дороже на 253%, морковь – на 190%, картошка – на 70%. Даже социальные сорта хлеба выросли в цене примерно на 11,5%. И вырастут еще больше в связи с отменой пусть и формального, но госрегулирования цен.
Согласно данным Государственной службы статистики, за май произошло стремительное подорожание свинины на 15 грн. (в среднем до 88 грн. за килограмм), говядины на 13 грн. – до 100 грн. (это какую часть говядины они, интересно, считают – рога и копыта, что ли, ибо мясо уже давно перевалило за сотню, – автор).
Кто-то скажет, что подорожание связано с обжорством населения. Мол, минимальные зарплаты повысились, и все перешли на мясную диету. Совсем наоборот. “Покупательная способность населения резко упала, в итоге поголовье коров сократилось на 20%, свиней – на 15%. Второй фактор – государство урезало дотации животноводам, ведь не секрет, что эти отрасли убыточны. И третий – появившаяся в Украине в последние 3-4 года африканская чума свиней”, –
поясняют в Украинской аграрной конфедерации.
С сокращением поголовья продолжают расти и цены на молочную продукцию. Только за май сыр подорожал на 12 грн., его средняя цена по Украине сейчас составляет 93 грн. за килограмм. Сливочное масло можно купить по 141 грн. за 1 кг, что на 6 грн. дороже от цен предыдущего периода. Сметана подорожала на 5 грн., молоко на 1 грн. И так можно перечислять бесконечно.
Как
отмечает глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко, с начала года в Украине подорожали все социальные продукты, кроме гречки. Кроме того, констатирует НБУ, “в мае существенно ускорился рост цен на табачные изделия (до 40,8% г/г) в связи с проблемами с дистрибуцией...”. От такой жизни закуришь. Кстати, народ начал массово покупать дешевые сигареты. И не только сигареты.
В Украине стали производить больше маргарина. По сравнению с маем прошлого года рост производства составил более 22%. Также Украина стремительно наращивает импорт пальмового масла: в мае текущего 2016/17 сезона он вырос до 17,9 тыс. тонн, что почти на 28% больше по сравнению с предыдущим месяцем и на 51% относительно мая прошлого года. Украина также сократила экспорт дорогих тепличных овощей – до 10-летнего минимума.
Это очень похоже на признаки финансового благополучия населения? На то, что мы, невзирая на цены, кушаем качественную натуральную продукцию? Или больше смахивает, что по бедности с масла переходим на маргарин, но и он не всем по карману, поэтому вкушаем “пальму”? Кстати, еще одна цифра в “копилку благополучия”: задолженность за отопление и горячую воду в мае выросла на 3,4% – до 8,9 млрд. грн. Долги по зарплате тоже выросли: за май долг увеличился на 6,2%.
Хотя, если верить официальной статистике, такие мелочи, как рост цен на коммуналку и продовольствие, вообще не должны заботить население, ибо при росте средней зарплаты до 37% (по Гройсману) расходы населения на приобретение товаров и услуг выросли всего на 22,2% (по версии Госстата).
“Да, люди, которые заходят в магазины, которые покупают какие-то определенные товары, видят, что цены выросли не на 12%, а иногда в полтора-два раза. Что касается, например, импортных товаров, то ощущение может быть такое, что 12% – это заниженная оценка. Реальной оценки, к сожалению, мы не знаем. Там есть много вопросов к методологии, как Госкомстат считает, какие товары он в своем индексе учитывает больше, какие меньше. Мы можем отталкиваться только лишь от официальных данных”, –
подтверждает мнение насчет статистической казуистики экономический эксперт Виктор Скаршевский.
И тут уж, чтобы окончательно подытожить тему статистики, предлагаю Кабмину ознакомиться с
результатами соцопроса, опубликованного в середине июня социологической группой «Рейтинг».
У более 60% опрошенных за последний год ухудшилось материальное положение, у 30% оно не изменилось, только у 6% улучшилось. Более 60% респондентов сказали, что им не под силу оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, 5% могут их оплачивать, еще 3% не определились. Абсолютное большинство – 97% опрошенных – ощущают на себе повышение цен на потребительские товары и услуги.
ссылка