За время майданных событий каждый, у кого есть хоть одна извилина, мог в течение одного дня убедиться в том, что действо, в котором он принимает участие – дурно поставленный спектакль по чужому сценарию, мог понять и уйти, сохраняя достоинство и здравый смысл.
Но – нет. Стояли, скакали, камлали, скандировали злобные речевки, сомневающимся ядовито и визгливо выкрикивали – вам при Януковиче, наверно, хорошо жилось, а вот мы его сбросили и счастливы.
Ну, ок, сбросили.
А дальше в стране началось непредставимое, невпихуемое, которое невозможно пустить в свое сознание, если не отключить отделы мозга, отвечающие за критичность восприятия. А главное – требовалось отключить память. Вот это как раз удалось. Долговременная память как основа личности революционным способом на Украине практически отменена. Празднует победу память кратковременная, которая вкупе с психологическим механизмом вытеснения делает общество стадом баранов. Узнали – опупели – охнули - вытеснили – забыли. Присели - пошелестели - побурчали – забыли.
Новость живет один день, какой бы ошеломляющей она ни была. Вы еще только хотите ее проанализировать, а в соцсетях обсосали, обкашляли, классифицировали, поржали и выбросили. Любая по-настоящему значимая для общества информация перебивается штанами губернатора, надетыми задом наперед, фляжкой в кармане президента или его рваными носками. Общество оживляется, креативные граждане рисуют демотиваторы, все дружно ржут, а завтра уже не помнят ни комические куплеты политиков, ни катастрофические события, ни воровство волонтеров, ни садизм карателей, ни оценки, ни перспективы.
Вот навскидку лишь несколько событий, которые потрясли было Украину, да тут же и канули в Лету, ничему не научив, никого по-настоящему не напугав, не протрезвив, не образумив.
Убийства на Майдане Незалежности, спалившийся со снайперской винтовкой в машине кровавый кретин Пашинский, спиленные деревья со следами пуль, тщательно зачищенные улики, баллистические экспертизы, ясно указывающие, что стреляли с крыш домов, контролировавшихся вождями Майдана. Ритуальные сакральные жертвы, несчастный Нигоян, обеспечивший себе погибель пафосным чтением пафосных виршей на камеру, убитый инженер из офиса Партии Регионов, самка богомола Черновол, которая вела свору убийц… Попытки повесить эти расправы на прошлую власть, подлые манипуляции, циничные чествования погибших, ставших жертвой радикалов. И тупое молчание биомассы, согласной сожрать любое хлебово. Это – достоинство? Наплевали-забыли.
Ряд странных самоубийств – обычный спутник украинских майданов. Убийство Калашникова. Убийство писателя и журналиста Олеся Бузины. В центре Киева, днем, демонстративно, в стране победившей демократии и свободы слова. Убийцы на свободе, следствие тихо умерло. Злая смерть молодого украинского патриота, настоящего, честного, практически забыта. Никто не вышел на улицу, не писал «же суи Олесь», правозащитные организации планеты, обычно такие чувствительные, молчали тогда и молчат сейчас.
Рейды нацистов-карателей по Донбассу. Вообще феномен сладострастного карательства. Грязные утехи садистов-вурдалаков. Педофильские откровения Онищенко. Кошмарные, не умещающиеся в голову описания убийств, пыток, грабежей, мародерства, изнасилований. Почитали – ужаснулись – почмокали – головами потрясли – вытеснили – забыли. Кто наказан? А черт его знает. Календарь закрыл этот лист и 100500 последующих.
Реформа полиции. Инфантильные, ничему не обученные искатели приключений в роли патрульных, получивших неожиданно огромную власть над пэрэсичными. Селфи малолетних дурочек с расшлепанными губами, уничтожение десятков машин, спасение кошечек. Ржали, ржали, а потом – бах, они взяли и застрелили парня в стоявшей машине через лобовое стекло в упор. А потом – бах, они взяли и застрелили в упор мужика в Кривом Озере. Никто не наказан. А потом бывший мент-каратель расстрелял в упор новых ментов-понтов. Тишина. Все молчат. Запах подгоревшего стараются не замечать. Достойно так, без суеты. О приговорах что-нибудь слышали? То-то.
Зато слышали, что полиция требует невиданных прав и полномочий, стрельбы на поражение с полпинка и прочих привилегий. А спецслужбы хотят всех прослушивать, за всеми подсматривать, почту читать. Они и так все это делают невозбранно, но вот – хотят с достоинством чтоб, официально чтоб.
