Ситуация в образовании усугубляется так называемой децентрализацией, которая позволяет центральной власти экономить средства государственного бюджета, в том числе на образовании, перебрасывая головную боль с финансированием школ на местные бюджеты. Далее процесс как бы раздваивается.
В очень многих регионах в местных бюджетах просто отсутствуют на это средства. Но даже если средства есть, не факт, что они будут потрачены именно на учительские зарплаты с доплатами, установленными действующими нормативными документами.
Во-первых, кроме школ, есть другие статьи расходов, которые тоже нужно финансировать. К тому же известно, что в 2018 году власть «делала профицит» путем недофинансирования целого ряда расходных статей бюджета, чтобы понравиться МВФ и получить кредит, а возможно, чтобы сэкономленные средства «освоить» каким-нибудь более «интересным» способом.Во-вторых, так называемая децентрализация часто вырождается в «феодализацию» страны, когда местные царьки творят, что хотят, набивая карманы или, как минимум, финансируя то, что им хочется, а не то, что нужно. Даже в Киеве, считающемся богатым и имеющим огромный по отечественным меркам бюджет, средств на доплату учителям не хватает, зато они находятся на разного рода коррупционные игрушки Кличко и компании вроде электронных билетов и вай-фая в трамваях, которых часто невозможно дождаться.
Словом, затея с децентрализацией часто приводит к волюнтаризму и дерибану средств местных бюджетов, и образование от этого страдает очень часто.
Не так давно на эту тему уже приходилось
высказываться. Но начинается новый год, а ситуация с финансированием образования, похоже, только ухудшается. Не спасают даже выборы, перед которыми обычно господствующая верхушка одаривает электорат и социалку, включая школы, «пряниками» хотя бы в целях предвыборного подкупа. Нынешняя власть решила, что пиар-шабаша вокруг томоса достаточно, чтобы заткнуть все рты, включая голодные, а потому на школах можно сэкономить. Дескать, хватит с вас томоса, не фиг денег просить.
Повторим, что деньги на повышение зарплат учителям с начала прошлого года просто не заложили в бюджет. Вроде как забыли, а подумать, так вполне могли сделать это умышленно. В итоге при формальном повышении окладов, обычно не сильно отличающихся от минималки, срезаются установленные нормативными документами доплаты учителям, которые остаются на голых ставках.
В ответ школы начинают изобретать разного рода платные услуги, что еще сильнее обостряет ситуацию. Но если в столице фокусы с платными дополнительными уроками и продленкой еще как-то проходят, то в глубинке и на это рассчитывать не приходится. В результате гибнет школа, а вместе с ней — провинция, поскольку известно, что село живет до тех пор, пока в нем работает школа.
Правда, к концу года в Кабмине спохватились и попытались как-то исправить положение, но проблемы это не решило и выглядело неубедительно. Сначала осенью была перераспределена субвенция, однако полностью, повторим, проблемы это не решило. Под самый новый год вышло еще одно распоряжение Кабмина, предписывающее перераспределить некоторые статьи бюджетных затрат для обеспечения выплат заработных плат в соответствии с нормативными требованиями. Здесь интересно, с каких именно статей было решено перенаправить средства.
Более 228 млн гривен следовало снять с широко распиаренной «новой украинской школы» (НУШ). Напомним, что программой НУШ предполагалось, в частности, обеспечить школы мультимедийными досками и даже конструкторами Lego. Остается непонятным, предусматривает ли «новая украинская школа» решение таких прозаических проблем, как обустройство бытовых условий школ, поскольку во многих сельских «храмах знаний», пардон, справлять нужду приходится, как в XIX веке, то есть, «бігаючи до вітру», и на этом фоне мультимедийные доски выглядят изрядным издевательством.
Вторая статья, с которой предлагалось перераспределить средства на недостающие зарплаты учителям, достойна особого внимания. Около 124 млн гривен планировалось забрать у программы поддержки детей с особыми потребностями. Это нанесло удар по так называемому инклюзивному образованию, то есть по обучению детей с особыми потребностями в обычных школах. И если к самому инклюзивному образованию тоже можно относиться по-разному, то сокращение финансирования существенно усложняет эту непростую программу.
Однако эти манипуляции тоже проблему не решили.
По ряду оценок, к концу 2018 года задолженность по зарплатам учителей достигала 1 млрд гривен, но дополнительно было выделено около 300 млн гривен. Простейшие арифметические действия показывают, что 700 млн гривен остаются невыплаченными, этот долг переходит на нынешний год, и перспективы его погашения туманны, поскольку в нынешнем году, похоже, ничего не меняется в принципе.В Министерстве образования уже заявляют, что
начало нынешнего года ознаменуется задолженностью по зарплатам учителям школ в Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Киевской, Львовской, Ровненской, Сумской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской областях и в Киеве. То есть даже в столице денег учителям хватать не будет! Сумму задолженности в профильном ведомстве оценивают во все тот же 1 миллиард гривен. Причем 472 млн гривен из них составляет нехватка средств в столице. В областных центрах не хватает 366 млн гривен, в районных центрах — 104 млн гривен, а остальное — сельским школам.И это в год выборов! Похоже, нынешняя власть совсем «нюх потеряла».
А главное, в Министерстве финансов в очередной раз заводят песенку о неэффективности системы образования в Украине из-за наличия большого количества так называемых малокомплектных школ. Действительно, по официальным данным, в стране насчитывается около 280 школ, в которых учится до 10 детей, также 483 школы, где обучаются до 20 детей, 955 школ — в которых до 40 учеников, а также более 2300 школ, насчитывающих до 100 учеников.
Озабочена власть и слабой наполняемостью классов. По мнению Минфина, в Украине насчитывается порядка 5200 лишних классов с низкой наполняемостью, средняя величина которой снизилась с более 20 учеников в 2005-2006 учебном году до менее 19 учеников в настоящий момент. В результате, если средняя стоимость обучения одного ученика в Украине составляет менее 15 тыс. гривен, то в ряде регионов из-за низкой наполняемости она колеблется от 23 до 36 тысяч гривен.
Все это действительно является проблемой. Но получается, что её решение будет достигаться просто закрытием школ и классов, то есть лишением детей образования, как минимум, потребного уровня.
Демонстративное закрытие школ и классов, а также увольнение учителей вряд ли предвидится, опять-таки с учетом выборов. Да и вообще, тема эта взрывоопасная.
Но постоянные задержки с выплатой зарплат, всяческое урезание надбавок, жлобская экономия на учительских зарплатах будут способствовать тому, что многие из них, особенно те, кто помоложе, сами уйдут, освобождая место для окончательной «зачистки» образования.
Статистика подтверждает сокращение учительских рядов. В третьем квартале 2018 года на работу в школы было принято, по данным Госслужбы статистики, 79,6 тысячи человек, а уволилось 87,7 тысячи человек. Причем всего учителей в стране около 440 тысяч. Вот так за квартал учительские ряды поредели почти на 10 тысяч человек, или почти на 2,3%.