Количество уголовных правонарушений в Вооруженных Силах, Нацгвардии, Госпогранслужбе, СБУ за год выросло в 6 раз. Приходится адаптировать законы и изоляторы
С начала года органы военной прокуратуры Центрального региона Украины, которые отвечают за Киевскую, Харьковскую, Черниговскую, Черкасскую, Житомирскую, Винницкую, Полтавскую и Сумскую области, зарегистрировали примерно в 6(!) раз больше уголовных правонарушений, чем за такой же период 2014-го. В целом их число достигает 1387, из них 961 — военные преступления, остальные — так называемые общеуголовные.
В семь раз больше преступлений и правонарушений стало в Вооруженных Силах и Нацгвардии Украины, в пять раз — в Государственной погранслужбе, втрое больше — в Службе безопасности. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью "Сегодня" рассказал военный прокурор Центрального региона, старший советник юстиции Григорий Рябенко.
— С начала нынешнего года количество уголовных правонарушений действительно в 6 раз больше, чем за тот же период 2014-го. Из них почти 70% — военные преступления, остальные — общеуголовные. Прирост произошел, в основном, за счет ВСУ, Нацгвардии, Госпогранслужбы и СБУ. Уменьшение количества зарегистрированных уголовных преступлений отмечается только в Госспецслужбе транспорта.
—
А что это за преступления? Они как-то связаны с АТО?— Ну конечно. Из числа зарегистрированных военными прокурорами Центрального региона Украины преступлений, три четверти (около 76%) — это уклонение от воинской службы. В Единый реестр досудебных расследований внесено 709 таких дел. Остальные уголовные производства связаны с нарушениями порядка подчиненности (таких около сотни), уставных правил при отсутствии отношения подчиненности (26 случаев), хищениями военного имущества (48 эпизодов). Выявлено 74 факта незаконного обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами.
Большинство раскрытых преступлений совершено военнослужащими, призванными в ходе мобилизации.
—
И как справляетесь с таким валом?— Работать приходится в очень напряженном режиме. Нагрузки на наших сотрудников возросли во много раз. Да и суды не в состоянии рассматривать такое огромное количество дел. Но приходится.
—
Сколько дел попало в суд?— С начала года — более 400 уголовных производств, из которых 395 — с обвинительным приговором. Чтобы было понятнее: это в 10 раз больше, чем за такой же период 2014-го. Следователями военных прокуратур Центрального региона расследовано в 8 раз больше дел, чем за пять месяцев прошлого года.
—
В прессе называлась цифра уклоняющихся от службы — более 5 тысяч человек. Это те, кто вообще отказывается идти в армию?— Могу говорить о военной прокуратуре Центрального региона: в прошлом году было зарегистрировано 1177 преступлений, связанных с уклонением от службы 3919 лицами. В том числе
307 производств по 2271 гражданам, которые служили на территории Автономной Республики Крым и не прибыли к месту новой дислокации — в Киев и Винницу. В основном, речь о военнослужащих Воздушных Сил и СБУ. В суд было направлено 141 дело. А в текущем году таких производств уже свыше 600 относительно более 2 тысяч военнослужащих. Из них 19 дел в отношении 1443, не вернувшихся из Крыма. В суд направлено почти 300 уголовных производств, связанных с уклонением от службы 261 гражданина. Из тех, кто привлекается к ответственности, около 500 из ВСУ, почти 200 из Нацгвардии, 1400 из СБУ, 25 из Госпогранслужбы. По ранее открытым делам в отношении 3200 лиц производство приостановлено — установить их местонахождение пока не удалось. В том числе — 2,5 тысячи по ВСУ, 328 — по НГУ, Службе внешней разведки — 61, Государственному космическому агентству — 222. Дела эти нами расследованы. Как установим место пребывания людей, направим в суд.
—
Получается, тех, кто не является по повесткам, не так уж много?—
Те, кто не является по повесткам, еще не военнослужащие. Этой категорией правонарушителей занимаются органы внутренних дел совместно с военкоматами. А мы занимаемся теми, кто был призван, но отказался служить, оставил расположение части.