А вот из свежего. В рамках борьбы с коррупцией. Неделю – невиданно долго! - публика охала, стебалась, исходила праведной желчью по поводу ненавистного многим клоуна Лещенко, настоящей госдеповской шестерки, как бы смешно это ни звучало, главы секты Золотого унитаза. Обстоятельства покупки им скромной квартирки в центре Киева поразили своей наглостью даже самых бывалых исследователей пищевого поведения грантоедов. Внезапно мама-олигарх, хамоватая, но богатая диджейка, выдающая беспроцентные ссуды Притула, явно заниженная цена квартиры. У многих зачесалось пробужденное майданом достоинство – как же, мол, так, закудахтали даже побратимы, тихо, но завистливо пересчитывавшие наскирдованное в собственных схронах. Борцы с коррупцией под лупой исследовали то, что ребенку было видно невооруженным глазом – Лещенко скрыл от налогообложения и декларирования большие деньги. И что? Да вертел вас всех Сирога на причинном месте. Борцы с коррупцией отползли восвояси – ворон ворону глаз не выклюет. Квартирка полным ходом ремонтируется, диджейка мочит налево и направо критиков их счастья, не гнушаясь всем богатством русского обсценного вокабуляра. Банкирша Притула, как всегда, статуарно молчит. И черная бухгалтерия присвоенного ею сайта, кажется, больше никого не интересует. Разве только Мирославу Гонгадзе, но и та недолго шипела. Мама Лещенко... Впрочем, при чем здесь мама, да.
О ситуации все достойно забыли – тут главное было перетерпеть. Зная особенности памяти украинской политической нации, надо просто тупо перемолчать. Зря Сирога диджейке своей нервной роток не залепил, так бы забыли еще раньше.
На излете этого скандала в то же дерьмо вступила бывшая герлфрендка Лещенко Залищук. Происхождение ее квартиры еще смешнее, но мужиковатой ловкачке по проторенному-то пути идти совсем уж как маслу. Итог – все при своих. Народ при демотиваторах, хохмах, фотожабах, Света – при квартире. Нешто не достойно? Забыли, забыли.
Не успели затихнуть большой и малый квартирно-грантососовские скандалы, как народные депутаты и чиновники показали нам свои декларации. Народ, конечно, догадывался, что годами нывшие о своих нищенских зарплатах депутаты не последний хрен без соли доедают. Покрякивал, когда узнавал, что вся эта ленивая, тупая, горластая, жадная сволочь неукоснительно выписывает себе материальную помощь. Но реноме наследников великой революции достоинства не давало опускаться до того, чтобы протестовать вслух, мы ж не как эти, проплаченные кто.
А тут такая подстава. Все кинулись увлеченно читать, рисовать наглядные графические картины депутатско-чиновничьего счастья, взвешивать тонны их денег, смаковать перечни квартир-машин-картин-храмов-бриллиантов. Попыхали-порисовали-поржали-поненавидели-забыли. Достоинство размена на мелочи не терпит.
Серия скандалов с рейдерскими захватами. Серия скандалов с активистами-волонтерами. Непередаваемая, эталонно-скотская тема олигарха Порошенко с его Ленинской кузней и липецкой фабрикой. Достоинство нации в том, чтобы каменно молчать – зато же Януковича свергли.
Назначения на должности. Кто только ни рулил Украиной, которую никому не жалко. Хамло-министр Булатов, вор и брехун; генпрокурор Махницкий, талантливый настолько, что в рекордно краткие сроки наскирдовал достаточно, чтобы купить гостиницу Хайатт в Киеве и дом в Лондоне. Череда министров здравоохранения, потомков Менгеле. Придурочные послы и вишенкой на МИДе – Климкин. Алкоголик, вор и коррупционер Луценко. Бес Аваков. Всех не перечислить. Все назначения проходили гладко и достойно.
И вдруг народец обиделся на Дееву. Мол, молода, неопытна, безграмотна и искушена разве только в порнографических фотосессиях. Дня примерно два с половиной общество негодовало. Демотиваторы, картинки, жабки, стишки. Забыто. Девочка рулит и поплевывает на глуповатое наше диванное войско с высокой вышки.
Драчки в Раде, объятия после драчек, разнообразные договорняки, Надя Савченко, молодая грузинская команда реформаторов, тотальная декоммунизация, блокады Донбасса и Крыма – разве все перечислить?
Все забыты, всё забыто. А сколько еще впереди, чтобы быть забытым. Революция достоинства имени Альцгеймера.
Помянем не чокаясь, все равно не помним, что именно поминаем.
Нюра Н. Берг