Новый год станет решающим в судьбе НовороссииНесмотря на то, что ВСН вступают в новый год в куда лучшем состоянии, чем были прежде, никто не отменял риска не просто новой войны с Украиной, а такой войны, которая сметет ДНР и ЛНР с карты. Чтобы не допустить этого, необходимо заняться строительством полноценных государственных институтов, чему сильно мешает клубок противоречий, накопившихся за время конфликта.
Единственным в каком-то смысле новым итогом последней в этом году минской встречи контактной трехсторонней группы по урегулированию конфликта в Донбассе стало неожиданное соглашение между Киевом и двумя непризнанными республиками о «праздничном» перемирии начиная с 23 декабря. В теории уже с полуночи вторника должно было настать полное прекращение огня. Этого не случилось, но это и невозможно по множеству технических причин. Важно понимать, что «праздничное перемирие» – не просто дополнение к уже существующим соглашениям, а нечто совершенно самостоятельное. О такой самостоятельности давно уже мечтают иные радетели новоросской независимости – независимости не только от Украины, но и от России, а также подчас от здравого смысла.
Праздник к нам приходит
Одновременно с переговорами в Минске части ВСН на южном фланге без боя заняли небольшой поселок (три с половиной асфальтированные улицы) Коминтерново в степи на стратегической трассе Мариуполь – Тельманово. Украинского гарнизона там не было, в итоге примерно 50 человек на БМП и с минометами спокойно установили контроль над населенным пунктом в 25 километрах от Мариуполя. До украинской стороны этот факт дошел не сразу, примерно сутки представитель сектора «М» группировки ВСУ Александр Киндсфатер обещал «разобраться», а затем (видимо, по итогам разбирательств) в украинских СМИ поднялся крик о «нарушении мирных соглашений со стороны ДНР».
Меж тем никто не стрелял. Коминтерново находится на теоретически взрывоопасном участке фронта, но в так называемой серой зоне, она же «нейтралка». Украинские войска заняты «отжатием нейтралки» в постоянном режиме, причем в этом же географическом районе. Так относительно недавно, в начале декабря, было вокруг соседнего с Коминтерново города Павлополя, а также поселка Пищевик. То есть ВСН в кои-то веки зеркально повторили поведение противника, немного улучшив линию фронта. И тут нужно оговориться, что сейчас исполнительская дисциплина в ВСН по части такого рода операций чрезвычайно сильна. Если проследить за выполнением моратория на прекращение огня вплоть до каждого пистолета невозможно, то без точного и ясного приказа из Донецка ни одна БМП никуда не двинется.
И вот после объявления «праздничного перемирия», которое куда шире было освещено в Европе, нежели на самой Украине, видимо, поступил приказ уйти из Коминтерново от греха подальше. Тем более что спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик сказал в Минске прочувствованное слово про «жителей Восточной Украины», которые должны «в мире и безопасности отпраздновать Новый год и Рождество». В ответ на это украинская армия в районе Мариуполя зримо напряглась. В конечном итоге, или, лучше сказать, от греха подальше, миссию ОБСЕ в Коминтерново ополченцы не пустили и все вокруг заминировали. Это гарантия того, что примерно 200 оставшихся в селе местных жителей действительно встретят Новый год спокойно. А Киев и Донецк меж тем принялись обсуждать разминирование «некоторых участков фронта» (по инициативе Киева).
Такого рода локальные истории уже давно воспринимаются как общий информационный фон. Действительно, это будни региона, как и постоянные вялые перестрелки. С ними да под «праздничное перемирие» Донецк с Луганском и вошли в 2016 год, а он определенно претендует на то, чтобы стать решающим в судьбе Новороссии.
Признание непризнания
Крайне важно понимать, что никакой другой модели госстроительства, кроме как с ориентацией на Россию, у Донецка и Луганска нет. Многих это пугает, в том числе и в Москве – на фоне ситуации в Крыму. Там последствия 25 лет украинской независимости оказались куда более сложными, чем представлялось со стороны. И не только в плане разрухи и запустения (в Новороссии сейчас разрушено гораздо больше), а в плане устоявшихся жизненных схем и принципов взаимодействия с государством. Некоторые утверждают, что между Крымом и Донбассом в плане менталитета существует принципиальная разница, причем именно Донбасс в этом плане выглядит предпочтительнее. В чем-то это действительно так, но в какой-то момент в Москве было принято решение максимально жестко и прагматично выстроить политические и управленческие схемы в ДНР и ЛНР, чтобы, не дай бог, чего не вышло, тем более что раздрай и шатания были налицо. Это привело к конфликтам как внутри Новороссии, так и – иногда – с Москвой, к неприязненным личным взаимоотношениям между некоторыми государственными мужами, что печально. Этот клубок затаенных конфликтов и заглушенных амбиций непременно будет давать о себе знать.
Но иного пути сейчас уже нет, фантастика – не наш метод, а государственное строительство для ДНР и ЛНР в 2016 году – обязательный элемент выживания. Речь идет в первую очередь о создании дееспособных социальных, экономических и управленческих институтов, которые ориентировались бы на общую систему ценностей. Понятно, что Новороссия сейчас – это скорее идея, чем практика. Но новые институты власти все-таки должны функционировать самостоятельно и без постоянных ссылок на военное время.
И если уж строить государство, то все-таки единое – так и удобней, и дешевле. Например, до самых последних дней между ДНР и ЛНР существовала таможня. Это сложно понять, но это было. Другое дело, что пока гуманитарная ситуация в республиках слишком разная, как и военно-политическая обстановка. Возможно, что 2016 год в этом смысле кое-что прояснит.
И не надо забывать, что, наряду с прогнозом метеорологов, первое по дате и ключевое по сути событие для ДНР и ЛНР – уже анонсированные выборы в местные органы власти, никак пока не стыкующиеся с Минском-2. Как раз весна будет, кстати. Так что новый год для Новороссии может наступить по китайскому календарю.Ссылка