—
Многие уклонисты мотивируют свое нежелание идти воевать тем, что войны ведь официально у нас нет, а есть АТО, и это снимает с них ответственность. Почему они должны заниматься террористами? Некоторые адвокаты охотно берутся оказывать юридическую помощь. Кто прав?— Давайте руководствоваться законом: тот, кто отказывается служить или самовольно оставляет место службы, совершает правонарушение, и за это надлежит отвечать. Адвокаты могут оспорить юридическую сторону вопроса, это их право. Ранее в законодательстве действительно были некоторые несогласованности, которые использовали не только адвокаты. Сейчас Верховная Рада понемногу приводит законодательную базу в соответствие с требованиями времени. И пробелов в нормативных актах стало значительно меньше.
—
Отказники будут привлечены к уголовной ответственности?— Хочу обратиться к ним через вашу газету: кто добровольно явится в военную прокуратуру или орган военного управления, не будет взят под стражу. Многие боятся, что их сразу арестуют, ведь находятся в розыске. Но добровольная явка — смягчающее вину обстоятельство. Мера пресечения в виде содержания под стражей в этом случае применяться не будет — об этом информированы все военные прокуроры нашего региона.
—
А как проверить, совершил человек преступление или нет?— Дать оценку должен суд на основании собранных следователем, прокурором доказательств. Если человек сам пришел и дал показания, это обязательно будет учтено.
—
И есть такие случаи?— Практически все случаи, когда человек является добровольно, рассматриваются как смягчающее обстоятельство.
—
Какие еще актуальные преступления расследует военная прокуратура? К примеру, взяточничество...— С начала года раскрыто 20 уголовных преступлений данной категории. В суд направлено 5 таких дел. "Сегодня" писала о начальнике управления логистики Нацгвардии, полковнике Святославе М. Он был задержан при получении взятки в сумме 230 тысяч гривен за лоббирование интересов поставщиков питания при проведении тендеров по закупке мясных консервов для бойцов в зоне АТО. Дело направлено в Соломенский районный суд Киева. В производстве военной прокуратуры Дарницкого гарнизона есть похожее — на консервах хотел разжиться командир войсковой части. Там сумма поменьше — 70 тысяч гривен. Но факт остается фактом. Уверен, виновные будут наказаны по всей строгости закона.
—
20 установленных фактов, и всего лишь 5 дел дошло до суда...— Такого рода преступления очень трудно доказывать. Никто не торопится признавать вину. А наличие дачи, дорогой иномарки, валюты в служебном сейфе, как говорится, "к делу не пришьешь"... У М. было четыре адвоката. Сложностей хватает. Поэтому если есть хоть один доказанный факт, мы по нему и работаем.
—
Недавно главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил о 35 установленных фактах взяток военкомам.— И нами подобные раскрываются. Сотрудник райвоенкомата в Полтавской области вымогал за отстрочку от мобилизации 1900 гривен. Замрайвоенкома из Харькова получил за такой же документ 300 долларов. Глава военно-врачебной комиссии в Житомире выдал справку за 5 тысяч гривен. Есть и другие факты. Они задокументированы. Борьба с коррупцией и взятками продолжается.
—
Мы говорим о росте преступлений. А где виновные содержатся?—
На территории Центрального региона действуют три гауптвахты — в Киеве, Харькове и Житомире. К сожалению, этого недостаточно. Не справляется с возросшими нагрузками и дисциплинарный батальон, который дислоцируется в Дарницком районе Киева. Необходимо безотлагательно увеличить количество мест для содержания до суда военнослужащих, совершивших преступления, а также осужденных и привлеченных к ответственности за военные админправонарушения. Гауптвахты надо открывать в учебном центре "Десна", гарнизонах в Гончаровске, Чернигове, Девичках.
В военной прокуратуре Центрального региона "Сегодня" рассказали о нескольких показательных случаях из жизни мобилизованных и подлежащих мобилизации граждан.
Солдат, дважды самовольно покинувший расположение воинской части в Черниговской области, отправлен в дисбат.
Первый раз он отсутствовал на службе 10 суток, за что был подвергнут домашнему аресту сроком на полгода. Во второй раз ушел почти на месяц.
Козелецкий районный суд квалифицировал такие действия по статье 407 УК Украины как самовольное оставление части в условиях особого периода и приговорил беглеца к двум годам лишения свободы.
Тот же суд огласил приговор военнослужащему-срочнику, которому, кстати, до увольнения в запас оставалось всего несколько недель. Он также дважды покидал часть, сначала на восемь дней, а вернувшись, ушел еще на месяц. Так сказать, не дотерпел до дембеля.
Учитывая признание уклонистом вины, чистосердечное раскаяние и сотрудничество со следствием, его осудили к году дисбата.
Справедливости ради стоит заметить, что санкция статьи 407-й предусматривает наказание за самовольное оставление части в особый период сроком от трех до семи лет лишения свободы. Так что еще легко отделались.
Трагикомический случай произошел в Харькове. Во время задержания местного жителя, уклонявшегося от мобилизации, тот, пребывая в состоянии алкогольного опьянения, пытался... укусить своего обидчика за ногу. Поначалу это не удалось — в кармане бойца Военной службы правопорядка оказался мобильный телефон, и агрессивный уклонист сломал об него зуб. Но потом все-таки исхитрился и впился в ногу служивому. Шутки шутками, но на всякий случай горе-призывника сейчас проверяют врачи — не заразил ли он потерпевшего вич-инфекцией или гепатитом (ранее наблюдался в специализированных медучреждениях). Уголовное производство открыто по двум статьям УК Украины. Ведется следствие.
Одно из самых громких разоблачений последних дней — задержание военного комиссара Одесской области, полковника Юрия Пискуна, который попался на взятке в $1,7 тысячи за освобождение от мобилизации. Прежде чем поймать на горячем, сотрудники военной прокуратуры Южного региона и Управления СБУ в Одесской области документировали действия его подручных в течение двух месяцев!
Подробностями поделился с "Сегодня" первый заместитель главного военного прокурора Украины Владимир Жербицкий.
— Противоправные действия пособников военкома фиксировали средствами видео и аудиоконтроля, собрав серьезную доказательную базу, — говорит Владимир Геннадьевич. — Оставалось только задержать главного фигуранта, и вскоре такая возможность представилась...
Передача денег происходила в присутствии одного из посредников Пискуна. Получив доллары, он должен был отдать военные билеты с отметками, освобождающими их владельцев от мобилизации. Там же изъяли другие вещдоки — заранее меченые купюры.
По словам Жербицкого, после задержания облвоенкому, страдающему диабетом, стало плохо, ему вызвали скорую, и медики оперативно оказали необходимую помощь.
— В настоящий момент военком и его подручные находятся под стражей, — говорит первый зам главного военпрокурора. — Предпринимались попытки освободить их под залог (Пискуна — за 10 млн, пособников — за 2,5 млн). Но суд проявил принципиальность, и все трое, с учетом тяжести содеянного, удерживаются сейчас в Днепропетровском СИЗО.
В Главной военной прокуратуре уточняют, что с начала года к уголовной ответственности привлечены уже 35 военкомов разного уровня. Но чтобы на взятке погорел руководитель областного военкомата — такого раньше не было.
— В Одессе это не могли себе даже представить, считая Пискуна всесильным и всемогущим человеком, который умеет найти подход к любому чиновнику и решить любой вопрос, — говорит Жербицкий. — Но сколько веревочке ни виться, конец когда-нибудь да настанет. На все имущество Пискуна, включая недвижимость, наложен арест.
Как только о случившемся стало известно новому губернатору Михаилу Саакашвили, он встретился с членами следственно-оперативной группы и выразил поддержку дальнейшим действиям по борьбе с коррупцией. В Главной военной прокуратуре и военпрокуратуре Южного региона обещают новые разоблачения и посадки. Будут ли призваны те, кому предназначались липовые "белые билеты", пока не ясно — им назначены экспертизы.
Сотрудники Службы безопасности совместно с органами военной прокуратуры предотвратили незаконную продажу за рубеж двух боевых вертолетов Ми-24Р и учебного стенда-макета того же типа по заведомо заниженным ценам и поддельным документам.
— В поле нашего внимания оказались материалы о продаже некой словацкой фирме вполне пригодных к эксплуатации Ми-24Р по явно заниженным ценам — $300 тысяч каждый, тогда как реальная стоимость была не менее 2—3 млн долларов, — прокомментировал для "Сегодня" ситуацию оперативник Департамента контрразведки СБУ, который отслеживал и распутывал криминальную схему. — При том, что потребность в винтокрылой технике такого класса в зоне АТО очень велика. Начали разбираться: кто, кому и почему решил ее продать. Вышли на командование ВВ МВД Украины — машины принадлежали эскадрилье, дислоцированной под Винницей. Обе в технически исправном состоянии, у одной налет вообще составлял чуть более 100 часов..
По одной из версий, словаки хотели приобрести ударные вертолеты огневой поддержки для использования в... аэрофотосъемке и отборе проб грунта — такая запись была задекларирована в документах. Хотя это все равно, что грачевать на "Хаммерах", считает контрразведчик. По другой — планировалось разукомплектовать Ми-24Р, вывезти из Украины автотранспортом, собрать заново и перепродать третьей стране. Естественно, значительно дороже.
— Почувствовов, что запахло жареным, представители фирмы-посредника поспешили задним числом составить акты приемки-передачи, а иностранные партнеры произвели 100-процентную оплату сделки, — продолжает оперативник. — Несмотря на это, сомнительный контракт удалось остановить...
По материалам СБУ военная прокуратура Центрального региона открыла уголовное производство. Усматривается, что сами события происходили еще до того, как Внутренние войска стали Нацгвардией. Злоупотребляя служебным положением и действуя в интересах специализированного оборонного предприятия и его зарубежных партнеров, должностные лица составили заведомо недостоверные акты и заключили договор комиссии, осуществив незаконное отчуждение военной техники.
Уголовное производство открыто по двум статьям УК Украины — 191-й, части 5 (присвоение, растрата или завладение имуществом в особо крупных размерах путем злоупотребления служебным положением) и 366-й, части 2 (служебный подлог, причинивший тяжкие последствия). Максимальное наказание по совокупности может составить до 12 лет лишения свободы.
По предварительным данным, ущерб оценен в более 5 млн гривен. Для определения действительной рыночной стоимости вертолетов и стенд-макета на момент отчуждения назначены судебно-товароведческая, комплексная судебно-экономическая и судебно-почерковедческая экспертизы. Между тем словацкая фирма и посредники обжаловали действия Службы экспортного контроля и СБУ. В двух админсудах иски отклонили, но заявители не сдаются. Несмотря на решение Кабмина о передаче вертолетов армейской авиации Сухопутных войск. Заинтересованные в сделке остаются вне зоны досягаемости. В спецслужбе указали, что те работали в "Укрспецэкспорте" и его дочерней компании "Промоборонэкспорт".
— Схема, когда исправную или практически новую технику продают чуть ли не по цене металлолома, не нова, — говорит экс-заместитель гендиректора "Укроборонпрома" Максим Глущенко. — В свое время, останавливая такие сделки, я сталкивался с серьезным давлением. Но сейчас у правоохранителей развязаны руки, и профессиональная работа СБУ, как в данном случае, надеюсь, позволит довести подобные дела до логического завершения. Вертолеты не успели вывезти за рубеж, а значит, есть шансы вернуть их в строй.
источник
С одной стороны, прогресс. А с другой, невыявленных преступлений должно быть еще больше в несколько раз.